Главная \ Два языка - два крыла \ Концепция школьного языкового образования РС(Я)

Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Концепция школьного языкового образования РС(Я)

«Назад

ВВЕДЕНИЕ

Концепция язык обр РС_ЯНационально-региональная система образования РС(Я) несет ответственность за обеспечение условий для самореализации индивида, независимо от его национальной принадлежности, за организацию общего духовного пространства, основанного на взаимном уважении к языку и культуре разных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Система школьного языкового образования должна всемерно способствовать сохранению культурно-языковых особенностей народов Якутии и дальнейшему развитию их взаимодействия.

К концу XX столетия система общего среднего образования РС(Я) достигла определенных успехов в обучении учащихся национальных школ родным и русскому языкам. По данным переписи 1989 года, 62% коренного населения Якутии свободно владеет русским языком. В республике доминирует национально-русское двуязычие, обеспечивающее языковое взаимопонимание без посредников и создающее положительные межнациональные установки. В распространении национально-русского двуязычия определяющую роль сыграло школьное образование.

В связи с изменением подходов к языковой политике в РФ, так и в РС (Я) для развития двустороннего двуязычия создаются соответствующие организационно-педагогические условия для изучения учащимися русскоязычных школ якутского языка как государственного. По данным МО, на сегодняшний день разговорный якутский язык изучает 22,9% учащихся русскоязычных школ.

Постепенно расширяется сфера использования родных языков коренных народов Арктики. В большинстве школ малочисленных народов родные языки продолжают изучаться как учебный предмет. Введение нового учебного предмета по национальной культуре способствовало представлению родных языков народов Севера в системе общего образования и как предмета изуче­ния, и как языка культуры.

По данным переписи 1989 г., для народа саха характерен высокий уровень сохранения языка своей национальности: 95,1% якутов владеют родным языком.

Но перевод преподавания предметов математики, физики, химии, черчения с 1964-65 учебного года на русский язык с 6 класса постепенно привел к тому, что якутский язык имеет сейчас минимальные функции языка обучения и изучения.

В настоящее время почти каждый пятый школьник не имеет реальной возможности изучать родной язык, так как количество якутских групп и классов в городских дошкольных и общеобразовательных учреждениях не удовлетворяет спрос населения. По данным МО, в 1999 году 16,5% детей саха не обучались родному языку в школах.

В ходе реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) проведена коррекция базового учебного плана. Сельские школы с якутским языком обучения, компенсировали сокращение часов по русскому языку за счет школьного компонента.

Но большинство школ республики ориентировано на изучение английского в ущерб другим иностранным языкам. По сравнению с 80-ми годами значительно сузился ареал изучения немецкого и французского языков. Ни в одной школе не преподаются такие классические языки, как испанский, китайский, арабский, хинди и т.д.

Актуальность разработки Концепции языкового образования в образовательных учреждениях определяется вышеизложенным факторами и целым рядом других, среди которых можно отметить следующие:

  • установка на развитие и саморазвитие личности в контексте подготовки к межкультурной коммуникации;
  • социальный заказ современного общества на формирование и развитие личности, способной к созидательной деятельности в условиях полилога культур;
  • специфичность языковой ситуации в республике, где функционируют два государственных (русский и якутский), пять официальных (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский);
  • переход школы на 12-летний срок обучения; потребность в создании психолого-педагогических условий и средств, методических разработок, в том числе компьютерных программ по формированию и развитию многоязычия.

Настало время для объединения усилий учителей родных, русского и иностранных языков в развитии языковой личности*.

В связи с растущей потребностью в изучении языков коренных народов республики жителями некоренной национальности, требуется создание реальных условий для изучения этих языков.

Ведущим в школьном языковом образовании становится детоцентристкий подход: оказание педагогической поддержки ребенку в его естественном желании знать несколько языков и вооружиться рациональными способами их овладения. Следовательно, в методике преподавания языков усиливается значение сознательно-сопоставительного метода, основанного на понимании базы родного языка как лингвопсихологического фактора.

Цели и задачи языкового межкультурного многоязычного образования в школах РС(Я):

  • формирование языковой личности и развитие полилингвистической коммуникативной компетенции школьников, необходимой для общения на родном, русском и иностранном языках;
  • развитие способностей школьников использовать язык как средство самообразования, самореализации, самовыражения.
  • культуроведческое обогащение учащихся: от идентификации с родной культурой к приобщению к культуре народов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мирового сообщества.

Основными принципами школьного языкового образования являются:

  • языковой суверенитет личности
  • диалектическое единство трех начал: национального, федерального и общемирового, обеспечивающих осознание школьником себя гражданином РС (Я), РФ и субъектом мировой цивилизации;
  • преемственности на всех уровнях обучения;
  • разумного консерватизма (при обновлении содержания, в выборе методов и приемов обучения);
  • организацию языкового материала на коммуникативной основе;
  • скоординированность обучения языкам, согласованность и преемственность языковых курсов в их содержании и структуре;
  • принцип целостности, отсутствие разорванности в знаниях по языковым предметам, качественная полнота, внутреннее единство языкового образования в его систематичности, устойчивости;
  • принцип интеграции разных уровней языкового образования;
  • принцип демократизма - доступность многообразия содержания, видов и методов в соответствии с потребностями, с возможностями личности ученика.

Целостная система языкового образования в школах Республики Саха (Якутия) состоит из следующих компонентов:

  • обучение родным языкам (русскому, якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, чукотскому, долганскому); ,
  • обучение русскому языку как государственному и как языку межнаци­онального общения РФ и РС (Я) в якутских школах;
  • обучение якутскому языку как государственному языку РС (Я) в школах с русским языком обучения;
  • обучение иностранным языкам.

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком.

Основные принципы и направления настоящей Концепции языкового образования в Республике Саха (Якутия) соответствуют положениям Проекта ЮНЕСКО "На пути к Культуре Мира" и развивают Концепцию ЮНЕСКО о языковом многообразии и непрерывном многоязычном образовании и сохранении и развитии малых языков, дополняют "Концепции образовательной области "Филология" в 12-летней школе", "Концепции образования, по русскому (родному) иностранным языкам в 12-летней школе".

 * Под языковой личностью подразумевается личность, выраженная в языке, отражаю­щая через язык картину мира, и определяющая процессы восприятия и понимания. (Ю.Н. Караулов)

УДК 372.880+80.001.01 ББК 74.268.1+81 К 65

© НИИ Национальных школ РС(Якутия), 2001