ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе социальных проектов, направленных на развитие этнокультурной, региональной и гражданской идентичности детей/подростков/юношей в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ
1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения конкурса социальных проектов «Этнокультурная, региональная, гражданская идентичность: в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (далее - Конкурс).
1.2. Конкурс организуется и проводится Межрегиональной автономной некоммерческой организацией «Академия социального проектирования и управления инновациями», Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 1февраля по 27 марта 2013 года.
1.3. Финал конкурса организуется в рамках конференции «Педагогика Севера: партнёрство во имя ребёнка» в городе Салехарде.
1.4. Конкурс открыт для участия физических и юридических лиц в его процессе, подготовке и проведении. Предложения по информационной, интеллектуальной, материально-технической и финансовой поддержке Конкурса принимаются его организаторами.
1.5. Конкурс организуется по номинациям:
- проекты организации внешкольной деятельности, направленные на изучение истории, экономики, экологии, культуры региона и развивающие социальные компетенции;
- проекты реализации основной образовательной программы в части, формирующей гражданскую, региональную и этнокультурную идентичность;
- проекты психолого-педагогического сопровождения, направленные на позитивную социализацию детей/подростков/юношей в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, в том числе детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни.
1.6.Представленные на Конкурс материалы должны способствовать:
- проектированию основной образовательной программы школ, ссузов с учетом разработки содержания образования на материале региональных, этнокультурных особенностей;
- развитию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности субъектов образования;
- развитию сетевых партнерств: «образовательное учреждение – производственные кластеры, в том числе агропромышленные комплексы; образовательные учреждения - родовые общины; образовательные учреждения – детско-взрослые сообщества»;
- консолидации субъектов региональных и муниципальных образовательных пространств Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ.
1.7. Цель Конкурса:
- продвижение социальных проектов в виде методических материалов, виртуальных образовательных ресурсов, направленных на создание условий формирования достойной жизненной перспективы детей в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, повышение качества образования.
1.8.Сроки проведения Конкурса:
1 этап – подача проектов(01.02.2013 г. – 15.03.2013 г.) – объявление о начале Конкурса в средствах массовой информации и в образовательных учреждениях регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, представление материалов участниками конкурса на рассмотрение экспертной комиссии.
2 этап – экспертиза и подведение итогов (20.03.2013г. – 27.03.2013 г.) – работа экспертного совета, рассмотрение заявок и экспертиза проектов, определение финалистов Конкурса, награждение победителей.
1.9. Материалы отправляются по электронной почте: social.project
social (точка между словами) project
2.Участники конкурса:
2.1. Право представления материалов на Конкурс имеют: коллективы образовательных учреждений и их единичные представители; коллективы/ представители общественных организаций и родовых общин.
2.2. Предоставленные на Конкурс программы проходят экспертизу согласно критериям, определенным настоящим Положением, и критериям, утвержденным в Экспертном совете.
3.Оргкомитет и Экспертный совет:
3.1. В состав Оргкомитета входят организаторы конкурса, представители органов исполнительной власти, общественных организаций и объединений.
3.2. Оргкомитет: регистрирует материалы, поступившие на конкурс; представляет конкурсные работы на экспертизу в Экспертный совет; информирует участников конкурса об оценке результатов и обо всем, что с ним связано.
3.3. В состав Экспертного совета входят ученые, специалисты, эксперты, признанные в сфере социального проектирования, в вопросах разработки содержания образования, сетевого партнерства, формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичности.
3.4. Экспертный совет проводит экспертизу проектов и подводит итоги Конкурса, рекомендуя разработки финалистов Конкурса для реализации в практике и издания методических пособий к реализации основной образовательной программы и организации внешкольной деятельности детей в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ.
4. Критерии Конкурса:
4.1. Основные критерии оценки конкурсных материалов:
- методическая обоснованность: характеристика способов организации позитивной социализации детей/подростков/юношей в процессе их приобщения к социально-проектной деятельности;
- глубина проработанности содержания проектных материалов: соответствие актуальным ситуациям в производственной, хозяйственной, культурной, иных сферах жизни и деятельности человека, проживающего в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ;
- направленность на инициацию социального проектирования детей/подростков/юношей в учебной, внеурочной, внеклассной деятельности в контексте реализации основной образовательной программы с участием родителей, представителей общественности, производств и др.;
- уровень реализации, внедрения: институциональный, муниципальный, сетевого партнерства, межведомственного сотрудничества;
- аргументированность конкретными примерами из практики по реализации материалов проекта (видео, аудио носители; детские эссе, отзывы родителей, общественности).
5. Требования к документам и материалам, представляемым на Конкурс:
5.1. В экспертный совет представляются следующие документы и материалы:
Заявка на участие в Конкурсе с указанием названия материала, информации об образовательном учреждении и авторах, приславших материалы на Конкурс.
Текст конкурсного материалав электронном виде, редактор Word, шрифт 12, интервал 1,5. Объем основного текста не должен превышать 100 тыс. печатных знаков.
Текст авторских материалов должен включать: название; цель и задачи; методическое обоснование; основное содержание, этапы и механизмы реализации.
5.2. К рассмотрению принимаются дополнительные аналитические материалы и сопроводительные документы к конкурсной заявке (видео, аудио-носители, отзывы, др.) по желанию авторов проектов.
5.3. На титульном листе указывается следующая информация об участнике Конкурса:
- ведомственная принадлежность;
- наименование учреждения (организации) – участника Конкурса;
- почтовый адрес (юридический и фактический) учреждения (организации), участника Конкурса;
- Ф.И.О. руководителя учреждения (организации), творческого коллектива, физического лица – участника Конкурса;
- контактные телефоны учреждения (организации), руководителя творческого коллектива, физического лица – участника Конкурса.
Методический комментарий для участников конкурса
Регионализация образования связана с необходимостью изучения и учета образовательных потребностей населения региона, адаптацию их к соответствующим экономическим и социальным потребностям рынка труда и научной продукции, а также возможность преодолеть диспропорции в территориальном образовании, привести в соответствие структуру (инфраструктуру) и качество образования. Все вышеназванные задачи можно реализовать в системе сетевого партнерства «школа – производственный кластер». Новизна кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в том, что она консолидирует не только саму производственную деятельность, но и промышленный сервис, региональный научно-образовательный комплекс, традиции местного сообщества, которые задействованы в региональном кластере.
В настоящее время в Институте национальных школ Республики Саха (Якутия) начат проект по разработке проектных заданий для обучающихся в контексте регионализации содержания школьного образования. Планируется организовать межрегиональный конкурс педагогических методик по организации социально-проектных практик школьников на материалах: Мурманский логистический кластер, Туристический кластер республики Карелия, Архангельский лесной кластер, Нефтехимический кластер Ханты-Мансийского автономного округа, Кластер энергоемких производств Нижнего Приангарья, Якутский биотехнологический кластер, Южно-Якутский производственно-экономический кластер, Амурский космический кластер, Камчатский морской кластер и др.
Работа образовательного учреждения по социально-педагогическому проектированию содержания образования в аспекте его регионализации должна сопровождаться:
- интеграцией с «производственной», социальной, организационной инфраструктурами развития данного пространства;
- интеграцией деятельности образовательных учреждений общего и дополнительного образования и других социальных институтов;
- разработкой идеологии социального облика будущего региона (образование как катализатор общественных изменений).
Такой подход к регионализации содержания образования посредством сетевого партнерства «школа – производственный кластер» способствует:
- социальному воспитанию человека как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
- гарантирует учащимся этнокультурные права на получение глубоко научных нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Арктики;
- повышает статус образования как социального фактора развития региона;
- расширяет, углубляет и конкретизирует социальные, метапредметные компетенции учащихся, отраженные в требованиях к результатам освоения образовательных программ.
Таким образом, проектируемое содержание образования, регионализированное посредством материала о культуре региона, географии региона, экономики региона, экологии региона, истории региона, определяет возможности формирования этнокультурной и гражданской идентичности учащихся.
Рассмотрим созданные нами примеры социально-проектных заданий для регионализации содержания общего образования для учащихся основной и старшей школы.
Междисциплинарный проект: география, история региона, экология региона, культура региона
Проектное задание:
Разработайте новые маршруты арктического туризма, продумайте символику туристических продуктов – сувениров с использованием достижений народных промыслов. При работе над проектом мыслите глобально: арктический туризм входит в национальный и международный рынок туристических услуг и превращается в одну из важных отраслей арктической экономики.
Предпроектная ситуация:
Развитие арктического туризма происходит по пути расширения, то есть, возникновения новых для Арктики видов туристической деятельности, турпродуктов, мероприятий событийного календаря, вовлечения новых ареалов Арктики в туристическую деятельность. Привлекательная природная среда Арктики и уникальные явления (полярное сияние, птичьи базары и др.) создают благоприятные предпосылки для ее рекреационного освоения, что поможет в решении социально-экономических и экологических проблем региона путем расширения сети охраняемых природных территорий, разумного ограничения индустриального природопользования, развития народных промыслов, культурных центров, создания новых рабочих мест для коренного населения, в первую очередь женского в сфере обслуживания, расширению профессиональных возможностей для местной молодежи, широкому использованию Северного морского пути.
Варианты и перспективы:
- круизный туризм по трассе Северного морского пути от Мурманска до Земли Франца Иосифа, Северного полюса и от бухты Провидения по трассе СМП (не забудьте при работе над проектом о береговой туристической инфраструктуре). Это будет способствовать расширению экскурсионных посещений отечественными и иностранными туристами примечательных мест континентального арктического побережья, полярных островов и Северного полюса;
- событийный туризм: посещение историко-культурных объектов – Соловецких островов, исторических городов Русского Севера;
- экологический и спортивный туризм: посещения мыса Дежнева, острова Врангеля, геотермальных источников Чукотки, экстремальный туризмом в виде сплава по притокам реки Лена и Индигирке.
Междисциплинарный проект: физика, математика, география
Проектное задание: Рассчитайте, какое количество рублей в муниципальном бюджете может быть сэкономлено, если для энергоснабжения малых сел будут использованы малые ГЭС на горных реках и ветроэнергетические установки.
Предпроектная ситуация:
Для энергоснабжения малых сел планируется использовать малые ГЭС на горных реках и ветроэнергетические установки, которые широко применялись в Арктике вплоть до 1970-х годов. На полярных станциях и гидрографических базах действовали около 150 ветровых электростанций мощностью от 1,5 до 18 кВт. В арктических поселениях планируется развернуть пилотные проекты по возобновляемой электроэнергетике для замещения завоза сотен тысяч тонн дизельного топлива в год. В теплоснабжении арктических поселений станут применяться комбинированные схемы – оснащение дизельных электростанций и газотурбинных, парогазовых установок котлами-утилизаторами для попутного получения тепловой энергии. Для устойчивого топливоснабжения арктических поселений будут использоваться уголь мелких местных месторождений, нефть, конденсат и газ опытно-промышленных и непромышленных скважин в местах добычи углеводородов.
Междисциплинарный проект: история, литература, технология, ИЗО
Проектное задание: выявите и проанализируйте мифопоэтические образы в культуре древней Арктики. Зафиксируйте выявленные образы-изображения. Сформулируйте предложения для технологии обработки драгоценных камней и металлов с использованием выявленных мифопоэтических образов.
Предпроектная ситуация:
Народные промыслы – один из факторов сохранения культуры коренных малочисленных народов. Ежегодно некоторые школьники и студенты, увлекающиеся дизайном, участвуют в работе международной тематической сети “Arctic Sustainable Art and Design”, в рамках которой посещают мастер-классы известных финских и канадских дизайнеров и художников в международной летней школе Лапландского Университета города Рованиеми. Проектные предложения по использованию мифопоэтических образов в ювелирных технологиях (кулоны, подвески, броши) можно направить в адрес «Саха ювелир» (г. Якутск).
Междисциплинарный проект: экология, география, химия
Проектное задание: Разработайте предложения для осуществления экологического десанта на острове Белый, используя результаты научной экспедиции «Ямал-Арктика». Подготовьте материал для телесюжета ГТРК «Ямал» - телепроект «Вести Арктики».
Предпроектная ситуация: Экспедиция «Ямал-Арктика» - это единственная комплексная арктическая экспедиция морского базирования, проведенная субъектом Российской Федерации с момента их появления как таковых. Научная программа экспедиции связана с изучением экологической безопасности и ликвидации экологического ущерба. Принцип экологического десанта: не использовать тяжелую технику в летнее время, так как она сильно повреждает тундровый покров, а на восстановление поврежденной растительности требуется около 30 лет, начинают появляться овраги и происходит деградация почвы.
С надеждой на сотрудничество и пожеланиями творческих успехов,
оргкомитет конкурса