Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Филиппова Н.И., Флегонтова У.М.

« Назад

24.10.2013 15:32
Якутский традиционный праздник ысыах
– уроки этнокультурного образования

Система современного образования ориентирована на формирование этнокультурного образования и  предполагает сохранение и возрождение культуры этноса[1]. От ориентации образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей[2]. Важные теоретические предпосылки для обоснования системы воспитания с опорой на этнокультурную специфику мы находим в теоретических работах Л.Н.Гумилева, который подчеркивал, что "никто - ни один человек, ни один народ - не живет одиноко. Видимая этническая история - это всегда  непрерывные этнические контакты. Контакты этносов всегда проходят по- разному и кончаются с разными результатами»[3]

В современном поликультурном обществе сохранение и освоение этнической культуры любого народа  есть одно из основных условий интеграции личности в мировое сообщество. «Каждая национальная культура и каждый тип культуры бесценны»  (Д.С.Лихачев). Культура любого народа кроме показа общечеловеческих ценностей должна приобщить других к своему национально-специфическому видению мира, дать что-то новое.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), ставшей методологической основой федерального государственного общеобразовательного стандарта, приведена система базовых национальных ценностей, раскрывающих основное содержание  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации – это   патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество[4]. Содержанием образовательного процесса становится воспитание уважения к духовно-историческому наследию своего народа, приобщение к базовым  российским и общечеловеческим ценностям в контексте формирования у молодого поколения идентичности гражданина России.

Целью данной статьи является раскрытие содержания этнокультурного непрерывного образования на примере  философии якутского традиционного праздника ысыах. Этнокультурная составляющая непрерывного  образования и воспитания проходит через все учебные предметы, курсы, внеурочные и внешкольные занятия и мероприятия. Сквозными этнокультурными блоками становятся такие этнические константы, как родной язык, его мировоззрение, осознание своей принадлежности к народу, фольклор и героический эпос, уклад жизни, обычаи, традиционные праздники.

Основным условием успешной организации этнокультурного образования является тесное взаимодействие структур культурно-образовательной среды – семьи, школы, СМИ, учреждений культуры, общественных организаций, органов местной власти. Одними школьными предметами этнокультурного содержания или компонентами в других предметах достичь действительного сохранения специфики этнической культуры и этнической идентификации  сложно. Если культурные учреждения, общественные организации, семья не будут вовлечены в среду этнокультурного образования, усвоение его информационно-культурологического компонента обучающимися останется в основном на познавательном уровне.

Многолетняя практика якутских сельских школ показывает, что они, являясь эпицентром всей жизнедеятельности малых сел, становятся своего рода этнокультурным центром. В них сосредоточивается и сплачивается весь потенциал сельского социума, который в проведении различных детских и школьных мероприятий, праздников предполагает участие семьи, органов местной власти, всех культурных учреждений села.

Этнические традиции  успешнее возрождаются, если они действительно востребованы обществом. Возрождение традиций, их влияние на эмоционально-чувственную сферу национального самосознания можно наглядно увидеть на примере современного проведения традиционного праздника ысыах народа саха.  Ысыах – это уникальное явление, в котором сосредоточены все этнокультурные проявления народа саха, его мировоззрение и верование. Философия ысыаха заключается в его содержании, как праздника встречи лета, во время пробуждения природы и всего живого, летнего изобилия.  Ысыах, как считает культуролог К.Д.Уткин, «являясь духовным памятником праздничной культуры служит источником пополнения исторических знаний, выполняет образовательно-воспитательную функцию по постижению лучших достижений народной обрядовой культуры» [5]. Народ демонстрирует на этом празднике все лучшее, что сохранено веками или воскрешает то, что было забыто в наши дни: проходит обряды очищения, принимает участие в обрядах поклонения солнцу, верхним божествам и духам земли, окроплению земли кумысом - угощению духов-иччи, принимает алгыс-благословение; одевается в лучшие национальные костюмы, готовит угощения из национальных блюд; играет в народные игры и состязания, демонстрируя силу и ловкость; танцует осуохай, поет и слушает тойуки певцов и внимает сказителям-олонхосутам. Символом единения на ысыахе является осуохай – якутский круговой хороводный танец, возникший в глубокой древности, как ритуальное, обрядовое действие поклонения солнцу и продолжающее свое бытование до наших дней. Запевала осуохая, талантливый импровизатор,  собирает большой круг танцующих, повторяющих за ним его слова воспевания природы, наступления лета, благодарения божеств-айыы. О значении осуохая в современной жизни народа пишет А.Д. Данилов, председатель республиканского общества  «Осуохай»: «Круг нашего осуохая символизирует вечность жизни, ее бесконечный круговорот. ... Мир – кольцо, в котором все равны и доброжелательны друг другу. Необычная поэтика, движения и музыка, которым уже тысячи лет, будят неисследованные пока рецепторы наших тел, давая уверенность движений, защищенность и теплоту»[6] . Осуохай вкладывает свою лепту в общенациональную ценность мировой цивилизации по формировании нравственных и эстетических идеалов.

Как показывает локальное исследование “Взаимодействие образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в якутской школе», проведенное сотрудниками ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха» с участием 109 респондентов из двух улусов республики и г. Якутска, в том числе школьников с 5-9 классы 52, взрослых с  30- 80 лет – 57 человек, наиболее полное определение народного традиционного праздника ысыах дают 86,3 % детей и 94,7 % взрослых.

В ответах на вопросы «Как и с какого времени готовишься к ысыаху?», «Когда и у кого узнали об алгысе (благословении)», демонстрируется значение этнокультурного образования, проводимого в течение учебного года  в непрерывном формальном, неформальном и информальном образовании. 76,9 % детей к ысыаху готовятся заранее. В течение года во время учебной, внеурочной и внешкольной деятельности дети углубляют свои знания о традициях и обрядах, обычаях, помогают родителям шить национальные костюмы, блюда, готовят украшения и атрибуты. Родительский и детский коллектив сплачивает и создает особый эмоциональный настрой совместная подготовка к празднику. 36,5 % детей об алгысе узнали от родителей, дома, 17,3 % - в школе, 13,5 % - от посещения ысыаха, 28,8 % - из других источников (книги, телепередачи, Интернет). О позитивном воздействии алгыса, об укреплении их веры в исполнении мечты и желаний подчеркивают 88,5 % детей,  90,7 % взрослых.  Принимают участие в осуохае на ысыаха 30 % детей, 90,7 % взрослых. Отвечая на вопрос о значении осуохая, многие дети отмечают, что национальный хороводный танецприподнимает настроение, придает теплоту и дружелюбие окружающих, их радость наступлению лета, а взрослые респонденты отмечают его энергетику, силу и что осуохай возвышает дух, чувство единения и причастности к родной культуре.

Итоги опроса подтверждают, что именно этот праздник дает духовное обогащение его участникам, укрепляя их самосознание как представителя народа саха, веру в единение с природой и окружающим миром.

В системе общего образования (формальный компонент)  этнокультурное содержание непрерывного  образования и воспитания изучается в школьных предметах. К примеру, в учебниках якутского и русского языков, начиная с начальных классов, материалы об ысыахе даются в содержании упражнений (5-6 кл.), в заданиях по составлению рассказов по картине (6 кл.), в отдельных культурологических текстах (6, 11 кл.). В учебниках-хрестоматиях по якутской литературе есть отдельные произведения, посвященные теме ысыаха: «Почему организуется ысыах?» М.Эверстовой-Обутовой (1 кл.), “Сегодня – детский ысыах” П.Одорусова (3 кл.),  в легенде «Посещение Килян Джалагая ысыаха Мазары »,  «Праздник летнего изобилия» В.С. Яковлева-Далана (4 кл.), в основной школе – в устном народном творчестве «Благословение ысыаха», в повести Софрона Данилова «Василий Манчары», (7 кл.), в стихотворении М.Д. Ефимова «Ысыах Эллэя» (9 кл.). По культурологии в учебнике  «Обычаи предков» 2 класса включены материалы об ысыахе, в 5 классе в учебнике “Культура народов РС(Я)» в разделе “Традиционные праздники народов» в материалах об ысыахе раскрывается смысл праздничных ритуалов и обрядов.  В учебнике “История Якутии” в главе “Культура народов Якутии в 18 веке” ысыах представлен как основное культурное событие в жизни якутов, дается описание проведение праздника.  Таким образом, достаточный литературный и познавательный материал в формальном образовании по этнокультурному константу «ысыах» прививает философское мировоззрение национального праздника как традиционной народной культуры.

В  системе дополнительного образования (неформальный компонент) во внешкольной деятельности обучающиеся, занимаясь в детских школах искусства, фольклорных, литературных студиях, лагерях и экспедициях, учатся петь народные песни-тойуки, исполнять народный хороводный танец-осуохай, готовить национальные блюда, украшения и атрибуты национальной одежды, в экспедициях собирают фольклорные и культурологические материалы об ысыахе, сочиняют тексты тойука и осуохая, занимаются проектно-исследовательской деятельностью по изучению традиционных обрядов, ритуалов, выступают на научно-практических конференциях “Шаг в будущее”.

В индивидуальном непрерывном этнокультурном образовании (информальный компонент), сопровождающем повседневную жизнь, большую роль играет семья. Родители, также как и педагоги, подают ребенку первый пример нравственного поведения. Семейная педагогика – это и есть народная педагогика, уходящая своими корнями в народные традиции – в этнопедагогику, в этническое воспитание. Именно разговоры разных поколений членов семьи, рассказы и воспоминания старшего поколения об ысыахах прошлых лет, просмотр фотографий, видеозаписей, книг дают первичное представление о народном празднике. Дети не должны воспринимать ысыах как очередное представление или как шоу. Чтобы осознать необходимость или еще лучше, испытывать потребность в участии в церемониях и ритуалах ысыаха,  дети, прежде всего, должны понимать смысл обряда и его атрибутики, назначение. Например, одним из неизменных атрибутов на ысыахе является салама – витая волосяная веревка, натягиваемая между березками или столбами-коновязами с повязаннами на ней цветными лентами, лоскутками тканей, волосьями из белой конской гривы, миниатюрными берестяными сосудами. Многими детьми салама воспринимается как простое украшение, а современные взрослые воспринимают как оберег места проведения праздника.  На самом деле салама – атрибут поклонения светлым божествам и духам земли,  повязывается в начале лета как подарок им, чтобы смилостивить их во время испрошения благодати. Дети лучше запомнят значение салама, если будут принимать участие в его изготовлении с родителями и в самом ритуале.

Во многих школах Якутии стало традицией проведение в конце учебного года праздника ысыах. Школьный ысыах является итогом проведенной за весь год подготовительной работы, способствующей взаимодействию образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в школе. Школьные ысыахи, как формаэтнической культуры и средство этнокультурного образования, обеспечивают духовно-нравственное развитие личности, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование и самореализацию. Нравственное поведение осуществляется в силу традиции или привычки. Культуролог К.Д. Уткин пишет: «Ысыах – это своеобразная школа народной педагогики, школа обучения и воспитания исторической образованности, школа постижения непреходящих культурных ценностей, притом, в самой увлекательной, эстетической и образной системе. Такая школа нравственного, духовного очищения человека нужно, особенно, молодежи, детям»[7]. В том, что проведение праздника «Ысыах Туймаады», состоявшегося в 2009, 2010 годах в Якутске, удостоено Всероссийской национальной  премии «Грани театра масс», победив в номинации «Лучший национальный праздник», есть и вклад непрерывного этнокультурного образования, отражающего национальную и духовную самобытность культуры, традиций, повседневного быта этноса, а также праздника межэтнического характера, пропагандирующего идеи межнациональной дружбы и сотрудничества. В 2012 г. 23 июля на Ысыахе Туймаады г. Якутска установлен новый мировой рекорд Гиннеса по осуохаю с одновременным участием 15 293 человека, еще раз свидетельствующий возрождение народом истоков своих традиций.

Национальные культурные традиции и обычаи обогащают и расширяют духовно-нравственный потенциал обучающихся, способствуя становлении личности,  ответственного за свою судьбу в сегодняшнем глобальном информационном обществе, а школьный ысыах, как одна из форм этнокультурного образования, наглядно демонстрирует результат  взаимодействия структурных компонентов  непрерывного образования. Таким образом, этнокультурное в системе непрерывного образования становится базой в приобретении навыков образования на протяжении всей жизни.



[1] Федеральнай государственнай үөрэх  стандарта саха оскуолатыгар : [начаалынай уопсай үөрэхтээһин] = Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе / Н.В. Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева] ; Саха Респ. Үөрэҕин м-бэтэ, Саха Респ. Нац. Оскуолаларын чинчийэр науч.ин-т. – Дьокуускай : Бичик, 2011. Ч. 1. – 2011. –С.7

[2] Панькин А.Б.. Этнокультурная коннотация образования: Монография. – Элиста: Калм. гос.ун-т, 2009. –  С. 125.

[3] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М., 1993. – С.7

[4] Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 18-19.

[5] Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. – Якутск: Бичик, 1998. – С. 288.

[6] Данилов А.Д. Осуохай – моя религия. – Якутск вечерний, 15 июня 2012 г.

[7]Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. – Якутск: Бичик, 1998. –  С. 289.

ISSN 0130-6928. Народное образование. № 8, 2012. - С. 72-75.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: