Флегонтова У.М.

« Назад

24.10.2009 17:48
Рефлексия как средство восприятия художественной литературы
при организации элективных курсов

Восприятие художественной литературы очень сложный вид эстетической деятельности: «Чтение художественного текста требует значительно больше времени, чем чтение текста научного. И дело не в сложности содержания, а в его образной специфике, потому что время, необходимое для того, чтобы возникло понимание значения слов, почти в три раза меньше, чем необходимое для возникновения в ответ представлений». [8; 90]  В свое время  К.Д. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Современный исследователь детского чтения Т.Д. Полозова отмечает: «Учитель литературы призван формировать творческого, грамотного читателя, влюбленного в книгу, стремящегося через нее постигать жизнь и совершенствовать самого себя» [5, 4]. Практическую значимость приводимых суждений доказывает один из выводов мониторинга, проведенного в 2005 г. Научно-исследовательским  институтом  национальных школ РС (Я): «Сопоставление показателей годовых результатов по предмету «Родная (якутская) литература» и отношения к чтению художественной литературы выявило прямую зависимость успешности изучения литературы как учебного предмета от чтения и изучения художественных произведений».

Значит, только основательное изучение жизни и творчества писателя на элективных курсах по литературе в состоянии решить эту проблему. Такие курсы как дополнительные часовые занятия создают для ученика условия для углубленного ознакомления с текстом художественного произведения.

Методика элективных курсов во многом идентична с методикой факультативных занятий. Как известно, в методике изучения литературы накоплен немалый опыт проведения факультативных занятий. Теоретическому осмыслению проблемы факультативов по литературе посвящены труды   Кашина Д.А., Ковалевой Л.Е., Качурина М.Г., Садовского Я.Г., Р.З. Хайруллина, М.П. Эпштейна и др. Как отмечают исследователи, факультативы имели тесную связь с уроком: «По своему содержанию они решают ту же задачу, что и урок литературы - развивать и углублять основные теоретические представления и научные понятия основного блока образования – школьного урока». Также факультативы оцениваются как один из путей устранения перегрузки на уроках, оценки, полученные  на факультативных занятиях, выставляются в журнал, а затем – в аттестат о среднем образовании». [3, 375]   

Основная особенность, скорее цель элективных курсов – помочь в самоопределении, в поисках жизненных планов в профильной ориентации старшего школьника. Элективные курсы – курсы по выбору. Выбор курса самим учащимся, как подчеркивает В.С. Мухина, «решение, сделанное самим человеком, результат сложной рефлексивной деятельности» [4]. В итоге ученик через познание самого себя в соответствии своим потребностям, в состоянии самостоятельно построить свой индивидуальный образовательный проект, профессиональное самоопределение. Уместно привести здесь мысль С.Л. Рубинштейна о значении самоактуализации свободного человека, в результате которого он становится личностью, следуя своим ценностным ориентациям. [7, 242]

Изучение элективных курсов по родной литературе в якутской школе основывается на «Концепцию учебной программы предмета «Якутский фольклор и литература», авторы которой главной задачей литературного образования  в школе считают привитие любви к чтению, что приведет к становлению читателя как субъекта культуры, способного воспринимать литературное произведение в соответствии с его социально-эстетической спецификой. [5, 5]

Чтение и изучение художественного произведения тесно связано со сложным процессом подготовки квалифицированного читателя, требующего новых подходов к обучению предмету «Литература», одним из которых cчитаем изучение произведений художественной литературы через рефлексивное восприятие.

В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. содержится  такое толкование понятия «Рефлексия»:  «Размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания», а в словаре иностранных слов: «Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния» [М., 1996. – С.433].  В «Психологической энциклопедии»  есть определение словосочетания «Рефлективное слушание»: «Термин «Р.С.» относится к способу реагирования на другого человека как средству вызывания эмпатии. Согласно широко распространенному представлению, эмпатия – важный элемент психотерапевтического взаимодействия»;  в этом же словаре термину  «Эмпатия»: дается следующее определение: «Под Э. понимается сострадательное  переживание одним человеком чувственных восприятий и мыслей другого». 

В педагогическом энциклопедическом словаре читаем: «Рефлексия (от позднелат. – обращение назад), 1) Размышление, самонаблюдение. 2) В философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. … Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. … Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания» [М., 2003. – С. 239].

Обращение к цепочке слов рефлексия - рефлективное слушание – эмпатия приводит к следующему выводу: это анализ собственного «я» на основе мышления, происходящего через восприятие мыслей другого и, рефлексия, являясь связанным с эмоцией,  душевным переживанием, чувством, может быть одним из основных методов изучения художественных произведений. Таким образом, развитие рефлексии играет важную роль в развитии читательского личностно-значимого восприятия с последующим формированием мировоззрения, так как с появлением рефлексии связано философское осмысление жизни.

Изучение художественного произведения с применением метода рефлексии поможет ребенку выработать высоконравственную позицию в жизни, что соответствует теории Л.С. Выготского о развитии ребенка через обучение, которой соответствует один из принципов  идеологической основы реформы образования 1992 г., где подчеркивается, что «Образование является не только лидирующим фактором развития человечества, оно является определяющим фактором социального развития и движителем всех реформ на всех стадиях жизни». Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов также одним из основных компонентов учебной деятельности, наряду с целеполаганием, планированием и др., выдвигают и рефлексию.Г.А. Цукерман считает рефлексию центральным психическим  «инструментом» саморазвития и  указывает на необходимость развития рефлексивных способностей с младшего школьного возраста [10, 127].

Народный писатель Якутии Софрон Данилов - мастер внутреннего монолога. В произведениях С.Данилова содержатся монологи типа рефлексирующих размышлений и потому изучение его произведений имеет огромную роль в формировании рефлексии. «Внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи» [8, 322], «Внутренние монологи характеризуют особенности умонастроения, интеллектуальную направленность действующих лиц. В них отчетливо показан рефлексирующий склад мышления, стремление понять свой внутренний мир,  критически оценить душевные состояния и действия», -  пишут исследователи [8, 26].

Ученик-читатель в элективном курсе «Писатель и его образы», посвященном  жизни и  творчеству Софрона Данилова, изучая содержание его произведений через такие монологи, углубит восприятие, который выступает как метод художественного познания при анализе произведений, так как «Этот новый вид внутренней диалогичности слова отличается от того, которая определяется встречею с чужим словом в самом предмете: здесь не предмет служит ареною встречи, а субъективный кругозор слушателя” [1, 95]. При чтении таких монологов ученик также сам начнет оценивать себя, свои поступки.

Для примера приведем два монолога из романа писателя «Пока бьется сердце»: «За всю многотрудную жизнь никого он еще под суд не подводил. Господи, как они тихо да мирно, как беззаботно жили до нынешней зимы – слеза навертывается, как вспомнишь. Воды не взбалтывая, травы не шевеля… Вот беда-то пришла! Аласов плох, плох – не получилось бы у тебя, старик, как у того несчастного из побасенки: все вокруг проходимцы, только мы с собакой умницы. И с этими поругался, и с теми. Почему? Со всеми хотел в мире жить – вот почему. Нет, Федор Баглаевич, ты верно поступил, не подписав доноса. Пусть на душе черно, как в этой прокуренной трубке, но ты верно поступил».   А вот монолог самого Аласова, главного героя романа: «Есть возня на уровне мышиного подпола. А есть – борьба, когда ты ясно утверждаешь правду, за которую – хоть на костер! Если на такой высоте стоять, то ничегошеньки они с тобой не сделают, брат Аласов. Майя как раз это и имела в виду: «За двоих борись… ». Спокойно, Аласов. Будь мужчиной – как сам же к этому призывал других. Не суетись, не маши руками. Прежде всего об увольнении нужно матери рассказать. Пусть узнает от меня, а не от соседей. Затем – Аржаков. Если он вернулся с партконференции, надо немедленно ехать в район. Потребовать, чтобы на бюро было поставлено мое персональное дело, чтобы послушали меня коллективно. Там-то всякой мышиной возне и конец придет!».

         В первом случае герой мучается, оправдывая себя, в душе у него идет внутренняя борьба между слабодушием и совестью. Второй монолог отражает твердый характер героя, его веру в свой идеал. И учащийся на основе «субъективного кругозора», душевно переживая вместе с героями на основе их «рефлексирующих монологов», будет оценивать себя, свои  ценностные ориентации, формируя свое мировоззрение. Об этом моменте учительница литературы из Чурапчи Т.М. Пестерева при анализе своего урока-диспута «Пороки воровства» (по рассказу Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона «Чечэски») пишет так: «При обсуждении воздействия хищения на состояние психики героев школьники опирались не только на анализ их внутреннего мира, но и на свой жизненный опыт. Замечательно то, что дети проверяли, оценивали себя, свои чувства, взгляды».  В таких случаях склонность старшеклассников к рефлексии учитель может направить в русло самовоспитания, являющегося высшей ступенью в развитии человека. В приведенном выше примере учительница делает такое заключение: «Детям трудно было найти правильный ответ. Наш разговор остался незавершенным. Точка не поставлена. Но суть не в этом. Главное то, что разговор побудил их желание в поисках ответа» [Журнал «Родной язык и литература», Якутск, 2009, № 2].

Организация взаимосвязанного изучения жизни писателя с его творчеством поможет ученику определить человеческое кредо писателя, имеющее огромное воспитательное значение в становлении школьника как личности. Этому может способствовать и один из модулей названного курса  «О жизни и художественной литературе», где учащиеся самостоятельно работают с книгами писателя „Писатели и книги“ (1980), «Эти годы», (1987), „В мыслях моих“ (1995), «Софрон Данилов: радует сердце, душу возносит». Процесс знакомства с таким материалом, куда включены публицистические статьи, посвященные дружбе народов, интернационализму и патриотизму, о жизни родного народа, о правде литературы, их восприятие через рефлексию будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, требовательности к себе, своим поступкам, образу жизни. Здесь мы придерживаемся теории о том, что «на основе деятельности, благодаря рефлексии на себя и других, подросток продвигается в направлении самопознания». [4, 406] Потому огромно значение изучения элективных курсов по родной литературе и в других профильных направлениях. Какую бы профессию ни выбрал молодой человек, он не должен быть оторван от родной литературы - от духовного богатства своего народа.

 Одним из требований к образовательным программам, обеспечивающих развивающий потенциал новых образовательных стандартов второго поколения, являются универсальные учебные действия, такие как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Один из видов развития личностных универсальных учебных действий - «действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор» раскрывает суть учебной деятельности по литературе, чему соответствует и рефлексия как средство восприятия художественного произведения .  

Итак, в школьном литературном образовании элективные курсы по родной литературе будут содействовать подготовке квалифицированного читателя через рефлексивное восприятие художественной литературы, способствуя интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, становлению их мировоззрения.

 

Литература

  1. Соколова Е.А., Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. – М.: Логос, 2008. – 208 с. – С. 90.
  2. Полозова Т.Д. Открытие мира. – М., 1996.  - С. 4.
  3. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992. – С. 375-398.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. - 456с.
  5. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. – М., 1976. –242 с.
  6. Поликарпова Е.М., Флегонтова У.М. Фольклор и художественная литература. Учебная программа профильного обучения. 10-11 классы. – Якутск: Офсет, 2008. – 28 с.
  7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг. – 1993. – 268 с.
  8. Страхов И.В.  Психология литературного творчества. – М. – Воронеж, 1998. – 384 с.
  9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.

ISSN 2073-8129. Наука и образование, Якутск, №4, 2009. - С. 104-105.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: