Резолюция конференции
VII СЪЕЗД КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заключительный документ
Всероссийской научно-практической конференции
«ПЕДАГОГИКА СЕВЕРА: ПАРТНЁРСТВО ВО ИМЯ РЕБЁНКА»
27 марта 2013 года в г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика Севера: партнёрство во имя ребёнка», организованная в рамках проведения VII Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Стратегическая цель конференции – содействие достижению целей и задач проведения в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.
Конференция направлена на обсуждение проблем обеспечения качества жизни и образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в условиях реализации:
- Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов.
Цель данной конференции – выработка рекомендаций органам государственной власти, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям и институтам гражданского общества по реализации партнерских проектов, направленных на обеспечение достойной жизненной перспективы для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В работе конференции приняли участие более 200 представителей из Норвегии, Финляндии, Боливии, 23 регионов Российской Федерации: г. Москвы и Санкт-Петербурга; Республик Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Алтай; Сахалинского, Красноярского, Хабаровского, Камчатского, Приморского краев; Томской, Забайкальской, Кемеровской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Тамбовской, Вологодской областей; Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономных округов.
Основные вопросы были обсуждены на 6 тематических площадках по следующим направлениям:
- Партнерство семьи, органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных учреждений, а также организаций различных форм собственности по обеспечению доступности качественного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего РФ;
- Партнерство в области медико-социальной защиты детей в условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ;
- Партнерство в создании образовательных ресурсов, направленных на формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности;
- Партнерство в развитии талантливых и одаренных детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- Партнерство в организации межкультурного диалога детей в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- Партнерство образовательных учреждений с производственными кластерами, родовыми общинами, этнокультурными центрами в организации проектной деятельности школьников по образовательным и социализирующим направлениям.
На пленарном заседании конференции с приветствиями выступили:С.Н.Харючи, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, председатель Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа; Т.В. Бучкова, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа; В.М. Санги, первый президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, лауреат государственной премии РСФСР, писатель, поэт; П.В. Суляндзига,член Общественной палаты Российской Федерации, председатель рабочей группы по международному сотрудничеству коренных малочисленных народов России и других стран; ЛарсКуллеруд, Президент Университета Арктики; Лииса Холмберг,ректор Саамского образовательного колледжа; Мария Луиса Рамос Урсагасте, Чрезвычайный и Полномочный Посол Многонационального государства Боливия в Российской Федерации.Доклад представила Ф.В. Габышева, доктор педагогических наук, профессор, заместитель Председателя Правительства Республика Саха (Якутия), председатель Совета по языковой политике при Президенте Республика Саха (Якутия).
С докладами по направлениям выступили: И.Л. Набок, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена; В.Г. Часнык, доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии; С.С. Семенова, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; У.А. Винокурова, кандидат психологических наук, доктор социологических наук, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института искусства и культуры (г. Якутск); Е.А. Найдёнова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования; О.А. Фиофанова, доктор педагогических наук, президент межрегиональной АНО «Академия социального проектирования и управления инновациями».
Также в рамках конференции были проведены конкурс социальных проектов, направленных на развитие этнокультурной, региональной и гражданской идентичности детей/подростков/юношей в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и фотоконкурс «Мир детей Севера».
Участники научно-практической конференции, отмечая о необходимости комплексного подхода к решению проблем обеспечения качества жизни и образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и реализации межрегиональных партнёрских проектов, предлагают:
Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
- инициировать разработку и принятие федеральной целевой программы «Дети и молодежь Севера», направленной на обеспечение равных стартовых возможностей для детей и молодежи, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях на отдаленных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в условиях кочевого образа жизни;
- организовать создание федеральной ИАС (информационной автоматизированной системы) «Банк данных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и обеспечить его функционирование;
- поддержать создание Координационных государственно-общественных советов по развитию кочевого образования и учебно-методических изданий для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- инициировать разработку и установление специфических санитарных, противопожарных и строительных норм для образовательных учреждений, функционирующих в условиях кочевья и в местах с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- рекомендовать установление специальных нормативов (независящих от количества детей) оплаты труда педагогам, работающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в том числе учителям родных языков коренных малочисленных народов;
- восстановить традиции централизованного издания учебной литературы для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ через формирование государственного заказа за счет федерального бюджета;
- предусмотреть проведение экспертизы учебников по изучению родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов, проживающих в нескольких регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, на федеральном уровне при определении порядка формирования федерального перечня учебников и проведения их экспертизы;
- рекомендовать при разработке примерной учебной программы по предмету «Русский язык» выделить две ипостаси русского языка: 1) язык межнационального общения (государственный); 2) язык русского народа (этнический с множеством диалектов).
Министерству регионального развития Российской Федерации:
- предусмотреть субсидирование стоимости авиабилетов для вывоза детей из места проживания до места отдыха и оздоровления в республике и за её пределами с учётом природно-климатических и территориальных особенностей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- поддержать межрегиональные проекты, направленные на формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (создание образовательных ресурсов, в том числе издание познавательных и художественных книг, проведение научно-практических конференций и семинаров и др.);
- развивать систему конкурсных мероприятий для одаренных и талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с учетом этнокультурной направленности.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
- обсудить возможность принятия федерального закона «О многодетных семьях», устанавливающего исчерпывающий перечень направлений государственной поддержки семьи и детства (установление пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, за счет средств социального страхования; исчисление трудового стажа приемным родителям; строительство жилья для многодетных семей; включение многодетных родителей в число льготной категории по субсидированным авиаперевозкам; софинансирование строительства объектов социального обслуживания семей).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:
- реализовать совместный проект по созданию сети Арктических школ, функционирующих под эгидой Арктического Совета и ООН (ЮНЕСКО), реализующих междисциплинарные арктические образовательные программы;
- учредить сеть Арктических межрегиональных мероприятий для детей и молодежи, таких как олимпиады, научные конференции, состязания по национальным видам спорта, выставки и фестивали;
- поддержать межрегиональный проект ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» по созданию федерального детского образовательного портала «E-NetSchool»;
- реализовать совместный проект по разработке профессионального стандарта педагогов, работающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в том числе, учителей родного языка и литературы;
- проводить межрегиональные конкурсы педагогического мастерства по созданию Арктических образовательных программ на основе междисциплинарного подхода;
- обеспечить участие родителей в разработке проектов по традиционному образу жизни, в планировании образовательного процесса с учетом природоэтносообразного календаря; углубленное изучение родного языка, культуры и базовых предметов, индивидуальные графики обучения детей для кочевых учителей;
- разнообразить формы обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (дистанционное обучение, индивидуальные траектории для детей из многоязычных семей, проект для молодых родителей, которые не говорят в семье с детьми на родном языке);
- «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, что поможет им мирно общаться с людьми других культур, языков и религий, препятствовать возникновению расизма или ксенофобии;
- повысить уровень межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти в сфере образования и здравоохранения, других служб и ведомств, общественных организаций, в том числе по профилактике социальных заболеваний детей и молодежи средствами активного эколого-познавательного туризма;
- совершенствовать работу медицинских кабинетов образовательных учреждений в сфере медицинской профилактики, в том числе в тесном взаимодействии с центрами здоровья, отделениями и кабинетами медицинской профилактики;
- уделить особое внимание внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена:
- возобновить опыт организации специализированных курсов для педагогов образовательных учреждений Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с этнокультурным компонентом;
- инициировать сотрудничество с другими учреждениями высшего профессионального образования по подготовке учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» в партнерстве с другими заинтересованными учреждениями науки и образования:
- обеспечить научно-методическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования в образовательных учреждениях, обучающих детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (в том числе формирование единого понятийно-терминологического аппарата по кочевому образованию);
- организовать разработку примерных основных образовательных программ с учетом этнокультурных и региональных особенностей для общеобразовательных учреждений, функционирующих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- организовать разработку примерных учебных программ по изучению родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (с учетом уровня владения языками) и содействовать созданию комплексного плана их учебно-методического обеспечения (включая интернет-ресурсы) и его реализации;
- инициировать формирование межрегионального арктического перечня учебных пособий для учащихся, обеспечивающих реализацию учета региональных и этнокультурных особенностей.
Международным, российским и региональным фондам, промышленным компаниям, осуществляющим деятельность на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:
- поддержать межрегиональные проекты по реализации научных, образовательных и культурных программ, обеспечивающих доступность качественного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и охрану их здоровья с учетом их региональной и этнокультурной специфики;
- оказывать содействие в сфере медико-социальной защиты детей в рамках межсекторного социального партнерства государственных органов власти, бизнеса и общественности. (Предложения тематической площадки № 6 «Партнерство образовательных учреждений с производственными кластерами, родовыми общинами, этнокультурными центрами в организации проектной деятельности школьников по образовательным и социализирующим направлениям»).
Общественной Палате Российской Федерации, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации совместно с региональными общественными организациями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:
- поддержать ежегодное проведение всероссийской научно-практической конференции «Педагогика Севера»;
- принять участие в создании координационных советов по кочевому образованию и этнокультурным образовательным ресурсам для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и инициировать их официальную регистрацию в Министерстве образования и науки РФ как государственно-общественных объединений.