Аммосова В.В.

« Назад

19.09.2010 19:28
Аммосова В.В.

 

Первые шаги к сотрудничеству

 

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, в том числе в образовании, требуют переосмысления сущности процесса воспитания, поиска новых форм и методов воспитания, способствующих наиболее гармоничному развитию личности дошкольников.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) подчеркивается важная роль семьи в воспитании ребенка; говорится о том, что основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации являются базовые национальные ценности, сохраняемые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению. Основной путь передачи ценностей – это процесс коммуникации. Именно коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей (партнеров по общению или деятельности), а также умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность взаимодействия с партнерами по общению и самореализации в обществе. Целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений должна начинаться в раннем возрасте.

В семье воспитание ребенка возлагается на родителей. Так, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В Семейном кодексе РФ (ст. 63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что они несут ответственность за воспитание и развитие детей и имеют преимущественное право на их воспитание.

А.С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что «самые счастливые дети бывают у счастливых родителей; причем счастье семьи не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений».

С целью определения сути влияния семейного воспитания на формирование коммуникативных умений дошкольников было проведено мониторинговое исследование, в котором приняли участие 120 родителей (39 – из Чурапчинского улуса, 38 – из Горного улуса, 43 – из Якутска).

Рассмотрим социальные характеристики семей на примере детского сада «Мичээр» Якутска. Из 43 родителей 51,2% воспитывают одного ребенка, 39 – двух, 7,4 – троих и только 2, 4% имеют четверых детей. У 41% матерей и 26% отцов высшее образование. Из 43 родителей у 9 – дети воспитываются в неполной семье. 18% семей живут отдельно от бабушек и дедушек.

Современная ситуация характеризуется значительными изменениями в сфере семейных отношений, особенно в городских условиях. Растет число родителей-одиночек, количество семей, воспитывающих лишь одного ребенка. Все больше женщин оказываются занятыми в общественном производстве. Ослабляется взаимосвязь старшего и молодого поколений, что, безусловно, отражается на развитии коммуникативных умений ребенка.

Родителям были заданы вопросы, которые выявили время, содержание, формы и стиль общения с ребенком. Ответы на вопрос «Кто играет большую роль в формировании общения ребенка?» показали, что дети в основном общаются с мамой (46%). Далее следуют бабушки и дедушки (13%), папы (10), старшие братья и сестры (7), младшие братья и сестры (2%). Вместе с тем родители подчеркивают роль сверстников (10%) и воспитателя (12%) в формировании коммуникативных умений.

Ответы на вопрос «В какое время Вы больше всего общаетесь с детьми?» показали, что в основном это происходит во время еды (53, 4%). В выходные внимание детям уделяют 18,1% родителей, по дороге в детский сад (домой) – 15,3%. Перед сном стараются пообщаться 10,2% респондентов. Только 3% родителей отметили, что проводят отпуск вместе с детьми, т.е. большинство родителей предпочитают отдыхать отдельно от детей.

Чтобы выявить часто встречающиеся коммуникативные ситуации, отражающие содержание общения родителей с детьми, был задан вопрос «О чем Вы разговариваете с ребенком?». Выяснилось, что 30% родителей говорят об обязанностях ребенка, 24% – о поведении. 17% детей делятся с родителями впечатлениями об увиденном мультфильме, 12 – рассказывают об отношениях с окружающими людьми, 9 – о занятиях взрослых, 8% – о природе.

Результаты мониторингового исследования показали: общение ограничено узкими рамками домашних дел; взрослые общаются с детьми, когда им это нужно. Дети не делятся своими переживаниями, сомнениями, впечатлениями, что не может благоприятно отражаться на развитии у них коммуникативных умений.

Для определения характера общения одним из вопросов, включенных в анкету, был такой: «Как Вы общаетесь с ребенком?». Ответ в форме «вопрос-ответ» получили в 25% случаев, в форме «напоминания, подсказки» – в 34, внимательного слушания ребенка – в 11%, беспокойства о его состоянии – в 16, воспитывая и развивая – в 14%.

Для определения стиля общения родителя с ребенком в анкете были предложены три ситуации: «Перед телевизором», «Ребенок ушибся» и «Нелепая сделка» (родителям следовало выбрать подходящий ответ к их домашней ситуации). Рассмотрим ситуацию «Перед телевизором». Вы сидите перед телевизором, отдыхаете. Ребенок подходит, просит с ним поиграть. Каков ваш ответ? Ответы родителей: «Я отдыхаю, поиграй сам» – 13%; «Отдохну, потом поиграем» – 45, «Давай играть» – 6; «Посмотрим вместе телевизор, потом поиграем» – 36%.

Анализ показал: сфера культурной жизни взрослых и детей разделена, для них предусмотрены разные территории для отдыха и развлечений. Семейный отдых или совместно проводимые праздники – явление нечастое.

Из полученных ответов можно сделать общий вывод: в отношениях с детьми существует определенная эмоциональная дистанция. Родители в силу своей занятости уделяют недостаточно внимания воспитанию детей, ограждают их от домашних хлопот, забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат такого воспитания – отсутствие у детей инициативы и самостоятельности. Они отстраняются от обсуждения вопросов, касающихся не только семьи, но и их лично. Многие молодые родители затрудняются в общении с детьми, им не хватает навыков – ребенок большую часть времени оказывается предоставленным самому себе.

Исследователь психологии народа саха профессор А.П. Оконешникова определяет дошкольный возраст как «чемчуук саас» («жемчужный возраст»). Если ребенок до 3 лет воспитывается родительской любовью, то от 3 до 6 – родительской школой [4]. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Он рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослыми и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как доброжелательность, коммуникабельность [7].

На основе полученных результатов можно дать воспитателям рекомендации по оказанию помощи родителям в формировании коммуникативных умений детей.

Ситуация. Как построить доверительные отношения с ребенком?

Народная педагогика. Как замечает культуролог, философ Б.Н. Попов, анализируя народное воспитание, главная цель воспитания – последовательное включение детей в реальную жизнь своих родителей, взрослых [6]. Семья является для ребенка первой общественной средой. «Общение с матерью в детском возрасте совершенно необходимо для установления нормальных человеческих отношений с отцом, другими близкими, а потом и со всеми людьми», – пишет ученый.

В отношениях с детьми старшие придерживаются правила: никогда не повышать голоса, быть сдержанным и терпеливым, постоянно подавлять свои отрицательные эмоции. Основной стиль воздействия на ребенка – гуманное отношение к нему, доброжелательность, доверие и любовь в сочетании с определенной сдержанностью в выражении чувств, последовательность и непреклонность в предъявляемых к нему требованиях [9].

Научная педагогика. Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок хочет все «делать так, как взрослый» (интенсивное усвоение примера старших). И семья не только предоставляет ребенку условия для развития, но и активно формирует социально положительные навыки и препятствует появлению социально отрицательных. Формирующее влияние семьи как одного из главных институтов социализации ребенка осуществляется на основе механизмов интериоризации (от лат. interior – внутренний), идентификации и формирования идентичности, единства сознания и деятельности (совместной деятельности ребенка и родителей) [5].

Методические рекомендации. Воспитатели, беседуя с родителями о поведении детей, выявляют существующие проблемы. На основании этого в родительском уголке освещаются успехи в воспитании ребенка, даются советы, рекомендации.

Какие советы можно дать родителям? Строить отношения с детьми на доверии и ответственности, сознательно и компетентно выбирая продуктивный стиль общения. Выполняя хозяйственно-бытовые функции, не отстранять ребенка от дел, где он может оказать посильную помощь (следить за порядком в игровой зоне, поливать цветы, вытирать пыль, лепить пирожки, накормить кошку, ремонтировать книжки, очистить снег во дворе и т.д.). Во время совместной деятельности с ребенком беседовать, вместе с ним планировать, как и что делать, радоваться положительным результатам. Немаловажное значение играет дружелюбный тон общения и поддержка естественной активности ребенка. Ребенок становится активным, если общение со взрослым наполнено открытостью, откровенностью и ясностью, если он может рассчитывать на заботу, внимание, заинтересованность. Так, во время беседы, когда ребенок высказывает свое мнение, необходимо внимательно его выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела, не перебивать и не делать замечаний. Таким образом, своим примером научить и ребенка слушать собеседника, дать понять его нужность в решении проблемы.

Ситуация. Как играть с ребенком?

Народная педагогика. Основа жизнедеятельности ребенка до 7 лет – игра. Известно около 70 народных игр, способствующих развитию сноровки, мышления, воображения, фантазии. В якутских семьях игре как важнейшему виду самостоятельной деятельности детей, способствующей их физическому и психическому развитию [8], всегда придавалось большое значение.

Научная педагогика. Игра – это такой вид деятельности, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта и в котором складывается и совершенствуется произвольное поведение [2].

Значение игры в том и состоит, что, будучи развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, модель человеческих отношений и проявлений в труде [10].

Важно, что отрицательные эмоции и страхи, которые в обычном общении ребенок подавляет или стесняется выразить, как правило, высвобождаются в игровой ситуации. Игра способствует пониманию принятых в обществе норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного Я. Игра позволяет ребенку лучше понимать себя и других людей, реализовать себя в разных ролях, учит общаться.

Методические рекомендации. В детском саду легче создать нужную обстановку для игровой деятельности детей. А что могут сделать родители дома? Как могут использовать игру для развития детей? Как нужно руководить играми в условиях семьи? Не многие родители умеют с ребенком играть, так чтобы он не только занимался увлекательным делом, но и научился эффективно общаться, заинтересовать собеседника, переубедить его, получить помощь, разрешить спор, защитить свое достоинство. В некоторых детских садах есть игротека, где родителей и детей ждут интересные, увлекательные, развивающие игры и игрушки, а также педагог, который рад помочь взрослому и ребенку вместе эффективно сотрудничать.

Дома, играя с ребенком, родитель своим примером демонстрирует, как следует вести себя при игре с друзьями. Так он постепенно развивает в ребенке умение уступать, согласовывать свои действия с партнером; при этом взрослый, принимая роль равного партнера, предоставляет ребенку контроль за соблюдением правил и ходом игры, поддерживает его интересы, предпочтения, инициативы в изменении правил и хода игры, корректируя их совместно.

Ситуация. Как обрести друзей?

Народная педагогика. Чувство товарищества и взаимной поддержки у якутов – древнейшая черта национального характера [9]. У народа саха существует много пословиц и поговорок о дружбе, которые знают дошкольники: «У кого много друзей, тот счастлив», «Заяц – лесом, человек – миром», «Один не станешь лучшим», «Ради друга и ногу можно сломать».

Научная педагогика. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Чем раньше он вступает в общение с другими детьми, тем лучше это скажется на его развитии и умении адаптироваться в обществе. «Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?)» [3].

Методические рекомендации. Первые уроки дружбы дети получают, наблюдая за родителями и только с их помощью. Поэтому родителям следует демонстрировать качества, необходимые для обретения новых друзей и поддержания прежних уз дружбы. Для этого немаловажное значение имеет дружба семьями. По выходным хорошо ходить в гости к родственникам и друзьям, у которых есть дети, приглашать их к себе, чтобы дети вместе играли. При этом своим примером показывать, что значит для вас дружба: помощь друг другу, обсуждение важных проблем, интересные совместные занятия. Родителям следует поговорить с ребенком на темы: как знакомиться или встречать гостя, угостить его и поддержать беседу, предложить поиграть вместе, помочь друзьям в трудную минуту; при этом беседа должна вестись не в форме нравоучения, а непринужденно и дружески. Например, накрывая с ребенком на стол, заранее планируют, кто с кем будет сидеть и чем занимать гостей. В этом помогут книги: «Делаем сами», «Как устраивать детские праздники», «Делаем открытки сами» и т.д.

Таким образом, именно в общении с близкими людьми ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который в будущем зачастую становится его натурой. В дальнейшем он постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. И в этом случае особое значение имеет форма поведения родителей в повседневном общении с ребенком, их убеждения, цели и представления. Общение со взрослыми должно быть полноценным и в смысле уделяемого этому времени, и в качественном отношении – в интеллектуальном и эмоциональном смысле. Тогда впоследствии ребенок безболезненно включится в детское сообщество, выстроит отношения партнерства с другими детьми, усвоит нормы взаимодействия с детьми и со взрослыми, осознает свои возможности и возможности других детей.

Рекомендуемая литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  2. Барахсанова Е.А. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях / Е. А. Барахсанова, В.П.Барахсанов, Д.Г. Ефимова, Р.В. Саввинова.; Под ред. Т.Т. Саввинова.   М.: Академия, 2003.
  3. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.
  4. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
  5. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание. 2010. № 1.
  6. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.
  7. Cметанина В.Н. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А.Григорьева, В.И. Cметанина. М.: Аcademia, 2003.
  8. Чехордуна Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ (села) в воспитании и развитии детей. Якутск: Бичик, 2002.
  9. Шадрина-Григорьева А.А. Нравственное воспитание в якутской народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч.-практич. конф. / Под ред. П.П. Борисова. Якутск, 1992.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

ISSN 0012-561X. Дошкольное воспитание,№11-2010. С. 79-89



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: