Иванова А.В.

« Назад

19.09.2010 18:17
Иванова А.В.

УДК 39 (571.56)

Проблемы поликультурной компетентности учащихся
в образовательном пространстве Республики Саха / Якутия

 

Существует мнение, что каждая локальная культура представляет собой самостоятельную систему ценностей, несопоставимых и несоизмеримых с ценностями других культур. Нам ближе утвердившаяся в специальной обществоведческой литературе точка зрения, согласно которой анализ национальной культуры любого конкретного народа, её этнической специфики возможен только  в сопоставлении её с другими культурами, так как при этом выявляются различия культур, их этническая специфика и своеобразие. Очевидно, что даже само национальное своеобразие определенной культуры проявляется только в контексте человеческой культуры вообще, в сопоставлении данной культуры с другими, в диалоге: вне этого невозможно ни существование, на развитие национальной культуры [1, с. 71]

Наиболее обоснованной для нашего исследования представляется точка зрения одного из крупнейших отечественных философов М.М. Бахтина о существовании культуры только во взаимодействии с другими. Автор диалоговой концепции культуры исходил из основополагающей идеи о том, что культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с другими культурами. Он сам является частью какой-то культуры и, исследуя другую культуру, постоянно соотносит её язык с символами и смыслами своей культуры. Поэтому даже внутри собственной культуры мы находимся в постоянном диалоге с ней. «Единство культур – это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [1, с. 334].

Для осмысления понятий «поликультурное образование», «поликультурная компетенция» нами рассмотрены работы В.П. Борисенкова [2], В.В. Макаева, Л.Л. Супруновой [3], Г.Д. Дмитриева [4], Е.В. Бондаревской [5], Л.В. Колобовой [6], Г.Ж Даутовой [7], Н.П. Филатовой [8] и др.

На основе рассмотренных подходов к данной проблеме можно вывести собственное определение понятия «поликультурная компетенция». Ее можно рассматривать как совокупность знаний, умений, навыков, способствующую усвоению учащимися знаний о культуре своего собственного народа, являющегося непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в регионе, России и мире, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Республика Саха (Якутия) уникальна не только природными и климатическими особенностями, но и тем, что имеет опыт совместного проживания свыше 120 народов. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года в число наиболее многочисленных национальностей входят русские, якуты, украинцы, эвенки, эвены, татары. Общее количество населения республики составляет 949280 человек. Из них якуты - 45,5 %, русские - 41,1 %, украинцы - 3,6  %,  эвенки - 1,9%, эвены - 1,2%, татары - 1,1%, буряты – 0,7%, башкиры – 0,2%  и другие.

Якутия – одна из многонациональных республик, где каждый живет в поликультурной среде разнообразных культур и языков. В этих условиях нужно формировать уважение к культуре родного и других народов, стремиться  познать разнообразие и глубину культуры народов совместного проживания.

В этой ситуации проведение мониторинга по определению состояния поликультурной компетенции в условиях многонациональной Республики Саха (Якутия) становится особенно актуальным.

Исследование проводилось с 12 ноября по 28 декабря 2009 г. ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» среди учащихся основной школы - 5, 9 классов, учителей родных языков и литератур, русского языка и литературы, предмета «Культура народов РС (Я)», иностранных языков, истории, обществоведения. Исследованием были охвачены выпускники начальной школы (5 класс) и выпускники основной школы (9 класс). 

Мониторинговое исследование способствовало выявлению уровня состояния поликультурной компетенции в условиях поликультурной среды РС (Я).

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
  • разработка инструментария мониторинга;
  • проведение мониторингового исследования в школах Республики Саха (Якутия);
  • анализ данных и результатов мониторинговых исследований, проведенных в разных районах республики;
  • обработка статистических данных представленных в анкетах для 5-го- 9-го классов и учителей;
  • диагностика и определение основных путей и методов формирования культуроведческой компетенции в условиях поликультурной среды РС (Я).

Эмпирическую базу составил материал исследования в 16 образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) из 11 районов и города Якутска: : Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, Тюнгюлинская средняя общеобразовательная школа Мегино-Кангаласского улуса, Диринская средняя общеобразовательная агрошкола Чурапчинского улуса, Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 Верхневилюйского улуса, Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Арылахская средняя общеобразовательная школа имени Л.Попова, Аллагинская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса,  Березовская национальная средняя общеобразовательная школа Среднеколымского улуса, Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского улуса, Себян-Кюельская национальная эвенская средняя общеобразовательная школа им. П.А. Степанова Ламутского Кобяйского улуса, 2 Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа Олекминского улуса, экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри, Батагайская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса и средняя общеобразовательная школа №38 (с углубленным изучением отдельных предметов), Якутская городская национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 и Якутский городской лицей города Якутска.

Выбор улусов объясняется их географическим расположением на территории республики: центральная группа улусов: Намский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский; Вилюйская группа улусов: Вехневилюйский, Сунтарский; южная группа улусов: Олекминский, г. Нерюнгри; северная группа улусов: Среднеколымский, Томпонский, Кобяйский, Верхоянский; образовательные учреждения г. Якутска. Также были выбраны несколько типов образовательных учреждений: гимназия, лицей, общеобразовательные школы. Из 16 четыре учреждения представляют школы с гуманитарным направлением: Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 г. Якутска (с углубленным изучением отдельных предметов), экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри. Для проведения исследования были выбраны как школы с родным языком обучения, так и школы с русским языком обучения.

Объектом исследования явились всего 544 респондента, из них 495 детей. Национальный состав учащихся: якуты –387 (78,1%), эвены – 60 (12,1%), русские –21 (4,2%),  эвенки – 14 (2,8%), долганы – 2 (0,4%), юкагиры-1 (0,2%), грузины-1 (0,2%),  смешанный состав – 3 (0,6%) (из них: якутка-эвенкийка – 1, кореянка-якутка – 1, русская-украинка, определения национальностей даны в формулировке респондентов).  

Из общего числа респондентов количество учителей 49.

Национальный состав учителей: якуты – 36 (73,4%), эвены – 8 (16,3%), русские – 3 (6,1%), эвенкийка – 1 (2,04%), кореянка – 1 (2,04%).

Мониторинговое исследование проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, часть анкеты требовала письменного ответа в свободной форме.

Учащиеся 5, 9 классов отвечали на вопросы, связанные с источниками информации о культуре, документами о правах ребенка, взрослого в области сохранения и развития культуры народа¸ национальными праздниками, желанием изучать культуру других народов, влиянием национальности на выбор друзей, выражением национальной принадлежности, ранжированием по степени важности жизненных проблем и т.д. Для учителей были подготовлены вопросы о знаниях учащихся о культуре наиболее многочисленных народов в республике, нормативно-правовом, учебно-методическом обеспечении предметов культуры в образовательных учреждениях, отношении к национальным культурам народов республики, культурным различиям учащихся, оценке знаний и умений выпускников школы для осуществления жизненных планов.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов ознакомление учащихся с культурой народов будет проводиться не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и в основном через внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности учащихся реализуется через деятельность кружков, факультативов, секций, клубов, студий и т.д., а также проведение тематических классных, школьных мероприятий. Результаты исследования показали, что учащиеся получают информацию о культуре других народов больше на уроках. Также дети получают информацию в результате самостоятельной работы: из книг, справочников; из телепередач; из Интернета. Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах, учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции.

В этих условиях формирование поликультурной компетенции возможно и через интегрированное обучение, которое может реализовываться за счет введения модульной организации учебного материала. Технология конструирования содержания обучения в форме модулей позволяет интегрировать программный материал нескольких учебных предметов.

Результаты исследования показали, что с традициями народов республики знакомят школьные предметы: «Культура народов РС (Я)», якутский язык и литература, якутский разговорный, русская национальная культура, мировая художественная культура.

Большинство учащихся желает изучать культуру народов мира и культуру всех народов, проживающих в РС (Я). Результаты учащихся различных типов школ существенно отличаются: наибольшее количество учеников школ гуманитарного направления с углубленным изучением иностранных языков изъявило желание познать мировую культуру, чем учащиеся общеобразовательных школ (Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением отдельных предметов г. Якутска).

Представляет интерес мнение респондентов о необходимости изучения предмета «Культура народов РС (Я)» в сопоставлении: по результатам мониторинга определения личности, общества и государства по этнокультурному образованию, проведенного ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» в 2007 г. 57,7%  старшеклассников считали, что изучать в школе культуру народов РС (Я) нужно обязательно. Такого мнения придерживаются 44,35% девятиклассников по результатам мониторинга 2009 г. 42,3% старшеклассников считали, что изучение культуры других народов, населяющих нашу республику, необязательно, это личный выбор каждого (мониторинг 2007 г.), в 2009 г. количество девятиклассников, разделяющих такую точку зрения – 46,44%.

Таким образом, наблюдается уменьшение количества старшеклассников, желающих изучать культуру народов совместного проживания, и соответственно увеличение количества старшеклассников, считающих, что изучение культуры других народов – это личный выбор каждого.

Если сравнить ответы учащихся 9 класса и учителей по данному вопросу, то 44,35% учащихся и 57,14% учителей дали утвердительный ответ; 46,44% учащихся и 32,65% учителей посчитали, что изучение культуры других народов – право каждого.

Надо отметить тот факт, что наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания,  по сравнению с результатами мониторинга 2007 г. : с 50% до 57,14%.

Из 16 образовательных учреждений предмет «Культура народов РС (Я)» ведется во всех школах. Но учебно-методическое обеспечение предмета не соответствует раскрытию его содержания. Преподавание ведется по программам, учебникам, разработанным для предмета «Культура коренных народов», который был введен в базовый учебный план якутской школы для реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) с 1992 года. По предмету «Культура народов РС (Я)», введенному в базисный учебный план с 2005 г.,  еще не полностью разработаны учебники, учебно-методические пособия, но работа по разработке ведется научными сотрудниками НИИ национальных школ РС (Я).

Таким образом, на основе результатов мониторинговых исследований  можно сделать следующие выводы: у учащихся проявляется положительная мотивация к освоению этнокультурных знаний, являющихся важным условием интеграции в другие культуры; школьники готовы к изучению культур других народов, к стремлению к взаимодействию с представителями разных культур;  оценивают значимость сохранения национальной культуры, ставя проблемы сохранения народов и их культур в один ряд с экологическим состоянием планеты и экономическим кризисом.

От личности педагога, его профессиональных качеств зависит успешное развитие поликультурной компетенции школьников. Результаты исследования показали, что педагоги знакомы с проблемами поликультурного общества, проявляют интерес к изучению культур других народов, наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания,  по сравнению с результатами мониторинга 2007 г. Для учителей работа в условиях полиэтнического состава учащихся создает предпосылки для организации содержательной работы, развития школьников. В целях повышения квалификации необходимо проведение курсов по проблемам этнокультурного образования, т.к. этнопедагогические знания педагогов следует рассматривать как содержательную сторону культуроведческой компетенции.

Но вместе с тем, надо отметить, что формирование поликультурной компетенции проходит через организацию учебной и внеурочной деятельности. Но как свидетельствуют результаты мониторинга, различные формы внеурочной деятельности в школе (кружки, студии, внеклассные мероприятия и др.) на данный момент недостаточно содействуют формированию поликультурной компетенции. Поэтому процесс формирования поликультурной компетенции учащихся должен стать  вариативным, рассчитанным на максимальное использование и совершенствование различных форм и  методов  учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающих активную теоретическую и практическую деятельность учащихся. В учебной деятельности формированию поликультурной компетенции может содействовать интегрированное обучение, которое может реализовываться за счет введения модульной организации учебного материала через интеграцию нескольких учебных предметов: родные, русский, иностранные языки, родная, русская литературы, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура. Также цели поликультурного образования реализуются не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и через внеурочную деятельность, в направлениях (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.) которой  происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта.  Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах, учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве.

Таким образом, формирование поликультурной компетенции учащихся одновременно должно проходить через различные структурные единицы образовательной программы и будет представлять собой совокупность предметного, межпредметного и надпредметного компонентов. Данный подход особенно актуален в условиях введения нового федерального государственного стандарта.

 Литература

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. – 334 с.
  2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования, М., Педагогика, 2006. – 317 с.
  3. Давыдов, Ю.С., Супрунова, Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. -42 с.
  4. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. – М.- Народное образование, 1999. – 208 с.
  5. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры. – Ростов на Дону, 1989. – 177 с.
  6. Колобова, Л.В. Поликультурное образование и личность. М. – НВИ-Тезарус, 2006, - 257 с.
  7. Даутова, Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.Ж. Даутова. - Казань, 2004. -  435 c.
  8. Филатова Н.П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования (на материале городской национальной школы Республики Саха (Якутия)): дис. …канд. пед.наук: 13.001.01/ Н.П. Филатова. – Я., 2009. – 190 с.

ISSN 1998-4812, Вестник Башкирского университета. Уфа, 2010, №1, том 15, С.56-59.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: