\ Визит делегации экспертов международного проекта “Дети Арктики. Дошкольное образование” в Ямало-Ненецкий автономный округ

Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Визит делегации экспертов международного проекта “Дети Арктики. Дошкольное образование” в Ямало-Ненецкий автономный округ

« Назад

05.10.2017 05:38

С 15 по 19 сентября 2017 года для реализации I этапа Дорожной карты международного проекта “Дети Арктики. Дошкольное образование” в Ямало-Ненецкий автономный округ с официальным визитом побывала делегация экспертов из разных регионов Российской Федерации и из стран арктической зоны Финляндии.

Цель визита - ознакомиться собразовательными практиками в сфере дошкольного образования, направленными на сохранение и развитие культуры и традиций коренных народов Арктики, в т.ч. с предшкольной подготовкой детей, преобразованием школ-интернатов в социокультурные центры в системе муниципального образования Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

В состав делегации экспертов из Якутии вошли Гавриил МихайловичФедоров,к.п.н., ведущий научный сотрудник НИИ национальных школ РС(Я), Виктория ВалентиновнаШумилова, методист Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского, Лена СтепановнаИванова,заместитель министра Министерства гражданского общества РС (Я). В числе экспертов также былигоспожа ТуяТурунен, профессор образовательного факультета Лапландского университета Финляндии,Иван Андреевич Власов, главный специалист-эксперт отдела протоколаи международных связейФедерального агентства по делам народностей России, Наталья Анатольевна Медина, к.псих.н., кафедра психологии Санкт-Петербургского университета, Григорий Васильевич Лымар,начальник отдела регионального развития Департамента образования ЯНАО иИрина Викторовна Заложук,заместитель Главы администрации Пуровского района по вопросам социального развития ЯНАО.

Фото 2В первый день визита делегация была ознакомленас передвижным образовательным этнопарком “Аркториум” для детей дошкольного возраста в городе Новый Уренгой в Доме детского творчества, в котором реализуетсядеятельность культурно-просветительской и образовательной направленностина таких тематических площадках, как “Хранитель тайн и истории», “Наследие предков”, “Этно-лего-конструирование”, “Диалог культур”, “Этнособытие”.  Все эти тематические площадки были созданы с целью вовлечения обучающихся в процесс изучения и сохранения культурного наследия коренных народов Арктики, знакомство с традиционным укладом жизни и бытом коренных малочисленных народов Ямала средствами музейной педагогики, повышения интереса детей к национальным традициям, обычаям и обрядам коренных народов Арктики, популяризация их культуры средствами изобразительного и декоративно-прикладного и технического (лего-конструирование) творчества.

В следующий день делегация посетила кочевую сезонную начальную школу на рыболовецком стойбище “Медвежья гора”, котораябыла создана в 2014 году на базе    муниципального казённого образовательного учреждения «Школа-интернат основного общего образования» д. Харампур. В сезонной кочевой школе созданы все условия для реализации образовательного процесса. В чуме, построенном педагогами, организованы игровые и учебные зоны.

Фото 3Педагоги провели открытый урок по предмету “Окружающий мир” и по физкультуре по теме “Национальные ненецкие виды спорта”. На уроке окружающего мира дети на основе народной мудрости по приметам познают явления и процессы, происходящие в природе, с интересом открывают новое и неизвестное для себя. На занятиях физкультуры дети младшие школьники принимали участие в разных национальных видах спорта, такие как прыжки, нарты, передвижениепо кочкам и др.

Методические подходы к построению урока по изучению окружающего мира и занятий по физкультурев условиях кочевья позволяют повысить доступность и качество образования детей с учётом этнопсихологических и социокультурных особенностей, традиционной материальной и духовной культуры и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Арктики.

 

Фото 4В этот же день на рыболовецком стойбище “Медвежья гора” делегация посетила кочевую дошкольную группу, где гости приняли участие в национальном ненецком осеннем празднике завершения путины (рыбной ловли). Там же дети и взрослые показали спектакль и концерт.Далее по маршруту побывали в гостях у кочевой группы рыболовецкого стойбища Чебачье,на экскурсии в чум-группу. Делегаты пообщались с бригадиром оленеводческого стада, главой и членами общины. В чум-группе дети пребывают в пятичасовом режиме без организации сна и питания.

В последний день объектом визита было муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Росинка” д. Харампур, где открыты кочевые группы кратковременного пребывания детей:

1 группа “Оленёнок” – рыболовецкое стойбище  “Хадутэй”Харампуровской тундры (2012 г.);

2 группа “Межвежонок” – рыболовецкое стойбище “Медвежья гора” (2014 г.);

3 группа “Чебачок” – рыболовецкое стойбище “Чебачье” (2015 г.).

     Фото 5   Резюмируя, необходимо отметить, что образование в кочевых группах отличается особой организацией– образовательная деятельность строится с учётом особенностей жизнедеятельности, условий климата, быта, традиций коренных малочисленных народов Арктики: период каслания (перекочевка стойбища), пастьба в зимнее время, сезон грибов и ягод, сбор природного материала для поделок, национальные праздников (День оленевода, День рыбака, Вороний день и т.д.). Кочевым дошкольным образованием всего охвачено 55 детей, в кочевых группах работают 6 воспитателей.

Муниципальные практики по организации кочевого образования детского сада «Росинка» и школы-интерната д. ХарампурПуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа вошли в число победителей Всероссийского конкурса лучших муниципальных практик органов местного самоуправления в номинации «Сельские (поселенческие) мини-практики», итоги которого были подведены 20 апреля 2016 года в Москве. По результатам рейтинга лучших муниципальных практик России Ямало-Ненецкий автономный округ занял 1 место.

Фото 6 Для продуктивной образовательной деятельности в школах-интернатах Пуровского района создаётся соответствующая социокультурная образовательная среда, способствующая формированию национальной идентичности: используются переносные жилища (чумы) в качестве учебного помещения для проведения практических занятий по домоводству и внеурочных мероприятий (проведение национальных праздников, воспитательных часов), а также для приёма родителей; открыт этнопарк как музейный комплекс, формирующий представление об образе жизни коренных северян, сохранение и развитие традиционных промыслов и ремесел.

Основная идея проекта «Этнографический комплекс школы-интерната», реализация которого осуществляется на территории школы-интерната д. ХарампурПуровского района, заключается в создании этнокультурной среды средствами интерактивного музея под открытым небом.В рамках проекта организована работа по четырем модулям – этнокультурным образовательным практикам. Модуль «Этнотуризм» способствует освоению учащимися функционального навыка музейной работы. Модуль «Хозяйка чума» способствует освоению основных видов декоративно-прикладного искусства и ведения хозяйства в чуме. Модуль «Рыболовство» формирует навыки традиционного занятия мужчин в тундре. Модуль «Национальные виды спорта» способствует освоению национальных спортивных игр и состязаний, формирует позитивное отношение к спорту, туризму и здоровому образу жизни. В рамках реализации проекта создано «Малое этнографическое общество», участники которого ведут исследования в области краеведения, истории, этнографии и этнокультуры лесных ненцев, составляют ненецко-английский толковый словарь.

      Фото 7 В заключении отметим, чтов целях обеспечения доступного дошкольного образования детям, проживающим с родителями в тундре, и сохранения языка, культуры, традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Арктики в Ямало-Ненецком автономном округе реализуются современные инновационные проекты в области дошкольного и начального образования.

Мы, делегация экспертов из Республики Саха (Якутия), пожелаем нашим коллегам из Ямало-Ненецкого автономного округа в лице начальника Департамента образования и науки ЯНАО Григория Васильевича Лымара, заместителя Главы администрации Пуровского района по вопросам социального развития Ирины Викторовны Заложук плодотворной работы на ниве развития кочевого образования в Пуровском районе и в других районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Ваш неиссякаемый труд, прогрессивные идеи, претворяемые в жизнь во благо развития подрастающего поколения в условиях кочевья,подтверждают успешную реализацию Всероссийского проекта “Дети Арктики. Дошкольное образование” в Ямало-Ненецком автономном округе.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: