Главная \ Проекты \ Два языка - два крыла \ Методика преподавания русской литературы \ Национальное своеобразие поэтического творчества

Национальное своеобразие поэтического творчества

«Назад

Бугаев нац своеобр поэт творч.jpgВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда усиливается интеграция среды жизнеобеспечения мирового сообщества, когда наро­ды для своего существования и воспроизводства уже не мо­гут обходиться только этнически специфичными способа­ми, сложившимися в условиях традиционного жизнеобес­печения, литература индифферентная в этнокультурном отношении, не учитывающая национально-региональной специфики, способна лишь углубить процесс дегуманиза­ции и деформации общества. Следовательно, возрастает зна­чение исследований по изучению этнического своеобразия литературного творчества народов России, в данном случае  - поэзии народа саха.

Проблема изучения национального своеобразия представ­ляется малоисследованной, спорной. Четко просматриваются пять направлений литературоведческого анализа националь­ного своеобразия якутской поэзии.

Н.И.Бугаев обращается к современной концептуальной гипотезе, в основе которой находится теория речевой дея­тельности по А.Н.Леонтьеву. Актуальность работы Н.И.Бу­гаева несомненна. Она определяется потребностью в опре­делении и теоретическом обосновании тех аспектов поэти­ческого творчества, которые детерминируют его специфику, в том числе и национальную.

В работе Н.И.Бугаева впервые в якутской филологии на основе структурно-семиотического анализа художественных произведений определены их особенности и структурные уровни, уточнены условия развития поэтического творче­ства, детерминирующие его специфику (в том числе и на­циональную), разработаны теоретические основы эпигене­тической теории развития литературы.

В работе уделяется должное внимание истории изучения национального своеобразия поэтического творчества. Глав­ными отличительными чертами работы Н.И.Бугаева явля­ются глубина, логичность и четкость анализа, который опи­рается на широкий по объему материал.

В первой главе "Национальное своеобразие поэтическо­го творчества: предмет изучения и постановка задач" автор выделил основные пути и методы комплексного исследования системы национального стихосложения. На основе структурно-семиотического подхода художественное произведение рассматривается в первую оче­редь как акт речевого общения и знаковая система. При этом поэтический текст как структура разделен на уровни и элементы, определены внутриструктурные связи. Автор выделил лексический, синтаксический и ритмический уровни структуры поэтического произведения. Ритми­ческий уровень определен как отношение, детерминирующее структуру текста. Автор предлагает построить некую производящую модель, основанную на ритмических отношениях компонентов.

Во второй главе "Ритмическая организация поэтических произведе­нии как отношение, детерминирующее национально- культурное свое­образие поэзии" автор раскрывает проблему национально-культурного своеобразия, дает глубокий анализ эволюции ритмического строя якутской поэзии. Материалом для исследования Н.И.Бугаев выбрал народ­ные песни и лирические произведения ведущих якутских поэтов 20-х, 70-х, 90-х годов. Отобранные художественные тексты лирического характера полностью раскрывают основное умозаключение автора. Достоверность выводов подтверждается результатами вычисления коэффи­циента корреляции по методу Браве-Пирсона. Нет сомнения в том, что систематизированный автором материал об особенностях стихотворного ритма якутской поэзии представит большой интерес для изучающих литературу. Автор правильно отмечает: "Используя в своем творчестве лексический запас родного языка, мы не замечаем, что структура наших Произведений, следовательно, и речевой (и мыслительной) деятельности стала совершенно иной, чем была до активного взаимодействия с русской литературой (культурой)".

Интересны оригинальные рассуждения о мелодике ритмической речи, стопной организации стиха, интонации и т.д. Вывод о "вынужденных колебаниях" современной якутской поэзии и влиянии русской культу­ры па изменение этнического ритма саха достаточно убедителен. Вызывают интерес наблюдения Бугаева Н.И. над диахронической закономерностью современного состояния якутской поэзии с использованием анализа 18 "синфазных" событий.

В третьей главе "Концепция эпигенетического развития литературы как условие, детерминирующее эволюцию национального своеобразия художественного творчества" автор удачно сопоставил современное состояние якутской поэзии с "серебряным веком" русской культуры и сумел доказать тезис "Формула "серебряного века" русской культуры и формула сегодняшнего дня якутской поэзии аналогичны".

 И.И.Бугаев убедительно доказывает, что основным детерминантом национальности в художественном творчестве — не специалист по исто­рии литературы, а массовый читатель. В этом аспекте современные по­пы, ориентирующиеся только на архаические образцы художественного творчества менее национальны, нежели те, кто подходит к этому творчески с учетом мнематического макрополя современной стадии этноге­неза. Ибо качественные характеристики национального своеобразия ху­дожественного творчества на разных стадиях этногенеза тоже будут от­личными как от стадии первоначального толчка, так и от всех других стадий. "Ив силу диалогичности литературы, в силу зависимости худо­жественной коммуникации от рецепции эти характеристики будут оп­ределяться уровнем их соответствия аналогичным характеристикам чи­тателей, т.е. этическому ритму своей эпохи.

При всем этом автор опирается на научный фонд, накопленный ве­дущими философами, психологами, историками и литературоведами как Л.Н.Гумилев, А.А.Богданов, П.А.Флоренский, В.В.Виноградов и других. Из якутских исследователей труды Кюндэ, Г.У.Эргиса, П.А.Слепцова, Н.Н.Тобурокова, В.П.Петрова, Н.З.Копырина и других.

Основным достоинством исследования стала предложенная автором общая концепция эпигенетического развития литературы, благодаря срав­нительно высокой степени общности исходных предпосылок, позволя­ющая увидеть и понять художественное творчество как целостную сис­тему и на основании синтеза отдельных компонентов системы детерми­нирующая национальное своеобразие поэтического творчества. Основные положения общей концепции развития литературы обобщаются в деся­ти тезисах, которые значительны и литературоведчески обоснованы.

Результаты, полученные автором в ходе исследования проблемы определения и теоретического обоснования тех аспектов поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в том числе нацио­нальную, позволяют утверждать, что гипотеза и основные положения работы подтвердились. Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены. Изучено современное состояние проблемы национальной специфики поэтического творчества (на примере поэзии саха), выявлены особенности поэтического текста лирических произведений, определены аспекты поэтического творчества, эксперимен­тально проверены возможные пути решения исследуемой проблемы; разработаны теоретические основы общей концепции эпигенетического развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.

Точка зрения автора аргументируется и в физическом аспекте.

Положительной оценки заслуживает логика исследования, ибо главы дополняют, развивают проблему, органично раскрывая научную новиз­ну труда, представляющего собой серьезное научное исследование. Со­держание работы достаточно апробировано и полно отражено в публи­кациях автора.

Материалы 1-й и 2-й главы (теоретическая часть) использованы в качестве ведущих тезисов в проекте Концепции школьного филологи­ческого образования в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).

Научная новизна заключается в том, что:

  1. Сделана попытка определения особенностей (структурных ком­понентов и уровней) лирического текста, связанных с национальной спецификой поэтического творчества;
  2. Определены структурные уровни лирического текста и условия развития поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в Т.Ч. И национальную), и экспериментально проверены возможные пути (методы) решения исследуемой проблемы;
  3. Разработаны теоретические основы эпигенетической теории раз­вития литературы, детерминирующей национальное своеобразие худо­жественного творчества.

Практическая значимость исследования: Помимо собственно науч­ного интереса, решение исследуемой проблемы имеет практическое зна­чение в разработке актуальных вопросов литературоведения. Материалы исследования могут быть использованы:

—при разработке специального курса по анализу поэтических произведений, основ структурно-семиотического анализа для студентов филологических ВУЗов;

—при изучении национального своеобразия художественного твор­чества как в ВУЗах, так и в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ритмический уровень поэтического произведения как производя­щее отношение детерминирует структуру текста и тем самым национально-культурное своеобразие поэзии.
  2. Для якутского народного стиха характерна относительная акцентировка на конец строки. Если в 20-е гг. эта особенность была резко  гипертрофирована в ущерб акцентности второго слога, то к 70-м гг. под влиянием русской литературы акцент постепенно переносится на начало строки.
  3. Постепенное "затухание" инерции первоначального толчка и воз­ит тис русскоязычной культуры подводит к выводу и наблюдаемом в настоящее время "смещении" (термин Л.Н.Гумилева) и, как следствие, деформации запрограммированного природой этногенеза.
  4. Концепция эпигенетического развития литературы на основании синтеза отдельных компонентов системы детерминирует и националь­ное своеобразие поэтического (и в целом художественного) творчества.
  5. Национальное в художественном творчестве определяется совпадением мнематического поля автора с наибольшим числом читательских мнематических полей.

Апробация работы. Основные результаты работы были доложены и 0бсуждены па 2 международных конференциях в г. Якутске ("Национальная школа: концепция и технология развития" — 1993 г., "Мультикультурное образование" — 1996 г.), а также на республиканской кон­ференции "Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам" в 1995 г.

По теме исследования разработаны программа интегрированного курса якутской и русской литературы в контексте мировой для общеобразова­тельных школ "Уус-уран литература" (1996 г.) и спецкурс по изучению "серебряного века" русской лирики "Магический кристалл в серебря­ной оправе" (1996 г.). Работа обсуждена на заседании кафедры якутской литературы факультета якутской филологии и национальной культуры Якутского государственного университета и Ученом совете НИИ национальных школ РС (Я). Опубликовано 3 работы:

  1. О национальной специфике якутского поэтического творчества (на примере песенных произведений С.А.Зверева-Кыыл Уола). — Якутск, 1999 (в соавторстве). — 25 с.
  2. Магический кристалл в серебряной оправе ("серебряный век рус­ской культуры). — Якутск, 1996. — 112 с.
  3. Изучение художественной литературы в якутской школе. — Якутск, 1996. - 88 с.

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Васильева С.П., канд. филол. наук, директор НИИ национальных школ РС(Я)