\ Литература для детей Севера: вопросы разработки и издания учебников на родных языках коренных малочисленных народов обсуждены на всероссийском семинаре

Литература для детей Севера: вопросы разработки и издания учебников на родных языках коренных малочисленных народов обсуждены на всероссийском семинаре

« Назад

05.12.2020 11:33

4 декабря в онлайн-формате состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Литература для детей Севера: от произведения до учебника», приуроченный к 80-летнему юбилею Андрея Васильевича Кривошапкина, народного писателя Республики Саха (Якутия), члена Союза писателей России, крупного общественного и государственного деятеля, вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), кандидата социологических наук, автора учебно-методических изданий по эвенской литературе и национальной культуре.  

Организаторами Всероссийского научно-практического семинара являются Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации (ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»), Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования РГПУ имени А.И. Герцена (Программа семинара).

Семинар проведен с целью содействия созданию учебников (учебно-методических изданий) по предметам «Литературное чтение на родном языке» (1-4 классы), «Родная литература» (5-11 классы); повышения профессиональной компетенции педагогов, методистов, авторов по вопросам разработки учебников (учебно-методических изданий), соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; организации диалога детей, изучающих эвенский язык, педагогов и авторов с народным писателем Республики Саха (Якутия), известным государственным и общественным деятелем А.В. Кривошапкиным.

Семинар объединил представителей не только коренных малочисленных народов из более чем пяти регионов России, в том числе Камчатского края, Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа и Приморского края, но и других коренных народов Республики Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республики и др., а также известных руководителей и ученых из г.Москвы и г.Санкт-Петербурга.

Фото 2

Мероприятие с приветственной речью открыли Семенова Светлана Степановна, директор Института национальных школ Республики Саха (Якутия), кандидат педагогических наук, Леханова Фаина Матвеевна, старший научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В первой части семинара с основным докладом о деятельности А.В. Кривошапкина выступили Кривошапкин Михаил Васильевич, научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), председатель Молодежного совета коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), лауреат II степени Всероссийского литературного конкурса «Голос Севера» и Никитина Розалия Серафимовна, ведущий научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), кандидат педагогических наук. В рамках семинара были подведены итоги Конкурса чтецов на эвенском языке «Прописан в Арктике душою»  (кураторНайденова Елена Александровна, ведущий научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), кандидат педагогических наук) (Итоги конкурса).

С приветствием в адрес участников конкурса и семинара выступил Андрей Васильевич Кривошапкин, народный писатель Республики Саха (Якутия), член Союза писателей России, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), кандидат социологических наук, автор учебно-методических изданий.

Вторая часть семинара прошла по трем направлениям, посвященным: 1) произведениям писателей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в современных учебниках и книгах для детей; 2) научно-методическим и организационным рекомендациям по разработке и изданию учебников нового поколения по родной литературе для детей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; 3) созданию речевой среды на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в образовательных организациях.

С ключевыми докладами, наряду с научными сотрудниками ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», выступили Петров Александр Александрович, профессор Института народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, доктор филологических наук; Бабурин Александр Владимирович, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Издательства «Просвещение»; Хамраева Елизавета Александровна, директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ имени А.И. Герцена, профессор, заведующий кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук; Тэмина Марина Григорьевна, преподаватель Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума, кандидат исторических наук;  Дедык Валентина Романовна, доцент кафедры родных языков, культуры и быта КМНС Камчатского института развития образования, преподаватель корякского языка Паланского колледжа, кандидат филологических наук.

Из представителей педагогического сообщества выступили соавторы учебных изданий, разработанных в ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»: Тарабукина Уяндина Платоновна, учитель, методист по родному (эвенскому) языку Березовской национальной средней общеобразовательной школы имени В.А. Роббека (о создании проекта «Детское североведение»), Илларионова Наталья Алексеевна и Туприна Пелагея Ивановна, учителя родного (долганского) языка и культуры Юрюнг-Хаинской средней общеобразовательной школы Анабарского района (улуса) (о разработке учебных пособий по литературному чтению на долганском языке «Дулганныы литературнай аагыы» для учащихся 2-4 классов), Макарова Клавдия Иннокентьевна, учитель родного (эвенкийского) языка Экспериментальной школы-интерната «Арктика» г.Нерюнгри (о переводных произведениях для детей народов Севера).

Молодыми сотрудниками лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения языкам ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» Унаровой Виленой Яковлевной (заведующая лабораторией), Андросовой Юлией Владимировной и Лехановым Спартаком Борисовичем были презентованы промежуточные результаты научных исследований по проекту «Развивающая речевая среда» в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации. В результатах исследования было отражено современное состояние речевой среды на родных языках коренных малочисленных народов в детских садах и школах, а также информационно-образовательной среды на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В рамках семинара были обсуждены также вопросы создания для детей новых познавательных и художественных текстов на родных языках и вопросы перевода познавательных и художественных текстов на родные языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В связи с тем, что семинар был интегрирован с другим мероприятием онлайн-курсами повышения квалификации Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена по теме «Современный учебник родного языка: история и современность», участникам было предложено посетить первый день курсов бесплатно.

     

      Материал для скачивания:

      ПРОГРАММА СЕМИНАРА (скачать)

     

 

Лаборатория лингводидактики и

инновационных технологий обучения языкам


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить