Национальное своеобразие поэтического творчества
В современных условиях, когда усиливается интеграция среды жизнеобеспечения мирового сообщества, когда народы для своего существования и воспроизводства уже не могут обходиться только этнически специфичными способами, сложившимися в условиях традиционного жизнеобеспечения, литература индифферентная в этнокультурном отношении, не учитывающая национально-региональной специфики, способна лишь углубить процесс дегуманизации и деформации общества. Следовательно, возрастает значение исследований по изучению этнического своеобразия литературного творчества народов России, в данном случае - поэзии народа саха.
Проблема изучения национального своеобразия представляется малоисследованной, спорной. Четко просматриваются пять направлений литературоведческого анализа национального своеобразия якутской поэзии.
Н.И.Бугаев обращается к современной концептуальной гипотезе, в основе которой находится теория речевой деятельности по А.Н.Леонтьеву. Актуальность работы Н.И.Бугаева несомненна. Она определяется потребностью в определении и теоретическом обосновании тех аспектов поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в том числе и национальную.
В работе Н.И.Бугаева впервые в якутской филологии на основе структурно-семиотического анализа художественных произведений определены их особенности и структурные уровни, уточнены условия развития поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в том числе и национальную), разработаны теоретические основы эпигенетической теории развития литературы.
В работе уделяется должное внимание истории изучения национального своеобразия поэтического творчества. Главными отличительными чертами работы Н.И.Бугаева являются глубина, логичность и четкость анализа, который опирается на широкий по объему материал.
В первой главе "Национальное своеобразие поэтического творчества: предмет изучения и постановка задач" автор выделил основные пути и методы комплексного исследования системы национального стихосложения. На основе структурно-семиотического подхода художественное произведение рассматривается в первую очередь как акт речевого общения и знаковая система. При этом поэтический текст как структура разделен на уровни и элементы, определены внутриструктурные связи. Автор выделил лексический, синтаксический и ритмический уровни структуры поэтического произведения. Ритмический уровень определен как отношение, детерминирующее структуру текста. Автор предлагает построить некую производящую модель, основанную на ритмических отношениях компонентов.
Во второй главе "Ритмическая организация поэтических произведении как отношение, детерминирующее национально- культурное своеобразие поэзии" автор раскрывает проблему национально-культурного своеобразия, дает глубокий анализ эволюции ритмического строя якутской поэзии. Материалом для исследования Н.И.Бугаев выбрал народные песни и лирические произведения ведущих якутских поэтов 20-х, 70-х, 90-х годов. Отобранные художественные тексты лирического характера полностью раскрывают основное умозаключение автора. Достоверность выводов подтверждается результатами вычисления коэффициента корреляции по методу Браве-Пирсона. Нет сомнения в том, что систематизированный автором материал об особенностях стихотворного ритма якутской поэзии представит большой интерес для изучающих литературу. Автор правильно отмечает: "Используя в своем творчестве лексический запас родного языка, мы не замечаем, что структура наших Произведений, следовательно, и речевой (и мыслительной) деятельности стала совершенно иной, чем была до активного взаимодействия с русской литературой (культурой)".
Интересны оригинальные рассуждения о мелодике ритмической речи, стопной организации стиха, интонации и т.д. Вывод о "вынужденных колебаниях" современной якутской поэзии и влиянии русской культуры па изменение этнического ритма саха достаточно убедителен. Вызывают интерес наблюдения Бугаева Н.И. над диахронической закономерностью современного состояния якутской поэзии с использованием анализа 18 "синфазных" событий.
В третьей главе "Концепция эпигенетического развития литературы как условие, детерминирующее эволюцию национального своеобразия художественного творчества" автор удачно сопоставил современное состояние якутской поэзии с "серебряным веком" русской культуры и сумел доказать тезис "Формула "серебряного века" русской культуры и формула сегодняшнего дня якутской поэзии аналогичны".
И.И.Бугаев убедительно доказывает, что основным детерминантом национальности в художественном творчестве — не специалист по истории литературы, а массовый читатель. В этом аспекте современные попы, ориентирующиеся только на архаические образцы художественного творчества менее национальны, нежели те, кто подходит к этому творчески с учетом мнематического макрополя современной стадии этногенеза. Ибо качественные характеристики национального своеобразия художественного творчества на разных стадиях этногенеза тоже будут отличными как от стадии первоначального толчка, так и от всех других стадий. "Ив силу диалогичности литературы, в силу зависимости художественной коммуникации от рецепции эти характеристики будут определяться уровнем их соответствия аналогичным характеристикам читателей, т.е. этическому ритму своей эпохи.
При всем этом автор опирается на научный фонд, накопленный ведущими философами, психологами, историками и литературоведами как Л.Н.Гумилев, А.А.Богданов, П.А.Флоренский, В.В.Виноградов и других. Из якутских исследователей труды Кюндэ, Г.У.Эргиса, П.А.Слепцова, Н.Н.Тобурокова, В.П.Петрова, Н.З.Копырина и других.
Основным достоинством исследования стала предложенная автором общая концепция эпигенетического развития литературы, благодаря сравнительно высокой степени общности исходных предпосылок, позволяющая увидеть и понять художественное творчество как целостную систему и на основании синтеза отдельных компонентов системы детерминирующая национальное своеобразие поэтического творчества. Основные положения общей концепции развития литературы обобщаются в десяти тезисах, которые значительны и литературоведчески обоснованы.
Результаты, полученные автором в ходе исследования проблемы определения и теоретического обоснования тех аспектов поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в том числе национальную, позволяют утверждать, что гипотеза и основные положения работы подтвердились. Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены. Изучено современное состояние проблемы национальной специфики поэтического творчества (на примере поэзии саха), выявлены особенности поэтического текста лирических произведений, определены аспекты поэтического творчества, экспериментально проверены возможные пути решения исследуемой проблемы; разработаны теоретические основы общей концепции эпигенетического развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.
Точка зрения автора аргументируется и в физическом аспекте.
Положительной оценки заслуживает логика исследования, ибо главы дополняют, развивают проблему, органично раскрывая научную новизну труда, представляющего собой серьезное научное исследование. Содержание работы достаточно апробировано и полно отражено в публикациях автора.
Материалы 1-й и 2-й главы (теоретическая часть) использованы в качестве ведущих тезисов в проекте Концепции школьного филологического образования в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).
Научная новизна заключается в том, что:
- Сделана попытка определения особенностей (структурных компонентов и уровней) лирического текста, связанных с национальной спецификой поэтического творчества;
- Определены структурные уровни лирического текста и условия развития поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в Т.Ч. И национальную), и экспериментально проверены возможные пути (методы) решения исследуемой проблемы;
- Разработаны теоретические основы эпигенетической теории развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.
Практическая значимость исследования: Помимо собственно научного интереса, решение исследуемой проблемы имеет практическое значение в разработке актуальных вопросов литературоведения. Материалы исследования могут быть использованы:
—при разработке специального курса по анализу поэтических произведений, основ структурно-семиотического анализа для студентов филологических ВУЗов;
—при изучении национального своеобразия художественного творчества как в ВУЗах, так и в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
- Ритмический уровень поэтического произведения как производящее отношение детерминирует структуру текста и тем самым национально-культурное своеобразие поэзии.
- Для якутского народного стиха характерна относительная акцентировка на конец строки. Если в 20-е гг. эта особенность была резко гипертрофирована в ущерб акцентности второго слога, то к 70-м гг. под влиянием русской литературы акцент постепенно переносится на начало строки.
- Постепенное "затухание" инерции первоначального толчка и возит тис русскоязычной культуры подводит к выводу и наблюдаемом в настоящее время "смещении" (термин Л.Н.Гумилева) и, как следствие, деформации запрограммированного природой этногенеза.
- Концепция эпигенетического развития литературы на основании синтеза отдельных компонентов системы детерминирует и национальное своеобразие поэтического (и в целом художественного) творчества.
- Национальное в художественном творчестве определяется совпадением мнематического поля автора с наибольшим числом читательских мнематических полей.
Апробация работы. Основные результаты работы были доложены и 0бсуждены па 2 международных конференциях в г. Якутске ("Национальная школа: концепция и технология развития" — 1993 г., "Мультикультурное образование" — 1996 г.), а также на республиканской конференции "Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам" в 1995 г.
По теме исследования разработаны программа интегрированного курса якутской и русской литературы в контексте мировой для общеобразовательных школ "Уус-уран литература" (1996 г.) и спецкурс по изучению "серебряного века" русской лирики "Магический кристалл в серебряной оправе" (1996 г.). Работа обсуждена на заседании кафедры якутской литературы факультета якутской филологии и национальной культуры Якутского государственного университета и Ученом совете НИИ национальных школ РС (Я). Опубликовано 3 работы:
- О национальной специфике якутского поэтического творчества (на примере песенных произведений С.А.Зверева-Кыыл Уола). — Якутск, 1999 (в соавторстве). — 25 с.
- Магический кристалл в серебряной оправе ("серебряный век русской культуры). — Якутск, 1996. — 112 с.
- Изучение художественной литературы в якутской школе. — Якутск, 1996. - 88 с.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Васильева С.П., канд. филол. наук, директор НИИ национальных школ РС(Я)