Аммосова В.В.

« Назад

19.09.2009 19:31
Аммосова В.В.
Влияние коммуникативных умений детей дошкольного возраста 
на их социализацию

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в ряде других нормативных документов указывается, что одной из главных задач воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего общества является формирование социально активной личности с развитыми коммуникативными умениями [1].

В настоящее время исследователи отмечают низкий уровень коммуникативных умений детей, начиная дошкольников с детского сада. Результатом  чего является увеличение числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом, одиноких, изолированных и отвергаемых детским коллективом.

Перед работниками дошкольных учреждений стоит задача воспитания в детях умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и умения слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности формирования коммуникативных умений детей саха на родном языке в дошкольных образовательных учреждениях в процессе  ознакомления с социальной действительностью и влияние коммуникативных умений на социализацию ре­бенка.

Коммуникативное умение трактуется как освоенный человеком  способ установления взаимоотношений между  людьми. Это умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение [2, с.131]. Коммуникативные умения, необходи­мые для общения ребенку дошкольного возраста, наиболее полно определены М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной: 1. Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диа­лога. 2. Умения пользования речевым этикетом. 3. Умение общаться в паре, в группе из 3 — 5 человек, в коллективе. 4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения ре­зультатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. 5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов [3, с.  287].

В процессе общения передается и усваивается социаль­ный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаи­модействующих субъектов, формируются исторически кон­кретные типы личностей и все разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализацияличности [4]. Социализация трактуется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,  осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. [2].

Дети - часть общества, причем важнейшая его часть. А.Л. Венгер отмечает, что общество не только «приспосабливает» ребенка к себе, но и само должно приспосабливаться к нему [5]. Подлинное развитие никогда не сводится только к приспособлению, адаптации со стороны ребенка к обществу [6].   

В психолого-педагогической литературе по проблемам коммуникации подчеркивается, что высокий уровень коммуникативности - залог успешной социализации ребенка в любой социальной среде. А успешная социализация определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства, на что  ориентирует  Концепция дошкольного воспитания [7].

Коммуникативные умения формируются в процессе социального воспитания дошкольников. Институциональный механизм социализации ребенка заложен в деятельности дошкольных образовательных учреждений. В дошкольном учреждении развитие общения дошкольников со сверстниками, как и  со взрослыми, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности [8]. В отличие от традиционного (стихийного) механизма социализации ребенок попадает в руки квалифицированных педагогов детского учреждения, в группу сверстников. «Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов» [7, с.22]. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

В дошкольных образовательных учреждениях социализации детей способствуют, во-первых, окружающая ребенка среда как средство воспитания и социализации личности (педагогика среды), во-вторых,  социальная действительность как одна из составляющих содержания образования в виде специально  организованных занятий (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко и т.д.).

В отечественной педагогике, психологии благодаря работам Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, М.М. Кониной, М.И. Лисиной и др., накоплен богатый материал по ознакомлению дошкольников с явлениями социальной действительности. Так, Е.И. Тихеева подчеркивала, что нужно способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно  развивающаяся речь будет облекаться  мыслью, и мысль будет питать язык [9].  С психологической точки зрения, как доказывает М.И. Лисина, в 6-7 лет позна­вательный тип общения сменяется внеситуативным личност­ным общением, в центре которого лежит интерес к людям, к человеческим взаимоотношениям. Целью этого общения яв­ляется познание социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей [8]. Таким образом, личностное общение в старшем дошколь­ном возрасте учит ребенка ориентироваться в социальной среде с ее сложной структурой, устанавливает разнообраз­ные отношения с окружающими людьми, приобщает к мо­ральным ценностям общества.

В отличие от традиционных занятий, где преобладает передача информации, на коммуникативных занятиях по ознакомлению с социальной действительностью главным является обмен информацией, где  особую роль для каждого участника общения играет его значимость. Эту значимость информация приобретает потому, что участники коммуникации не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при усло­вии, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Например, осуществляя общение, ребенок должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие [10]. А отношения «ребенок – взрослый» должны  строиться на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это может сделать и взрослый, и ребенок [11].

На специальных занятиях по ознакомлению с социальной действительностью воспитываются такие качества ребенка, как проявление устойчи­вого интереса к различным сторонам окружающей жизни и осознание своего места в нем (рассудительная, эмоциональная отзывчивость в событиях, происходящих во­круг ребенка; усвоение общечеловеческих норм нравственности, проявле­ние желания принимать посильное участие в делах взрослых; стремление передавать свои впечатления и знания об окру­жающей действительности в общении и др.).

Анализ  особенностей формирования коммуникативных умений современных детей дошкольного возраста на родном  языке по данным результатов мониторингового исследования, проведенного в 2007 и 2009 годах ФГНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ РС (Я)»,  выявил  следующее. Из 126 воспитателей дошкольных учреждений только  16, 4% респондентов отметили активность общения  детей на родном языке со взрослым во время обязательных занятий по развитию речи.  Большинство воспитателей   считают, что такие инновационные виды занятий, как экспериментирование, проектирование, дискуссии, философствование,  применяются на практике недостаточно. Все это свидетельствует о том, что воспитатели затрудняются в технологии проведения занятий по развитию коммуникативных умений детей:  

1) общение с детьми сводится к передаче знаний, к формированию только речевых умений, дети очень редко высказывают свое мнение;  

2) на занятиях отсутствует или не поддерживается спонтанно проявляющаяся речевая инициатива детей;

3) мало проводится занятий по жизненно важным для детей  темам, не обсуждаются отношения между людьми, проблемные, конфликтные ситуации,  не затеваются душевные разговоры на личные темы;

4) недостаточно организуется общение детей друг с другом.

Целью исследования, проведенного нами в 2009 году было выявление влияния коммуникативных умений на социализацию детей в дошкольных учреждениях. Нами проведено социометрическое исследование в ДОУ «Кыталык» и «Мичил» с.Чурапча. Так в ДОУ «Кыталык» в группе из 14 детей выявили следующие  сплоченные подгруппы: из четырех человек - 21.4%, из трех - 42.9%, из двух - 21.4%. 14.3%   испытывают трудности в общении со сверстниками.

А в  ДОУ «Мичил»  в группе из 13 детей имеются такие сплоченные подгруппы: из трех детей - 15.4%,  из двух - 30.8%, а у 23%  не складываются отношения с другими детьми. Предварительное обобщение данных позволяет сделать вывод о том, что у инициативных детей с высокими коммуникативными умениями много друзей. Общительный ребенок или как характеризуют его друзья - «умный», «делится игрушкой», «говорит выразительно». Такой ребенок, как показывают наблюдения, больше слушает партнера, ориентируется на собеседника. А с кем не дружат,  как характеризуют сами дети, с «драчунами» и  «недисциплинированными». Однако,  по данным исследования, эти дети безинициативны, не умеют проявлять себя.  Выяснилось также, что медленно входят в контакт часто болеющие и застенчивые дети, которые нуждаются в поддержке взрослого. Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью необходимо регулярно практиковать  обсуждение ситуаций, совместное планирование, обмен мнениями, организовать сотрудничество детей. Уделять  больше внимания неинициативным детям и отношениям детей между собой, уметь оказывать им квалифицированную помощь.

Знакомство с опытом работы дошкольных образовательных учреждений позволяет убедиться в том, что педагоги ощущают  острую потребность в научно обоснованных рекомендациях по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления ребенка с окружающей действительностью.

Для организации занятий по ознакомлению с социальной действительностью, для развития коммуникативных умений детей можно рекомендовать следующее.

1. С учетом интересов,  особенностей современных детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, должны затрагиваться речевые ситуации по следующим направлениям [15]:

  • естественно-культурные - усвоение элементов этикета, культурного образа жизни, народных традиций, свойственных той культуре, в которой они живут («Как вежливо возразить», «Как  здороваться», «Как благодарить»);
  • социально-культурные - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые темы (общение с родными: «Мама не хочет покупать игрушку. Как ты попросишь маму, чтоб она согласилась», «Ты помогаешь маме. Это твои обязанности или права?»; общение с друзьями: «Друг на тебя обиделся. Что ты будешь делать?»,  «Как познакомишься с незнакомым ребенком?» и  др.);
  • социально-психологические - становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение («Когда я вырасту», «Мне плохо», «Мне нравится …» и др.).

На примере ближнего и дальнего социального окружения осуществляется целенаправленный отбор содержания занятий, основу которых составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей.  

  1. Для разви­тия коммуникативных умений ребенка, повышения его статусного положения в коллективе, фор­мирования адекватной самооценки мы предлагаем следующие использование:
  • игр и игровых приемов, цель которых - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в общении. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их речевую активность;
  • моделирования проблемных и игровых ситуаций, которые создаются использованием наглядно­сти, исполнением детьми различных ролей. Известно, исполнение ролей в процессе игры и общения настраи­вает ребенка на речевые действия, ожидае­мые от него в определенной ситуации;
  • игровых упражнений и этю­дов на восприятие, переживание и выраже­ние эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятель­ности, эмоциональной поддержки участ­ников группы, на преодоление замкну­тости, социальной изолирован­ности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в боль­шей мере достигается с помощью речевых действий.

3. Речь развивается путем подражания, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Необходимо регулярно работать над культурой своей речи. Использовать в общении с детьми богатую лексику, художественные средства речи, т.е. для передачи одного содержания использовать различные выражения, предложения, в том числе пословицы и поговорки;  этикетные формы речи, как вежливая просьба, пожелание, напоминание, адекватная оценка;  эффективные формы«Я - сообщение» вместо «Ты - сообщение» (для сравнения: «Ты мне меша­ешь!» - «Я недоволен, когда мне мешают!»; «Ты не поздоровался!» - «Мне обидно, когда меня не замечают!» [13]);  различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

В заключение следует отметить, что успешная социализация детей дошкольного возраста всецело зависит от развития коммуникативных умений, что и следует развивать системно и комплексно в дошкольных образовательных учреждениях в рамках программы  ознакомления с социальной действительностью.

 Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост.   Виноградова Н.А. и др. – М.:    Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития   речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1998. – С.287.
  4. Философский  энциклопедический  словарь. — М., 1983. – 447.
  5. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2008. - №4. –С.3-12.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
  7. Концепция дошкольного воспитания. / Дошкольное воспитание. -1989. - №5. – с.10-23.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
  9. Тихеева Е.И. Ребенок – дошкольник и воспитывающая среда. Л.: Начатки знания,  1924.
  10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1976. – 517 с.
  11. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.: Просвещение, 1991. – С.29.
  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред.  В.А. Сластенина - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 200с.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?  - М.: АСТ: Астрель, 2007. –238 с.

 

ISSN 2073-8129. Наука и образование. № 4(56) 2009. С.90-93.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: