Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Чехордуна Е.П.

« Назад

12.11.2013 11:56
Героический эпос — бесценный ларец
духовно-нравственного богатства народа саха

 

Родное слово как один из факторов народной педагогики – первооснова национальной культуры. Художественный язык олонхо, его образы способствуют воспитанию многих поколений народа саха.

Мир олонхо, созданный творческим гением народа, провозглашён ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Он всеобъемлющ, в нём отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А.М. Лобок, «олонхо — это культурная память, которая создаёт смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нём»[1].

Язык олонхо определяется системностью и внутренней структурированностью. Так, отдельные аспекты жизни общества, явлений природы, по которым у народа саха сложи­лись свои представления, понятия, воззрения (например, физиология человека, животный или растительный мир, географические, ас­трономические, астрологические и физические знания, психология) представлены в олонхо в целостном и упорядоченном виде.

Философские воззрения в эпосе тесно перепле­таются с обычаями, бытом, нравами народа.

Эпос олонхо выражает системное представление о жизнедеятельности человека в суровых климатических условиях Севера. Во-первых, духовно-нравственные устойчивые представления о добре и зле, свободе-неволе, правде-лжи, ответственности, самопожертвовании, совести, долге; умении давать нравственную оценку поступкам и делам; ориенти­роваться в системе духовно-нравственных ценностей. Во-вторых, в нём представлены аспекты жизни народа саха — социально-личностные: умение вести традиционный образ жизни, занятия традиционными промыслами, хозяйствование; сострадание, сопереживание, оказание помощи человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в помощи, защите и поддержке; соблюдение норм здорового образа жизни; стремление к духовно-нравственному совершенствованию. Отражены в олонхо культурные традиции, обычаи, обряды.

Эти координаты сопряжены с народной педагогикой, которая на современном этапе развития общества помогает восстановить утраченные функции социокультурных сфер в духовной жизни народа. Она вобрала в себя всё лучшее, что есть в пе­дагогической культуре общества. Например, почтительное отношение к родителям, к людям старшего поколения; к окружаю­щей природе; гостеприимство, скромность, трудолюбие, философское отношение к жизни и многое другое.

Новые взгляды на идеи и содержание эпоса убедительно доказывают, что олон­хо в современном мире — явление национальной и общечеловеческой ценности. Глубокий анализ мифологических основ олонхо, его идейно-эстетического содержания, жанровой, сюжетно-композиционной структуры служит благодатной почвой для дальнейших научных исследований, для практической воспитательной деятельности педагогов.

Мы переживаем сегодня новое отношение на уровне государственной поддержки в Республике Саха к потенциалу великих, глубоко народных философских идей героического эпоса. Своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов олонхо в современные формы, методы, способы и средства воспитания требуют углублённого изучения не только его языкового материала, но и наиболее значимых мировоззренческих установок народа саха (в олонхо — племени айыы), его нравственно-этических норм, традиций и обрядов.

На наш взгляд, олонхо как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа способствует выработке новой системы воспитания, которая оказывает влияние на развитие современного общества в условиях межкультурной интеграции. Поэтому в настоящее время назрела необходимость вести фундаментальные исследования внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, ценностно-ориентационного содержания.

Мировоззренческие представления и художественный язык олонхо — это основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать этнические и общечеловеческие культурные ценности. В героическом эпосе воплощены в художественных образах прогрессивные идеи и помыслы, показаны средства, формы, методы и приемы воспитательного воздействия, отражены народные идеалы воспитания человека.

Весь процесс формирования человека в олонхо — это результат восполнения различных ценностей, содействующих становлению человека созидающего, успешного, человека-оптимиста, обладающего морально-этическими, духов­но-нравственными качествами, любящего и уважающего историю, культуру своего народа.

Учителя школ республики широко используют педагогический потенциал олонхо в образовательном пространстве. На его материале изучаются жизнь, быт, традиции, обычаи, обряды народа в целостной системе. Это подлинно народная школа, которую проходил каждый саха. Обществу важно, чтобы у подрастающего поколения были сформированы качества, адекватные национальным ценностям. Использование педагогического потенциала героического эпоса в учебно-воспитательном процессе характеризуется сегодня как педагогика олонхо. В республике разработана концепция «Пе­дагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и ра­ботоспособных. Определены структура, содержание понятий, ценности по педагогике олонхо как системы традиционного воспитания народа саха. Воспитание детей в духе идей олонхо начинается с ранних лет, с дошкольно­го возраста. При использовании идей педагогики олонхо учителя и воспитатели руководствуются такими основными принципами:

  • воспитание ценностных ориентации, имеющих определяющую жизненную значимость для формирования личности подростка;
  • личностно ориентированный подход, предполагающий использование необходимых форм и методов работы с учётом психологических особенностей каждой возрастной группы школьников;
  • воспитание на культурных традициях (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Республики Саха и Российской Федерации), боевых традиций — бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу (культура производства, сознательное отношение к труду);
  • лингвокультурологический принцип, требующий всемерного сохранения и развития якутского языка как языка своей нации, средства сохранения и воспроизводства культуры народа саха.

Основные составляющие педагогики олонхо — традиционные знания, морально-нравственные ценности, традиционные национальные промыслы.

Педагогика олонхо основывается на освоении целостной картины мира (извечность Неба, происхождение Земли, пространственная структура мира), на понимании места, назначения и способностей человека. По воззрениям олонхо, во Вселенной существуют три мира: верхний, где обитают боги, средний — населённый людьми и их окружением, нижний — со злыми духами, представителями чёрной силы.

Ключевые понятия олонхо, несущие в себе познавательный и воспитательный потенциал, классифицируют по таким основным группам: миропонимание, предназначение человека, эпический богатырь, иде­ал народа, морально-этические нормы, вера, религия и обряды, противоборствующие силы, материальная культура, сила слова.

По воззрениям эпоса олонхо, народ саха стремится устроить свою жизнь на принципах Айыы, на основе философского

учения «кут-сюр». Кут (дух, душа) — основа жизненной силы, энергии человека. По миро­воззрению олонхо, человек имеет три души (кут): ийэ кут, салгын кут, буор кут. Ийэ кут — это генетическая память, умственные способности человека. Салгын кут — стремление, желание, мечта человека, его духовность. Буор кут — физическое развитие человека (телосложение, рост).

В олонхо восхваляется человек, прошедший школу жизни, сочетающий в себе все три кут (души). Богатыри описываются как сильные, волевые, физически, духовно, нравственно здоровые люди племени айыы. Таким образом, героический эпос олонхо — не только крупный жанр устного народного творчества, но и энциклопедия народной жизни. И потому в современных условиях величественный эпос олонхо изучается как «якутская философия, как духовность народа саха» (А.Е. Мординов). А известный исследователь этнопедагогики академик РАО Г.Н.Волков считает, что «...олонхо — самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа».

Национальные базовые ценности российского образования сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В содержании героического эпоса олонхо сопряжены такие ценности, как жизнь, человек, патриотизм, семья, добродетели, воля, страдание и его преодоление, труд, природа, вера в ее силы, человечество, солидарность, художественное слово, вещи. Ценность жизни определяется в олонхо противоборством двух начал: силы светлой и тёмной. При этом светлая сила, как олицетворение жизнеутверждающих идеалов олонхо всегда одерживает победу над темной — над злыми духами. В этой жизни личность человека айыы раскрывается как основная ценность. Люди айыы обладают такими качествами, как воля целеустремлённость, смелость, самообладание, скромность, мудрость, сострадание.

Таким образом, педагогика олонхо воплощает смысловое наполнение этно­культурного образования в условиях поликультурной среды.

В героическом эпосе дается полное описание созидательного труда кузнецов, столяров, воспевается труд коневодов, животноводов. Мастерами кузнечных, столярных дел изготавливались красивые берестяные, деревянные вещи — посуда, утварь. Мастера-швеи шили женские наряды из мехов, ткани. В укладе крестьянской семьи саха труд организовывался как творческое взаимодействие старшего и младшего поколений. В семье формируются способы и навыки трудового обучения. Труд как первооснова жизнедеятельности человека и огромный материальный фактор воспитывал духовно-нравственные ценности, трудовые навыки, умение жить в суровых климатических условиях Севера. Деятельная взаимосвязь поколений ста­новилась фактором материального и духовного прогресса народа. Это осталось до сих пор, традиция не утрачена. Тем самым у современных школьников формируется этнокультурная компетентность, основанная на знаниях и опыте, полученных не только в школе на уроках, но и в реальной жизни.

Результатом активного использования в школе педагогики олонхо становится формирование самосознания, гражданской и этнической идентичности личности ребёнка, способность к социальной и межкультурной коммуникации, уважение людей различных социальных групп, ориентация в поликультурной среде, в многонациональном обществе.

Олонхо стал надёжным помощником учителей в воспитании детей. И оста­нется им навсегда... НО



[1] Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонло. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2007.

 

ISSN 0130-6928. Народное образование. № 8, 2012. - С. 239-243.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: