Аммосова В.В.

« Назад

19.09.2012 19:37
Аммосова В.В.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ РЕБЕНКА

 

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области “Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 

От  уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность его взаимодействия с партнерами по общению и эффективная социализация в обществе.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду[1].

В психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание.  Освоение различных деятельностей в процессе социализации, а затем успешное воспроизводство освоенных деятельностей, с точки зрения отечественных социальных психологов, являются наиболее значимыми показателями эффективной социализации.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить коммуникативное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[2].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) подчеркивается важность семьи в воспитании ребенка, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению.

В современной семье социализация ребенка происходит с опорой на личный опыт, интуитивно опираясь на традиционные формы воспитания. Традиционные формы воспитания, сохраняя внутреннюю стабильность и целостность ребенка, ориентированы на принятие ценностей этнической культуры, духовно-нравственных оснований уклада.

Уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Традиционный уклад жизни - это уклад жизни, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений[3].

Под традицией подразумевается «закрепление и воспроизводство в новых поколениях установившихся способов жизнедеятельности, типы мышления и поведения»[4].

Главными средствами воспитания детей в семье являются семейно-бытовые традиции. Под семейными традициями подразумевается социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими, нравственные идеалы, потребности семьи.

Якутский народ выработал свою систему воспитания детей, обусловленную этнокультурными особенностями, социально-экономическими и климатическими условиями жизни на Севере.

Главной целью традиционной формы воспитания народа саха, по мнению культуролога, философа Б.Н. Попова, является последовательное  включение детей в реальную жизнь своих родителей, взрослых[5].

Воспитание реальной жизнью – это прежде всего совместная жизнь детей и взрослых, где действуют не одновозрастные, а разновозрастные сообщества людей. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. Ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослыми и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как доброжелательность, коммуникабельность[6].

В традиционном якутском обществе воспитание детей в реальной жизни основывается на следующих ценностных ориентациях:

1) Привитие в детях с младенческого возраста уважительного отношения к родителям, старшим членам семьи. У якутов почитание старших, как верно подметил И.С. Портнягин, «строится не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что старшие обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности»[7]. Это свидетельствуют известные всем поговорки: «Кырдьаҕаһы хааһахха хаалыы сылдьан сүбэлэт» (старшего уважай, как хранителей мудрости и опыта), «Кырдьаҕастан сүбэтин, эдэртэн эйэтин ыл» (принимай у старшего советы, у младшего доброе отношение»).

Нормы поведения часто преподавались ребенку в виде запретов, правил, табу. Так,  например, запрещали:
  • перебивать взрослых, особенно стариков;
  • не вмешиваться, не встревать в разговор взрослых;
  • разговаривать на повышенных тонах со взрослым;
  • перечить старшим и т.д.

2) Бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее любовь, уважение. Как отмечает известный ученый, этнопедагог, д.п.н. Григорьева А.А.: «В отношениях с детьми старшие придерживаются правила: никогда не повышать голоса, быть сдержанным и терпеливым, постоянно подавлять свои отрицательные эмоции. Основной стиль воздействия на ребенка – гуманное отношение к нему, доброжелательность, доверие и любовь в сочетании с определенной сдержанностью в выражениях чувств, последовательность и непреклонность в предъявляемых к нему требованиях»[8].

В якутской семье ребенок в младенческие годы до определенного возраста не получает даже замечаний или нареканий. В народе справедливо считали, что физическое наказание делает детей упрямыми, непослушными, лживыми, изворотливыми. В практике народного воспитания всегда избегали прямого осуждения, больше пользовались приемами, когда ребенку дается возможность и время подумать о содеянном, чтобы он самостоятельно пришел к нужному выводу. Это рождает веру в ребенка, уважение к его личности[9].

Г.С. Попова-Санаайа в работе «Киһитийии сэһэнэ» («Философия становления личности») отмечает такие народно-педагогические методы воспитания детей:

  • методы длительного воздействия (убеждение словом, положительный пример, приучение, приобщение, упражнение, развитие  способностей);
  • методы кратковременного воздействия (одобрение-осуждение, свобода действий-контроль, соревнование-отношение наравне со всеми, увлечение-успокоение, разъяснение, открытие задатков, дарования, чередование занятий, восполнение жизненной энергии);
  • особые методы воздействия (очищение, оберегание, закаливание, передача таланта[10].

3) Привитие дружелюбного, доверительного отношения к другим людям. Этому способствовало, во-первых, гостеприимство – проявление благородных моральных качеств и  внутренней культуры, развивает чувство дружбы и взаимопомощи, имеет большой воспитательный смысл, а именно, необходимость почитать людей, прибывших издалека или просто вошедших навестить соседа, гостей, дети расширяли свои знания и приобретали необходимый жизненный опыт.

Во-вторых, родственная взаимопомощь, совместное проживание двух или трех семей в одном жилом помещении из-за того что в одиночку маленькая семья не могла содержать свое хозяйство, свой быт. И дети росли в атмосфере терпимости, уступчивости, солидарности. Об этом свидетельствуют поговорки: «Заяц  силён – лесом, человек – миром», «Один не станешь лучшим», «У кого много друзей, тот счастлив», «Человек живёт среди людей».  Те, к кому не ходили гости, считали себя несчастливыми: «Ыалдьыт сылдьыбат, ыт үрбэт дьоно буолан олоробут». (Мы стали такой семьёй, кому гости не ходят, даже собака не лает.)

4) Приобщение ребенка к культурным ценностям общества, к чувству языка, веру в силу слова.

Хранителями живого слова являлись сказители, олонхосуты, старшее поколение и т.д., которые передавали из уст в уста молодому поколению  духовное богатство своего народа. В романе «Весенняя пора» Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа дети оставались дома под присмотром мудрой бабушки Дарьи, хранившей в своей памяти множество сказок, легенд, загадок, пословиц и поговорок. Эта старушка долгими зимними вечерами детям рассказывала сказки о происхождении жизни на земле, о животных, о добре и зле («Атыыр уонна атыыр оҕус», «Тоҕус быраат Чорбойдор»).

Детей учили не сквернословить, не говорить неразумное, следить за языком, не грубить, не унижать других. Когда дети ненароком говорили что-нибудь несерьёзное, останавливали: «молчи, аньыы» или отвлекали другим делом. Якуты верили в силу слова, считали, что каждое произнесенное слово приобретает свою жизнь добрую или злую. Доброе слово «алгыс» приносит удачу, радость, счастье. Злое «кырыыс» убивает, уничтожает все живое.

5) Последовательное включение детей к посильному домашнему и производительному труду, привитие уважение к людям труда, бережному отношению к результатам труда.

Труд – величайшая ценность и основа жизни народа. Трудолюбие считается главным критерием оценки личности.  В  произведениях устного народного творчества надо искать объяснение существованию многовековой практики приобщения  детей с раннего возраста к посильному труду.

Детей к трудолюбию готовили с рождения, что доказывает старинный обряд, связанный с рождением ребенка. Если новорожденный был мальчик, то к стенке урасы, с северной её стороны, прислоняли берестяную фигурку лося, головой на восток; за нею помещали лыжи, а перед лосем – фигурку собаки, головой к лосю. Она должна была «стеречь лося». «Мальчик, - объясняли якуты, - должен жить для охоты, и ему необходим успех в этом деле, поэтому фигурка лося и должна ставиться около урасы». Для девочки состав животных был другим: «Когда она вырастет и выйдет замуж, - говорили якуты, - ей нужен будет конь для езды, кобыла для домашнего хозяйства и жеребец, чтобы плодились жеребцы». Кроме того, ей необходимы ножницы, чтобы научиться кроить и шить[11].

Основными методами и средствами хозяйственно-бытового воспитания в якутской семье служили личный пример старших членов семьи, привлечение детей к посильному участию в основных производственных работах, а также закрепление за ними постоянных трудовых обязанностей по домашнему хозяйству и следование вековым традициям и обычаям народа.

И детей своих по мере возможности приучали своему ремеслу с раннего возраста с целью их подготовки к жизни, передачи им производственно-хозяйственного, социально-общественного опыта. Наблюдая за ребенком, творящего что-нибудь своими руками хвалили, пророчили хорошее будущее: «Аҕатын туйаҕын хатарыах оҕо», «Туһа киһитэ», «Ааккын ааттатар киһилэммиккин».

По мере общественного прогресса традиции видоизменяются и развиваются, сохраняя свои этнические особенности. В современных условиях меняющегося мира вместе с обществом меняется и семья. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. 

С целью  определения влияния семейных традиций на формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста в современных условиях было проведено мониторинговое исследование среди родителей.

В анкетировании участвовали 150 родителей  из с.Сеген Кюель Кобяйского, с.Чурапча Чурапчинского, с.Рассолода Мегино-Кангаласского, с.Чапаево Хангаласского улусов.

Чтоб узнать сформированность коммуникативных умений у детей был задан следующий вопрос: Как расстаетесь с ребенком утром в детском саду? На что ответили: плачет (5%)   бежит к воспитателю (10%), бежит к ребятам (58%);  бежит к игрушкам (24%),  осматривается (3%).

По ответам родителей видно, что половина детей всех опрошенных респондентов «бегут к друзьям». Если учитывать, что итог подведен без возрастных различий детей респондентов, может, это нормальный результат. Но настораживают нас дети, которые «плачут», «осматриваются». И то, что дети мало обращаются к воспитателям. По традиции входящий должен обратиться к старшему члену общества, и только потом – к сверстникам.

В современных условиях при всем разнообразии семейных традиций воспитания стержнем воспитательной работы является совместная взросло-детская деятельность. В целях выявления рода совместной деятельности в кругу семьи одним из вопросов, включенных в анкету, был вопрос:  «Чем любите заниматься вместе с ребенком?»  Родители в современных условиях предпочитают с детьми заниматься хозяйственно-бытовой деятельностью. Многие родители отметили, что приучают детей убираться за собой с ранних лет (32%),  ходят в магазин (16%), рукодельничают, мастерят с детьми (15%), стряпают (12%). Ухаживают за домашними животными больше в с. Сеген Кюель Кобяйского улуса, а в центральных улусах эту деятельность вовсе не отметили (9%), собирают ягоды – 11%, рыбачат – 5%.Возможно, родители меньше отметили рыбалку и собирательство (сбор урожая) как нечастое сезонное явление или потому что детей маленьких особо не привлекают к этому роду занятий.

В связи с этим, нас заинтересовал вопрос об инициаторах общения в семейных условиях. Как отмечают родители, у 48% опрошенных респондентов ребенок сам вклинивается в деятельность родителя. 25% отметили, что родитель сам инициирует общение. А у 27% родителей дети сами начинают общение.

Известно, что дети дошкольного возраста отличаются высокой потребностью быть нужным взрослым, быть рядом с ними.  Чтобы обратить на себя внимание часто сами вклиниваются в деятельность взрослого. Это явление со временем проходит, когда у ребенка общение, интересы расширятся. Но пока ребенок сам инициирует общение, родители  должны его поддерживать в этом и привлечь ребенка к деятельности с радостью, с одобрением. Если взрослый не ограничивается демонстрацией спосо­бов действия с предметами, т. е. не только удовлетворяет нужду ребенка в деловой помощи, а удовлетворяет и потреб­ность в общении в процессе совместной деятельности (про­являет интерес к деятельности детей, внимание, доброжела­тельность, радость при результативных действиях ребенка, поощряет их), то у ребенка появляется стремление подра­жать действиям взрослого, он успешно овладевает способами употребления предметов, у него закрепляется потреб­ность в деловом сотрудничестве со взрослыми. В таком общении ребенок учится ориентироваться на партнера, учится диалогическому взаимодействию в процессе деятельности.  В процессе включения в деятельность и общение, по мере вхождения в различные социальные группы развивается самосознание личности.

Следующий вопрос «С кем дома играет ребенок?» был задан с целью прояснения круга общения ребенка. Большинство родителей отметили, что ребенок, в основном, играет со своими братьями, сестрами (54%), а также с соседскими ребятами (38%). А сами с детьми играют нечасто (8%). Встречаются дети, играющие сами с собой (2%).

Взрослые, играя с ребенком, своим примером не только учат общаться со сверстниками в разных игровых ситуациях, но сами легко устраивают хорошие, теплые, доверительные отношения со своим ребенком. Из ответов следует, что  родители больше играют и гуляют с детьми младшего, среднего дошкольного возраста. А с детьми подготовительной к школе группы занимаются домашним хозяйством (убираются, готовят и т.д.), вместе читают книжки. Таким образом, родители 6-7-летних детей дают им больше самостоятельности, становятся более требовательными образованию детей.

Совместная деятельность, общение  детей и взрослых обуславливает бережное отношение к детям, уважение их человеческого достоинства. Вопрос  «Как наказываете ребенка при непослушании?» был задан с целью выяснения отношения между детьми и родителями. На что получили ответ: ругаю – 63%, повышаю голос (6,5%), не разговариваю (8,7%), отбираю игрушки (4,3%), шлепаю (8,7%). А 8,7 % родителей отметили слово  «упрашиваю».

В практике народного воспитания всегда избегали прямого осуждения, больше использовались приемы, которые позволяли  ребенку дается возможность и время подумать о содеянном, чтобы он самостоятельно пришел к нужному выводу. Это рождает веру в ребенка, уважение к его личности.

На вопрос «Как хвалите ребенка?» родители в основном: говорят ласковые слова (39%), целуют (34%), гладят (15%), что-нибудь покупают (6,5%), ласково смотрят (4,3%).

Предпочтение дается словесным методам воспитания, таким как беседа, убеждение, разъяснения.

Результаты мониторингового исследования подтверждают, что в семьях присутствует некоторая определенная  эмоциональная  дистанция  в отношениях с детьми,  особенно с детьми старшего дошкольного возраста. Родители в силу своей занятости воспитанию детей уделяют недостаточное внимание. Многие молодые родители затрудняются  в общении с детьми, им не хватает навыков общения. В совместной деятельности  не хватает тёплых, дружеских отношений. В домашних условиях родители ограждают детей от каких-либо хлопот, забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Такое воспитание приводит к отсутствию у детей инициативы. Они отстраняются от обсуждения вопросов, касающихся не только семьи, но и их лично.

Таким образом, в дошкольном возрасте именно семейные традиции оказывают значительное влияние в постижении сложной системы человеческих взаимоотношений как социализирующего фактора.  Для этого необходимо обеспечить, чтобы общение со  взрослыми было полноценным как в количественном (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле) в реальной жизни ребенка. Ведь подражая и копируя взрослых, у детей появляются свои привычки, ценности. Положительные семейные традиции способствуют безболезненному включению ребенка в детское сообщество, выстраивая в нем отношения партнерства с другими детьми, усваивая нормы взаимодействия с детьми и взрослыми, осознавая свои возможности и возможности других детей.

Библиографический список

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема : диссертация... доктора педагогических наук : 13.00.01.  Курск, 2008.
  4. Григорьева, А.А. Нравственное воспитание в якутской народной педагогике  // Из истоков народной педагогики якутов (материалы научно-практической конференции). Под ред. П.П. Борисова. Якутск, 1992.
  5. Иванов, С. И. Старинный обряд, связанный с рождением ребенка // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX-начале XX века.  Ленинград :  Наука,  1971.
  6. Попов, Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.
  7. Попова, Г. С.  Киһитийии сэһэнэ. Якутск : Бичик, 2006.
  8. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «кут-сюр» педагогические воззрения народа саха. М.: Академия, 1999.
  9. Cметанина, В.И., Григорьева А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. М.: Аcademia, 2003.
  10. Уткин, К. Д. Культура народа Саха : этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998.
ISSN 2079-5513.
European Social Science Journal/Европейский журнал социальных наук. №9(25) том.2, 2012


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: