Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Ефимова Д.Г.

« Назад

26.11.2010 18:49
о единой территории развития
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ

Чем характерен современный мир? Консолидацией общества, где основной идеей выступает гармонизация личного и общественного самосознания. Именно она позволяет индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. В этом процессе огромную роль играет самоуправление, инициатива, самоорганизация народов. Что дает самоорганизация народам Севера? Возможность сохранить, защитить исконную среду обитания, традиционный образ жизни, самобытную культуру ведения хозяйства, экологию природы и человека (сохранение внутренней стабильности и целостности личности).

Общины малочисленных народов по законодательству Российской Федерации – это формы самоорганизации представителей коренных народов, объединяемых по кровнородственному (семья, род) и/или территориально-соседскому признакам. Речь идет о Федеральном законе «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации* от 20 июля 2000 г. Закон различает два вида общин, а именно:

а) общины семейные (родовые), объединяемые по кровнородственному признаку ведущие традиционный образ жизни, традиционное хозяйство и занимающиеся традиционными промыслами;

б)  общины территориально-соседские, проживающие (компактно и/или дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущие традиционный образ жизни, традиционное хозяйство и занимающиеся традиционными промыслами [3].

В воспитании ребенка общины выполняют социализирующую и образовательную функции. Здесь ребенок естественно и активно усваивает социальный опыт, овладевает практическими и теоретическими навыками. Жизнедеятельность общин развивается во взаимосвязи, взаимовлиянии родовых семей, природной и социальной среды.

До настоящего времени общины, основным занятием которых по-прежнему является оленеводство, ведут кочевой образ жизни. Воспитание детей в кочевых семьях тра­диционно народное, с сохранением своей культуры. Здесь жизнь течет в круглогодичном цикле, где имеют место сезонные миграции: весна-лето, осень-зима. Что примечательно: в этих условиях дети школьного воз­раста охвачены обучением в кочевых школах, а вот дошкольники в большинстве случаев остаются со своими матерями.

Республика Саха (Якутия) - один из многонациональных регионов России. Здесь проживают свыше 120 народов. По переписи 2002 г., в их число входят якуты (45,5), русские (41,1%), украинцы (3,6), эвен ки (1,9), эвены (1,2), татары (1,1%) и др.

Территория проживания коренных ма­лочисленных народов Севера по географи­ческому расположению разделяется на тундровую, лесотундровую, горно-таежную, таежную зоны. Данная особенность и определяет круглогодичное ведение традиционных отраслей хозяйства. В этих зонах воспитываются и учатся 4184 ребенка в 88 постоянных дошкольных учреждениях и 4829 детей школьного возраста в 77 дневных школах.

По данным статистики, на 1 января 2010 г. в республике проживают 403 кочевые семьи. С семьями, основное занятие которых – оленеводство, в стада выезжают дошкольники и школьники – 782 ребенка. Помимо традиционных форм для них открыты 13 кочевых учебных заведений с охватом 180 детей. Кочевой статус получили:

  • школа-сад «Айлик» Томпонского улуса, которую посещают 24 ребенка дошкольного возраста и 37 детей школьного (горно-таежная зона);
  • эвенская кочевая школа-сад «Нэргэт» Кобяйского района (Себян-Кель), где один дошкольник (гарно-таежная зона);
  • начальная школа-сад кочевой родовой общины «Иутендли» Нижнеколымского района, в которой обучаются 18 детей разного возраста (тундровая зона);
  • школа-сад «Куонэлэкэн» Оленекского района с охватом семи дошкольников и четырех школьников (лесотундровая зона).

Кроме кочевых школ-садов в основной общеобразовательной малокомплектной (кочевой) школе «Амма» Алданского улуса (таежная зона) дети дошкольного возраста посещают и группы кратковременного пребывания.

Численность дошкольников, кочующих вместе с родителями, в статистических отчетах не фиксируется. Их количество в школах-садах колеблется от одного до пяти-семи. Все зависит от социально-экономических условий проживания кочевой семьи. Что вызывает тревогу? Многие дети не охвачены образовательными учреждениями. Кроме того, в местах проживания родовых общин малочисленных народов недостаточно разработаны такие формы образования, как семейное, детский сад (ст. 10 Закона РФ «Об образовании*).

Для обеспечения всеобщей доступности дошкольного образования для каждого ре­бенка старшего дошкольного возраста в кочевой семье в Центре кочевых школ НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) разработана модель «Единая территория развития детей дошкольного возраста в условиях кочевья». Модель – это социум со своим укладом, ментальностыо, традиционной культурой в суровых условиях кочевья. Это преемственность восприятия традиций и ценностей кочевого образа жизни и традиций современных образовательных учреждений. Сюда могут входить такие формы образования, как кочевая семья (семейное образование), кочевой детский сад и кочевая школа.

Что представляет собой структура единой территории, где воспитывается ребенок? Это кочевая семья (мать, отец, дед, бабушка, братья, сестры), природная среда (среда обитания), социальная среда (другие кочевые семьи, сообщество сверстников - дети близких родственников, соседей), образовательные учреждения, телевидение, книги др.

 

Кочевая семья

 

Дети – объект заботы и воспитания не только семьи, но и общины в целом. Для народов Севера воспитание ребенка означает воспитание себе подобного, кормильца, хранителя, защитника семьи, рода. Одновременно это и подготовка ребенка к са­мостоятельной жизни. Отсюда и методы воспитания, неразрывно связанные с эт­ническими, этическими нормами, с нравственностью, с сохранением языка, традиций и обычаев, трудовых навыков, экологических и природно-климатических знании, морально-психологических отношений в семье» [1].

Важное значение в традиционной культуре имеет позитивное программирование жизни ребенка. Начинается оно еще до рождения, активно осуществляется в 1-й год жизни малыша и сопровождает все детство. Позитивное программирование моделирует будущее поведение ребенка и, вероятнее всего, дает возможность осуществлять эту позитивную программу. «Идею позитивного программирования имеет смысл широко использовать современным родителям и воспитателям» [2].

Понятие внутренней программы каждого члена семьи «я – хозяин» складывается в семейно-бытовых отношениях и взаимоотношениях (мать-ребенок, отец-ребенок, ребенок-старшие члены) в кругу одной семьи, в отношении к окружающей природе, к сородичам. Форма семейного образования возможна не только в процессе освоения ребенком программ общеобразовательных школ, но и в ходе подготовки к поступлению в школу. Можно сказать, что это стержень становления социализации ребенка для выхода в широкий мир общения со взрослыми, с детьми, проживающими в поселках и городах.

Природная среда

Своеобразный образ жизни народов Севера связан с многовековыми занятиями оленеводством, охотой в огромном пространстве тундры, лесотундры и горно-таежной, таежной местности.

Годовой цикл жизнедеятельности народа определяется природно-климатическими условиями. Постоянное общение человека с природой значимо тем, что воспитывает в нем своеобразную культуру отношения к окружающему миру. Оно подчинено неписаным законам, правилам отношения народов Севера к окружающему миру и впитывается с раннего возраста. Бережное отношение к природе прививается детям с младенчества. Отсюда и особенности организации и содержания в зимнее и летнее время стойбища, выбор места проживания, питания, подбор утвари, одежды.

Социальная среда

Расширяет кругозор, социальный опыт ребенка. Во время кочевий сохраняются как родовые отношения, так и отношения с другими семьями, кочующими рядом. Однако ребенка окружает мир современных информационных технологий. Его восприятие расширяется посредством телевидения, художественной литературы, аудио- и видеоматериалов и т.д. Чем примечательна такая действительность? Ребенку с мла­денческого возраста создают пространство развития на родном языке и восприятие культуры народа. Это с одной стороны. С другой – налицо противоречия. Речь идет об обеспечении ребенка дошкольным воспитанием в условиях детского сада. Стационарные дошкольные учреждения открыты в селах, поселках, там, где зарегистрирована большая очередность. В кочевых условиях ребенок должен воспитываться в семье, он не должен отрываться от своих родителей. По Закону РФ «Об образовании», каждый ребенок имеет право воспитываться и обучаться на родном языке. Вот почему местные органы самоуправления как органы государственной власти должны до 2012 г. обеспечить всеобщую доступность дошкольного образования, так чтобы все дети имели возможность освоить образовательные программы, адресованные старшим дошкольникам. В связи с этим на повестку дня встал вопрос о создании более гибкой системы, суть которой - адекватная реакция на объективные демографические процессы. Формы образования могут быть самыми разными: семейное, кочевой детский сад, кочевая школа в единой территории развития ребенка.

В условиях кочевого образа жизни эта задача решается созданием учреждения для детей 3-7 лет, обязательно с гибким режимом работы, когда образовательные услуги предоставляются согласно потребностям кочевых семей.

Мы раскрыли структуру модели «Единая территория развития детей дошколь­ного возраста в условиях кочевьям. В чем же суть основной идеи? Имеется в виду:

  • Интеграция общественного дошкольного и семейного воспитания.
  • Создание условий для совместной деятельности активных участников образовательных отношений (дети - родители (законные представители) - педагоги).
  • Сохранение этнонациональной самоидентификации и партнерской соорганизации всех субъектов образовательного пространства.

Модель направлена на:

  • жизнедеятельность детей; каждый ребенок живет в естественном годичном цикле, соблюдая обычаи своего народа, обряды, праздники;
    • естественное восприятие родной речи;
    • приобщение детей к этическим нормам общения с природой, со взрослыми, сверстниками;
    • организацию этн о педагогической связи воспитательного процесса в семье – детском саду - школе.

Язык воспитания и обучения

По Закону РФ «О языках народов Российской Федерации» (1991 г., в ред. от И.12.2002 № 165-ФЗ), детям, воспитывающимся в кочевых семьях, гарантируется получение образования на родном языке, обеспечение необходимым числом образовательных учреждений, создание условий для их функционирования. Законом предоставлены программы, пособия, разработанные для стационарных детских садов, утвержденные Министерством образования Республики Саха (Якутия). В настоящее время действуют пособия по эвенскому языку (см.: Дудкин ХМ. Программа обучения эвенскому языку в детском саду. Якутск, 1989; он же. Хрестоматия по эвенскому языку в детском саду. Якутск, 1989; Тарабукина УЛ. Айанна муч дюг (Книга о природе). СПб, 2002; она же. Дентурди азбука (Азбука в стихах). СПб, 2003), по эвенкийскому языку (см.: Кудря А.С. Обучение эвенкийскому языку в детском саду. Якутск. 1998), по юкагирскому языку (см.: Прокопьева П.Е. Юкагирский (одульский) язык для дошкольников: Программа. Якутск. 2004; она же. Юкагирский (одульский) язык для дошкольников: Пособие для воспитателей. Якутск. 2005).

Ежегодно количество детей, обучающихся на родном языке, увеличивается. Подтверждение тому - анализ динамики обучения эвенскому языку: количество детей увеличилось на 45 в сравнении с 2008 г. В то же время для семейного образования в детских садах в условиях кочевья возникла необходимость разработки оригинальных пособий как для родителей, так и для дошкольников. Их основу должна составлять этнопедагогическая культура воспитания ребенка народов Севера. Что и сделано: разработаны содержание образовательной системы и технологии воспитания на единой территории развития ребенка, рассматриваются не только методы, приемы, присущие народному воспитанию кочевых народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров), не только точки соприкосновения традиций, ценностей кочевого образа жизни. Учтены также воспитательные традиции современных образовательных учреждений: физическое, трудовое, нравственное воспитание, развитие познавательных способностей в естественной среде, где первостепенное значение имеют хозяйственный, семейный уклад, природа, традиции.

Подытоживая, отмстим: создание общеобразовательного учреждения на единой территории проживания семьи позволит обеспечить развивающую среду, где дети смогут усвоить основные разделы программы дошкольного образования, безболезненно адаптироваться в условиях новой среды – школьной и населенных пунктов. Единая территория развития детей – одна из форм семейного образования детей 5-7 лет.

Рекомендуемая литература

  1. Куртов Н.Н. Ребенок - корень жизни: этнопедагогика юкагиров тундры / М-во образования Респ. Саха (Якутия). Якутск: Офсет, 2005.
  2. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учеб. пособие. М., 2008.
  3. Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации»//3аконодательство РФ и Республики Саха (Якутия), регулирующее статус коренных малочисленных народов Севера. Якутск, 2007.

ISSN 0012-561X. Дошкольное воспитание,№11-2010. С. 32-35



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: