Главная \ Два языка - два крыла \ Методика обучения русскому языку в национальной школе

Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Методика обучения русскому языку в национальной школе

«Назад

1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 1.1. Значение и место русского языка в обучении и воспитании учащихся-якутов

Методика обученияВ «Законе о языках Республики Саха (Якутия)» (1992 г.), в Законе «Об образовании» (1995 г.) и в Федеральном законе «О государственном языке РФ» (2005 г.) определен статус русского языка как языка государственного и межнациональ­ного общения. Овладение государственным языком Россий­ской Федерации предоставляет гражданину Республики Саха (Якутия) возможность интегрирования в русскую и мировую культуру, расширяет сферу его деятельности, повышает кон­курентоспособность в современных условиях рынка труда.

В условиях республики речь идет о позитивном двуязы­чии и полилингвизме, оказывающем благотворное влияние на развитие личности школьника при обязательном сохра­нении его языковой и культурной самобытности. Системой языкового образования проектируются разные уровни линг­вистической и коммуникативной компетенций языковой лич­ности школьника на двух государственных языках. Изуче­ние русского языка предполагает овладение учащимися раз­ными типами компетенций — коммуникативной (речевой), лингвистической, языковой, этнокультуроведческой. Язык как основной инструмент культуры способствует развитию языковой личности школьников в диалоге двух культур и постижению системы национально-словесных образов, эти­кетных формул и социальных форм общения, принятых в русском языковом сообществе.

Главными функциями языкового образования являются по­лучение образования с помощью русского языка и соб­ственно языковое образование.

Русский язык для части учащихся выступает в качестве учеб­ного предмета специализирующего характера (например, в клас­сахгуманитарного профиля) и рассматривается как средство профессиональной подготовки по другим специальностям.

Целью обучения русскому языку в национальной школе является развитие личности школьника через систему знаний о языке, умений и навыков в различных видах речевой дея­тельности.

Новый методический подход предполагает согласованность содержания и структуры курсов по родному и русскому язы­кам, включение отсылок, сопоставлений, переводов. В условиях двуязычия и многоязычия отивационное воздействие межъязыковых сопоставлений будет разнонаправленным в зависимости от характера взаимодействия контактирующих языков.

Содержание обучения русскому языку в якутской школе включает следующие компоненты:

  • языковые знания по разделам курса русского языка;
  • умения и навыки по видам речевой деятельности и общения в типовых ситуациях;
  • знания по лингвистике текста;
  • способы учебных действий учащихся по усвоению зна­ний, умений и навыков по русскому языку;
  • этнокультуроведческий материал.

Переход к образовательным услугам опережающего ха­рактера предполагает внедрение «открытых» форм обучения, в том числе информатизацию и компьютеризацию.

Систематическое обучение русскому языку предусматри­вается с 5 по 11 класс, углубленное и специализирующее обучение — в старших классах национальной школы (про­фильных). Для школ гуманитарного направления предназ­начены углубленные курсы, обеспечивающие собственно-лингвистические профили обучения, создающие условия для успешного обучения в вузе.

Структура школьного курса русского языка в якутской школе определяется:

  • целями, задачами и содержанием курса русского языка как государственного;
  • возрастными особенностями учащихся младшего, средне­го и старшего уровня обучения;
  • преемственностью между уровнями;
  • необходимостью перераспределения учебного материа­ла между основной и 12-летней школой с целью повышения качества обучения русскому языку.

В 5—11 классах основной школы происходит:

  • формирование лингвистической компетенции: систе­матический курс морфологии на синтаксической основе, син­таксиса простого и сложного предложений, синтаксиса тек­ста, стилистики;
  • углубление представления о национально-культурной ценности, самобытности русского языка, о формах его су­ществования и функциях;
  • совершенствование языковой компетенции и речевой деятельности на основе речевых знаний о системных отно­шениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностях;
  • формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
  • совершенствование устной и письменной речи учащихся, включая правописание и культуру речи;
  • ознакомление учащихся с языковой ситуацией в Рес­публике Саха (Якутия), Российской Федерации и в мире, статусом и функциями русского и родного языков.

Изучение русского языка отвечает прагматическим це­лям и ориентируется на повышение уровня функциональ­ной грамотности.

Содержание обучения русскому языку в 5—11 классах включает систематическое обучение стилистике русского язы­ка. Формируются и развиваются способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения языковые явления в текстах разных функциональных сти­лей речи русского языка. Для профильных классов предусматриваются специальные курсы по развитию культуры рус­ской речи и риторике, усиление профориентированной ра­боты по специальностям филологического цикла.

На всех уровнях образования предполагается налажива­ние системы мониторинга качества обученное™ по русско­му языку как государственному языку РФ и Республики Саха (Якутия).

Высококвалифицированный учитель-русист, работающий в условиях полилингвизма в республике, в своей деятельно­сти основывается на данных сопоставительной типологии родного и русского языков, учитывает речевое поведение билингва.

В национальной школе средствами языка и литературы формируется би- и поликультурная личность, что возможно при духовно-нравственном воспитании учащихся, развитии их эстетических чувств.

Способность учителя использовать в работе научно-тео­ретическую и методическую литературу, новые технологии,егостиль и навыки преподавания, умение компоновки и отбора учебного материала, индивидуализация обучения содействуют практическому овладению учащимися языком, ел пинию языковой личности школьника.

ISBN 5-7696-2091-9

УДК 372.881.161.1 (571.56) ББК 74.268.1 Рус