СЕКЦИЯ 3 Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России

Дата: 12 декабря 2019 г.

Время: 13.00-15.45

Место: 5 этаж, зал

ВИДЕОЗАПИСЬ СЕКЦИИ см. здесь 

ПРЕЗЕНТАЦИИ СЕКЦИИ см. здесь 

Модераторы:

ПИЛИПЕНКО Сергей Александрович, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации;

ХАМРАЕВА Елизавета Александровна, директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена, заведующая кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

3.2.

Спикеры:

САВИНОВ Дмитрий Михайлович, ведущий специалист Института развития родных языков народов Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор РАН.

3.1.

 

Доклады:

1. Хамраева Елизавета Александровна, директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заведующая кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Лингводидактические основы преподавания родных языков в Российской Федерации.

2. Никифорова Евдокия Павловна, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктор педагогических наук, профессор (Республика Саха (Якутия)

Вопросы подготовки научно-педагогических кадров по родным языкам.

3. Савинов Дмитрий Михайлович, ведущий специалист Института развития родных языков народов Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор РАН; Рыжов Максим Витальевич, специалист Института развития родных языков народов Российской Федерации

Структурно-содержательная модель типовой программы предметной области «Родной язык и родная литература».

4. Шлуинский Андрей Болеславович, заместитель директора по научной работе Института языкознания РАН, кандидат филологических наук

Малые языки как внеурочный предмет (на примере лесного энецкого языка).

5. Агранат Татьяна Борисовна, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, доктор филологических наук, доцент

Взгляд лингвиста на проблемы преподавания родных языков.

6. Булатова Надежда Яковлевна, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, доцент кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат филологических наук, Люблинская Марина Дмитриевна, старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы Института РГПУ им. А.И. Герцена

Формирование лингвистических компетенций учителя.

7. Горячева Мария Александровна, старший научный сотрудник Научноисследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН, кандидат филологических наук

Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в школьном образовании: динамика и перспективы.

8. Пустогачева Оксана Николаевна, старший научный сотрудник Института языкознания РАН, кандидат педагогических наук

Роль внутренней и внешней мотивации в овладении родным языком.

9. Жорник Дарья Олеговна, младший научный сотрудник Института языкознания РАН, Харитонов Василий Сергеевич, заместитель директора НОЦ «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Совместная деятельность по созданию контента с носителями мансийского языка как пример гибкого подхода в области образования на родных языках.

10. Минов Владимир Александрович, заведующий центром развития образования народов Севера Красноярского Краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Коллективное обучение – путь развития языков, речи и мыслекоммуникации этнических общностей и местных сообществ.

11. Мищенкова Карина Олеговна, младший научный сотрудник лаборатории исследования и сохранения малых языков Института языкознания РАН

Настольные игры на эвенкийском и эвенском языках для начинающих изучать родной язык.

12. Муталов Расул Османович, главный научный сотрудник Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор

Малые языки даргинской группы (Дагестан): проблемы статуса и преподавания литературного языка.

13. Прокопьева Прасковья Егоровна, ведущий научный сотрудник отдела северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидат филологических наук (Республика Саха (Якутия)

Сохранение исчезающего языка лесных юкагиров: из опыта работы.

14. Соловар Валентина Николаевна, главный научный сотрудник Обскоугорского института прикладных исследований и разработок, доктор филологических наук, доцент (Ханты-Мансийский автономный округ)

Пути совершенствования хантыйской письменности.

15. Тарабукина Уяндина Платоновна, учитель МКОУ «Березовская национальная СОШ им. В.А. Роббека» (Республика Саха (Якутия) Современные учебники по родному (эвенскому) языку в аспекте формирования этнорегиональной идентичности.

16. Томилина Людмила Ильинична, научный сотрудник Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования, учитель коми-пермяцкого языка МБОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная школа» (Пермский край)

Актуальные направления развития системы преподавания родного (коми-пермяцкого) языка.

17. Критарова Жанна Николаевна, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, кандидат педагогических наук

Научно-методические аспекты родного русского языка.

18. Давлетшина Мархаба Саяфаровна, заместитель директора Ресурсного центра по национальному образованию Института развития образования Республики Башкортостан, кандидат педагогических наук, доцент

Лингводидактические аспекты обучения родному языку в полилингвальной среде образования.

19. Ижбаева Гульназ Ришатовна, доцент кафедры башкирского и сравнительно-сопоставительного языкознания Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат филологических наук

Цифровое образовательное пространство — современные технологии обучения родным языкам.

20. Жанчипова Цыцыгма Самбуевна, учитель родного языка и литературы Агинской окружной гимназии-интерната, председатель ассоциации учителей бурятского языка Агинского Бурятского округа (Забайкальский край)

Современный учебник как средство обновления содержания образования.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

ДЕНЬ 2

13 декабря 2019 г.

СЕКЦИЯ 3

(продолжение)

Доклады:

21. Хасароков Биляль Магометович, заведующий кафедрой кабардиночеркесского и абазинского языков и литератур Республиканского института повышения квалификации работников образования, кандидат филологических наук (Карачаево-Черкесская Республика)

Родной язык как средство сохранения культуры и преемственности поколений в системе общего образования.

22. Сорогин Евгений Игоревич, начальник управления правовой, организационной и информационно-аналитической работы Департамента образования и науки Курганской области

Проблема коммуникации с родителями при организации преподавания родных языков народов России.

23. Андрухив Светлана Михайловна, директор МБОУ «Чернореченская СОШ» Томского района (Томская область)

Опыт преподавания татарского языка в Чернореченской СОШ.

24. Бурдина Александра Сергеевна, заведующий отделом русской филологии Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования

Актуальные вопросы преподавания русского языка как родного.

25. Величко Наталья Валентиновна, заведующий сектором науки и инноваций Департамента образования и науки города Севастополя, кандидат филологических наук (Республика Крым)

Актуальные вопросы преподавания русского, украинского и крымскотатарского языков в школах города Севастополя.

26. Дылыкова Ринчин Сандановна, заведующая кафедрой бурятского языка и методики преподавания Восточного института Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, кандидат филологических наук, доцент, методист Республиканского центра «Бэлиг»

Оценивание на учебных занятиях родного языка: технологический аспект.

27. Егорова Анна Семёновна, и.о. заведующего кафедрой этнокультурного образования Чувашского республиканского института образования Минобразования Чувашии, кандидат филологических наук, доцент

Обучение родным языкам в поликультурной среде.

28. Ибрагимова Венера Февзиевна, доцент кафедры русской филологии Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф.Я. Якубова, кандидат филологических наук, доцент

Русские и крымскотатарские параллели в зоонимии Крыма.

29. Кантемирова Баблюста Алиевна, доцент кафедры кабардино-черкесского и абазинского языков и литератур Республиканского института повышения квалификации работников образования (Карачаево-Черкесская Республика)

О создании линии учебно-методических комплексов по родному языку в соответствии с требованиями ФГОС (на материале кабардиночеркесского языка).

30. Лукашевич Елена Васильевна, заведующая кафедрой теории и практики журналистики факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета, доктор филологических наук, профессор

Потенциал развития речевой культуры студента в системе обучения родному языку в высшей школе.

31. Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна, доцент кафедры филологии Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, кандидат филологических наук

Принципы изучения языков народов России на основе георусистики.

32. Панкратьева Елена Викторовна, учитель карельского и финского языка МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа им. Элиаса Лённрота» (Республика Карелия)

Преподавание карельского языка в образовательных организациях Республики Карелия.

33. Фирсова Анна Михайловна, профессор кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования, доктор педагогических наук, доцент (Нижегородская область)

Методы включения дисциплин «Родной язык» и «Родная литература» в преподавание дисциплин гуманитарного цикла в школе.

34. Васильева Надежда Николаевна, заместитель директора Института национальных школ Республики Саха (Якутия)

Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов в процессе обучения синтаксису родного языка.

35. Цыренова Соелма Цыбеновна, старший редактор Республиканского центра «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности (Республика Бурятия)

6.2.

6.1.

6.3.

6.4.