Аммосова В.В.

« Назад

19.02.2012 19:35
Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребенка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.  Программа дошкольного образования должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей.Наличие коммуникативной деятельности при этом подразумевается как в отдельно взятой области «Коммуникация», так и во всех образовательных областях в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [3].

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.  рассматривают понятие коммуникации не узко прагматически как обмен информацией, а в его полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а также  выделяют  три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие (интеракция); коммуникация как кооперация; коммуникация как условие интериоризации [1, с. 119].

В соответствии с этим к моменту поступления  в школу ребенок обычно демонстрирует базисный уровень развития общения:

  • потребность  в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника [1, с. 118].

Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают его чувства и отношения к миру в соответствии культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт. 

Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации образовательного процесса отдается, во-первых, интегральным, многофункциональным по своему характеру средствам и методам; во-вторых, тем, которые способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересных детям, активизирующих их взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста является  игра.

Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью,  психологической закрытостью, обнаруживают неразвернутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребенок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:

  1. пользование предметами быта (пользование телефоном, компьютером и т.д.);
  2. пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т.д.);
  3. обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);
  4. общение со сверстниками, с взрослыми;
  5. общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа) [4,с.147].

Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.

У якутского народа чувство общности, коллективизма продолжает развиваться через традиционные праздники («Ысыах»), коллективные выходы на работу: куулэй (сенокос), мунха (невод), куобах курэтиитэ (охота на зайцев), муус ылыыта (заготовка  льда для питьевой воды) и т.д., а также через бескорыстную помощь и поддержку. Все эти  исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установки, идеи, ценности, нормы поведения отражаются на играх детей якутов [2, с 48].

Мы предлагаем три блока работы для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности старших дошкольников.  Входящие в эти блоки игры можно использовать во всех образовательных областях «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и т.д.

Первый блок направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Основным содержанием являются игры и игровые упражнения, ориентированные  на учет позиции собеседника или партнера.

1. Правильная передача своих эмоций с помощью жестов, мимики, пантомимики.

«Лучшая модель». Звучит музыка.Модели  выходят на подиум, показывают, кто что придумал (воображаемую прическу, обувь, шляпу, платье, сумку и т.д.). Дети хлопают, поддерживают моделей, после представления отгадывают, что было представлено, высказывают свое мнение, а  жюри оценивает игроков, ставит баллы за показ.

 «Отгадай, кто герой?». Воспитатель предлагает детям выбрать себе роль из сказки и пока никому не говорит о ней. Каждый ребенок выходит на середину зала и изображает мимикой, пантомимикой своего героя. Остальные дети отгадывают, называют его.  Затем все вместе могут разыграть понравившуюся сказку. Кто хорошо изображал главного героя, будет режиссером постановки.

Эти игры, а также «Тень», «Разговор с иностранцем», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развивают в дошкольниках способность  лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволяют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

2. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной.

«Кто прав?». Воспитатель рассказывает короткую историю (описывает ситуацию) из жизни группы. Дети должны ответить, кто прав в данной ситуации, и прокомментировать свое мнение. Другие дети могут возразить и доказать иную точку зрения. Воспитатель следит за тем, чтобы дети высказывались,  дослушав собеседника.

         «Что чувствуете?». Ведущий говорит какое-нибудь слово или словосочетание слов, например: «Падает снег».  Ребенок рассказывает, что он чувствует в связи с этим, что ощущает («Свежо и  хорошо»). Другие дети выслушивают говорящего, а затем или соглашаются («Да, мне тоже нравится снег. Я люблю играть в снежки») или объясняют противоречивое мнение («Мне нравится первый снег. Но не нравится, когда его много. Постоянно двор чистим»). Педагог отмечает тех детей, кто четко изложил свое мнение и аргументировал ответ. Время от времени, обращаясь к следующему ребенку, он использует вопросы: «Согласен ли ты с этим мнением? А что ты чувствуешь?».

Такие игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать свое мнение, не ущемляя при этом интересы  и достоинство других детей.

Второй блок работы направлен на активизацию кооперации. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

1. Умение договариваться, находить общее решение.

«Реклама». Дети делятся на несколько команд, состоящих из 4-5 человек, и получают задание: «Рекламируйте национальные блюда». Затем группам выдаются различные блюда: мясное, молочное, мучное, рыбное и т.д. Дети в командах советуются, как будут рекламировать «свое» блюдо, каждый высказывается по этому поводу, все сообща выбирают лучшее решение и показывают его другим детям. Остальные команды оценивают, чья реклама удачнее.

«Сочиняем сказку». Дети сидят по кругу. Воспитатель рассказывает начало сказки: «Жили-были Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур». Дальше по кругу дети сочиняют сказку, причем каждый ребенок дополняет мысль предыдущего.  В конце игры обсуждают, как у них получилась сказка, как еще её можно переделать. Так можно сочинять свою версию по любой якутской народной сказке, например "Старушка Таал-Таал".

2. Развитие вежливости и доброжелательности.

«Встреча солнца».  Дети встают лицом к солнцу, поднимают руки ладонями сперва к солнцу, а затем к себе, тем самым заряжаясь жизненной энергией «кут-сюр» (душа). После этого они высказывают стоящему рядом ребенку благие пожелания. Педагог объясняет, что добрые слова нужно говорить с душой, искренне, смотря собеседнику в глаза.

«Найди своего друга». Дети стоят по кругу. Когда звучит музыка, они танцуют, прыгают, резвятся. Музыка останавливается. Дети должны найти себе пару. Держась за руки, говорят друг другу хорошие, добрые слова, например: «Мне нравится с тобой играть в шахматы», – «Спасибо. Да, мне тоже нравится играть с тобой» или «Спасибо. А мне нравится твоя игрушка, ты мне дашь ею поиграть». Дети должны  высказываться так, чтобы партнеры не обиделись и добрые слова понравились им. 

Игры и игровые упражнения второго блока способствуют усилению сплоченности группы, помогаютосуществлять взаимный контроль и помощь по ходу игры, приобретение навыков коллективных действий.

Третий блок ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности детей как условие интериоризации. Основное содержание этих игр и упражнений составляет обмен информацией с партнером, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.

1. Правильное звукопроизношение, обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

«Слово - не воробей».  Ведущий подбирает различные типы текста: длинное предложение, известное четверостишие, пословицу. Каждую фразу он произносит медленно, внятно и только один раз, начиная с самой длинной. Первое предложение (четверостишие, пословицу) он говорит громко, а остальные все тише и тише. За правильный (дословный)  повтор дети получают очки. Победителем становится тот, у кого их окажется больше. Например, можно начать с короткой и хорошо известной пословицы о труде «Кто работает, тот ест», а затем закончить более длинной «Хорошо, когда оладьи с маслом, а работа с увлечением» и т.д. 

Кроме того, детям нравится играть в дидактические игры  «Кто быстрее произнесет скороговорки?»,  «Доскажи   слово», «Продолжи предложение» и т.д.

2. Обмен информацией, развитие умения задавать вопросы, строить высказывания, на владение в достаточной мере планирующей и регулирующей  функциями речи.

«Моя семья». Ребенок описывает занятия одного из членов семьи, остальные угадывают, про кого он  рассказывает. Например: «Утром рано встает. Готовит вкусную яичницу.  Дома ходит постоянно в шортах и футболке. У него (нее) волосы короткие». Надо сказать, что в якутском языке отсутствует понятие родовой принадлежности, это  может быть мама или папа. Если дети не смогли угадать, ребенок добавляет более существенные характеристики: «Он (она) занимается с гирями. Когда целует меня, очень щекотно – у него щека колючая» и т.д.  

В любом игровом взаимодействии с ребенком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, соучастником, организатором, комментатором. В игре усилия воспитателя должны быть направлены на создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность в себе и в других. Проводится коррекция  поведения лидеров и поддержка тех, кто не пользовался популярностью в группе.

Таким образом, игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и проявление собственной активности каждым ребенком, согласовывать свои действия, сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения, четко и понятно излагать свои чувства,  впечатления, знания.

Литература

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов [и др.] ; отв. ред. А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Винокурова, У.А. Сказ о народе саха  [Текст]  /  У.А.Винокурова. -  Якутск : Бичик, 1994. –144 с.
  3. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета. – Федер. вып. №5125 от 5 марта 2010 г. 
  4. Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребенка :  Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром : метод. пос. /  Г.И. Репринцева. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240 с.

 

ISSN 2071-9515. Начальная школа плюс До и После. №3/12-2012. С.74-78.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: