Иванова А.В.
« Назад 19.09.2010 18:17 УДК 39 (571.56)
Проблемы поликультурной компетентности учащихся
в образовательном пространстве Республики Саха / Якутия
Существует мнение, что каждая локальная культура представляет собой самостоятельную систему ценностей, несопоставимых и несоизмеримых с ценностями других культур. Нам ближе утвердившаяся в специальной обществоведческой литературе точка зрения, согласно которой анализ национальной культуры любого конкретного народа, её этнической специфики возможен только в сопоставлении её с другими культурами, так как при этом выявляются различия культур, их этническая специфика и своеобразие. Очевидно, что даже само национальное своеобразие определенной культуры проявляется только в контексте человеческой культуры вообще, в сопоставлении данной культуры с другими, в диалоге: вне этого невозможно ни существование, на развитие национальной культуры [1, с. 71] Наиболее обоснованной для нашего исследования представляется точка зрения одного из крупнейших отечественных философов М.М. Бахтина о существовании культуры только во взаимодействии с другими. Автор диалоговой концепции культуры исходил из основополагающей идеи о том, что культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с другими культурами. Он сам является частью какой-то культуры и, исследуя другую культуру, постоянно соотносит её язык с символами и смыслами своей культуры. Поэтому даже внутри собственной культуры мы находимся в постоянном диалоге с ней. «Единство культур – это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [1, с. 334]. Для осмысления понятий «поликультурное образование», «поликультурная компетенция» нами рассмотрены работы В.П. Борисенкова [2], В.В. Макаева, Л.Л. Супруновой [3], Г.Д. Дмитриева [4], Е.В. Бондаревской [5], Л.В. Колобовой [6], Г.Ж Даутовой [7], Н.П. Филатовой [8] и др. На основе рассмотренных подходов к данной проблеме можно вывести собственное определение понятия «поликультурная компетенция». Ее можно рассматривать как совокупность знаний, умений, навыков, способствующую усвоению учащимися знаний о культуре своего собственного народа, являющегося непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в регионе, России и мире, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Республика Саха (Якутия) уникальна не только природными и климатическими особенностями, но и тем, что имеет опыт совместного проживания свыше 120 народов. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года в число наиболее многочисленных национальностей входят русские, якуты, украинцы, эвенки, эвены, татары. Общее количество населения республики составляет 949280 человек. Из них якуты - 45,5 %, русские - 41,1 %, украинцы - 3,6 %, эвенки - 1,9%, эвены - 1,2%, татары - 1,1%, буряты – 0,7%, башкиры – 0,2% и другие. Якутия – одна из многонациональных республик, где каждый живет в поликультурной среде разнообразных культур и языков. В этих условиях нужно формировать уважение к культуре родного и других народов, стремиться познать разнообразие и глубину культуры народов совместного проживания. В этой ситуации проведение мониторинга по определению состояния поликультурной компетенции в условиях многонациональной Республики Саха (Якутия) становится особенно актуальным. Исследование проводилось с 12 ноября по 28 декабря 2009 г. ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» среди учащихся основной школы - 5, 9 классов, учителей родных языков и литератур, русского языка и литературы, предмета «Культура народов РС (Я)», иностранных языков, истории, обществоведения. Исследованием были охвачены выпускники начальной школы (5 класс) и выпускники основной школы (9 класс). Мониторинговое исследование способствовало выявлению уровня состояния поликультурной компетенции в условиях поликультурной среды РС (Я).
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
Эмпирическую базу составил материал исследования в 16 образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) из 11 районов и города Якутска: : Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, Тюнгюлинская средняя общеобразовательная школа Мегино-Кангаласского улуса, Диринская средняя общеобразовательная агрошкола Чурапчинского улуса, Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 Верхневилюйского улуса, Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Арылахская средняя общеобразовательная школа имени Л.Попова, Аллагинская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса, Березовская национальная средняя общеобразовательная школа Среднеколымского улуса, Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского улуса, Себян-Кюельская национальная эвенская средняя общеобразовательная школа им. П.А. Степанова Ламутского Кобяйского улуса, 2 Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа Олекминского улуса, экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри, Батагайская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса и средняя общеобразовательная школа №38 (с углубленным изучением отдельных предметов), Якутская городская национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2 и Якутский городской лицей города Якутска. Выбор улусов объясняется их географическим расположением на территории республики: центральная группа улусов: Намский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский; Вилюйская группа улусов: Вехневилюйский, Сунтарский; южная группа улусов: Олекминский, г. Нерюнгри; северная группа улусов: Среднеколымский, Томпонский, Кобяйский, Верхоянский; образовательные учреждения г. Якутска. Также были выбраны несколько типов образовательных учреждений: гимназия, лицей, общеобразовательные школы. Из 16 четыре учреждения представляют школы с гуманитарным направлением: Сунтарская саха-гуманитарная гимназия, Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 г. Якутска (с углубленным изучением отдельных предметов), экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля г. Нерюнгри. Для проведения исследования были выбраны как школы с родным языком обучения, так и школы с русским языком обучения. Объектом исследования явились всего 544 респондента, из них 495 детей. Национальный состав учащихся: якуты –387 (78,1%), эвены – 60 (12,1%), русские –21 (4,2%), эвенки – 14 (2,8%), долганы – 2 (0,4%), юкагиры-1 (0,2%), грузины-1 (0,2%), смешанный состав – 3 (0,6%) (из них: якутка-эвенкийка – 1, кореянка-якутка – 1, русская-украинка, определения национальностей даны в формулировке респондентов). Из общего числа респондентов количество учителей 49. Национальный состав учителей: якуты – 36 (73,4%), эвены – 8 (16,3%), русские – 3 (6,1%), эвенкийка – 1 (2,04%), кореянка – 1 (2,04%). Мониторинговое исследование проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, часть анкеты требовала письменного ответа в свободной форме. Учащиеся 5, 9 классов отвечали на вопросы, связанные с источниками информации о культуре, документами о правах ребенка, взрослого в области сохранения и развития культуры народа¸ национальными праздниками, желанием изучать культуру других народов, влиянием национальности на выбор друзей, выражением национальной принадлежности, ранжированием по степени важности жизненных проблем и т.д. Для учителей были подготовлены вопросы о знаниях учащихся о культуре наиболее многочисленных народов в республике, нормативно-правовом, учебно-методическом обеспечении предметов культуры в образовательных учреждениях, отношении к национальным культурам народов республики, культурным различиям учащихся, оценке знаний и умений выпускников школы для осуществления жизненных планов. В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов ознакомление учащихся с культурой народов будет проводиться не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и в основном через внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности учащихся реализуется через деятельность кружков, факультативов, секций, клубов, студий и т.д., а также проведение тематических классных, школьных мероприятий. Результаты исследования показали, что учащиеся получают информацию о культуре других народов больше на уроках. Также дети получают информацию в результате самостоятельной работы: из книг, справочников; из телепередач; из Интернета. Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах, учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции. В этих условиях формирование поликультурной компетенции возможно и через интегрированное обучение, которое может реализовываться за счет введения модульной организации учебного материала. Технология конструирования содержания обучения в форме модулей позволяет интегрировать программный материал нескольких учебных предметов. Результаты исследования показали, что с традициями народов республики знакомят школьные предметы: «Культура народов РС (Я)», якутский язык и литература, якутский разговорный, русская национальная культура, мировая художественная культура. Большинство учащихся желает изучать культуру народов мира и культуру всех народов, проживающих в РС (Я). Результаты учащихся различных типов школ существенно отличаются: наибольшее количество учеников школ гуманитарного направления с углубленным изучением иностранных языков изъявило желание познать мировую культуру, чем учащиеся общеобразовательных школ (Хамагаттинский саха-французский лицей Намского улуса, средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением отдельных предметов г. Якутска). Представляет интерес мнение респондентов о необходимости изучения предмета «Культура народов РС (Я)» в сопоставлении: по результатам мониторинга определения личности, общества и государства по этнокультурному образованию, проведенного ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)» в 2007 г. 57,7% старшеклассников считали, что изучать в школе культуру народов РС (Я) нужно обязательно. Такого мнения придерживаются 44,35% девятиклассников по результатам мониторинга 2009 г. 42,3% старшеклассников считали, что изучение культуры других народов, населяющих нашу республику, необязательно, это личный выбор каждого (мониторинг 2007 г.), в 2009 г. количество девятиклассников, разделяющих такую точку зрения – 46,44%. Таким образом, наблюдается уменьшение количества старшеклассников, желающих изучать культуру народов совместного проживания, и соответственно увеличение количества старшеклассников, считающих, что изучение культуры других народов – это личный выбор каждого. Если сравнить ответы учащихся 9 класса и учителей по данному вопросу, то 44,35% учащихся и 57,14% учителей дали утвердительный ответ; 46,44% учащихся и 32,65% учителей посчитали, что изучение культуры других народов – право каждого. Надо отметить тот факт, что наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания, по сравнению с результатами мониторинга 2007 г. : с 50% до 57,14%. Из 16 образовательных учреждений предмет «Культура народов РС (Я)» ведется во всех школах. Но учебно-методическое обеспечение предмета не соответствует раскрытию его содержания. Преподавание ведется по программам, учебникам, разработанным для предмета «Культура коренных народов», который был введен в базовый учебный план якутской школы для реализации Концепции обновления и развития национальных школ РС (Я) с 1992 года. По предмету «Культура народов РС (Я)», введенному в базисный учебный план с 2005 г., еще не полностью разработаны учебники, учебно-методические пособия, но работа по разработке ведется научными сотрудниками НИИ национальных школ РС (Я). Таким образом, на основе результатов мониторинговых исследований можно сделать следующие выводы: у учащихся проявляется положительная мотивация к освоению этнокультурных знаний, являющихся важным условием интеграции в другие культуры; школьники готовы к изучению культур других народов, к стремлению к взаимодействию с представителями разных культур; оценивают значимость сохранения национальной культуры, ставя проблемы сохранения народов и их культур в один ряд с экологическим состоянием планеты и экономическим кризисом. От личности педагога, его профессиональных качеств зависит успешное развитие поликультурной компетенции школьников. Результаты исследования показали, что педагоги знакомы с проблемами поликультурного общества, проявляют интерес к изучению культур других народов, наблюдается небольшое увеличение количества учителей, придерживающихся мнения об обязательности изучения культуры народов совместного проживания, по сравнению с результатами мониторинга 2007 г. Для учителей работа в условиях полиэтнического состава учащихся создает предпосылки для организации содержательной работы, развития школьников. В целях повышения квалификации необходимо проведение курсов по проблемам этнокультурного образования, т.к. этнопедагогические знания педагогов следует рассматривать как содержательную сторону культуроведческой компетенции. Но вместе с тем, надо отметить, что формирование поликультурной компетенции проходит через организацию учебной и внеурочной деятельности. Но как свидетельствуют результаты мониторинга, различные формы внеурочной деятельности в школе (кружки, студии, внеклассные мероприятия и др.) на данный момент недостаточно содействуют формированию поликультурной компетенции. Поэтому процесс формирования поликультурной компетенции учащихся должен стать вариативным, рассчитанным на максимальное использование и совершенствование различных форм и методов учебной и внеурочной деятельности, обеспечивающих активную теоретическую и практическую деятельность учащихся. В учебной деятельности формированию поликультурной компетенции может содействовать интегрированное обучение, которое может реализовываться за счет введения модульной организации учебного материала через интеграцию нескольких учебных предметов: родные, русский, иностранные языки, родная, русская литературы, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура. Также цели поликультурного образования реализуются не только в процессе изучения учебных дисциплин, но и через внеурочную деятельность, в направлениях (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.) которой происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей учащихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах, учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве. Таким образом, формирование поликультурной компетенции учащихся одновременно должно проходить через различные структурные единицы образовательной программы и будет представлять собой совокупность предметного, межпредметного и надпредметного компонентов. Данный подход особенно актуален в условиях введения нового федерального государственного стандарта. Литература
ISSN 1998-4812, Вестник Башкирского университета. Уфа, 2010, №1, том 15, С.56-59. КомментарииКомментариев пока нет |