Иванова А.В.

« Назад

19.09.2011 18:48
 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Мысль о необходимости консолидации многонационального российского общества подчеркивается в ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию. Так, в Послании 2009 г. отмечается, что «школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. А инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом» [1]. 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию РФ, высшая цель образования сформулирована как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» [3]. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается, что он направлен на обеспечение «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих … задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [5].

Модель формирования поликультурной компетенции школьников

Совокупность знаний, умений, навыков, способствующая усвоению учащимися знаний о культуре своего собственного народа, являющегося непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в регионе, России и мире, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур рассматривается нами как поликультурная компетенция.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов  формирование поликультурной компетенции школьников может проходить через различные структурные единицы образовательной программы, что послужило основой разработки модели, которая характеризуется как совокупность предметного, межпредметного и надпредметного компонентов (схема).

схема алена

 

Схема. Модель формирования поликультурной компетенции школьников через различные структурные единицы образовательной программы.

 

Предметный и межпредметный компоненты включают урочную деятельность, представленную через учебный предмет «Культура народов РС (Я)» и предметные модули.

Цели и задачи учебного предмета «Культура народов РС (Я)» не могут быть сформированы за 1 час урочной деятельности. В учебной деятельности изучению предмета может содействовать интегрированное обучение, которое реализуется за счет введения модульной организации учебного материала через интеграцию нескольких учебных предметов:

  • родные, русский, иностранные языки;
  • родная, русская литература;
  • изобразительное искусство, технология;
  • музыка;
  • физическая культура. 

Модуль - часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая определенную логическую и структурно-содержательную завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения. В модели формирования поликультурной компетенции школьников представлены внутри- и межпредметные модули, позволяющие объединить содержание отдельных учебных предметов по общему основанию, что обеспечивает результативность образования.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ состоит из двух частей: инвариантной – обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса. Изучение учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части Базисного учебного плана. В связи с чем, часы на изучение данного предмета необходимо выделить из части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Но ошибочно полагать, что для формирования поликультурной компетенции достаточно уроков. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание образцов межкультурной коммуникации. А вот если школьник приобретёт опыт межнациональных отношений и поведения в культурно-образовательном пространстве, то вероятность становления его поликультурной компетенции значительно возрастает. В вариативную часть базисного учебного плана включена также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. «Воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном пространстве. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» [2]. 

Внеурочная и внешкольная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых происходит развитие их индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Приобретение школьниками собственного социально-культурного опыта представляет надпредметный компонент модели. Различные виды и направления (познавательная, туристско-краеведческая; художественно-эстетическая, научно-познавательная, проектная и т.д.), тесно связанные между собой, способствуют реализации целей поликультурного образования. «Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываясь на видах деятельности» [4]. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации (праздники, викторины, экскурсии, занятия кружков, студий, клубные заседания, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, поисковые и научные исследования и т.д.).

Мониторинг уровня состояния культуроведческой компетентности

В 2009 г. ФГНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» был проведен мониторинг, направленный на выявление уровня состояния определенных компетенций: (этнокультурной, поликультурной, лингвокультуроведческой), являющихся составными частями культуроведческой компетентности. Для нашего исследования представляет интерес один из структурных элементов культуроведческой компетентности – поликультурная компетенция.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов ознакомление учащихся с культурой народов будет проводиться не столько в процессе изучения учебных дисциплин, сколько через внеурочную деятельность. Результаты исследования показали, что в настоящее время учащиеся получают информацию о культуре других народов на уроках или в процессе самостоятельной работы: из книг, справочников, телепередач, Интернета. Организация внеурочной деятельности учащихся реализуется через деятельность кружков, факультативов, секций, клубов, студий и проведение тематических классных, школьных мероприятий.

Исследование проводилось среди учащихся  5 и 9 классов, выпускников начальной и основной школы, учителей родных языков и литератур (якутского, эвенского, эвенкийского), русского языка и литературы, предмета «Культура народов РС (Я)», иностранных языков, истории, обществоведения гимназий. Лицеев и общеобразовательных школ как с родным (нерусским), так и с русским языком обучения. Было охвачено всего 544 респондента, из них 495 детей.

Мониторинг был проведен в 16 образовательных учреждениях 11 улусов РС (Я).

Часть вопросов мониторинга была направлена на оценку результатов уровня (низкий, средний, высокий) сформированности поликультурной компетенции учащихся.

Результаты мониторинга выявили, что поликультурные умения и навыки в основном сформированы на среднем уровне.

Опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур у девятиклассников немного выше, чем у пятиклассников. Школьник может обладать целостной поликультурной компетенцией на разном уровне, причем средний уровень её можно считать вполне достаточным.

Выводы

На основе результатов мониторинговых исследований  среди учащихся основной школы можно сделать следующие выводы:

  • у учащихся наблюдается положительная мотивация к освоению этнокультурных знаний,
  • школьники готовы к изучению культур других народов, взаимодействию с представителями разных культур;
  • школьники высоко оценивают значимость проблемы сохранения национальных культур.

Успешное формирование поликультурной компетенции школьников зависит от личности педагога, его профессиональных качеств. Результаты исследования показали, что учителя знакомы с образовательными проблемами поликультурного общества, проявляют интерес к изучению культур других народов. В условиях полиэтнического состава учащихся создаются предпосылки для организации содержательной работы по развитию школьников.

Немалая роль отводится в этом плане воспитательному процессу в школах учреждениям дополнительного образования детей, имеющим первостепенное значение для формирования поликультурной компетенции в культурно-образовательном пространстве. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей могут выступать различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору и др. В образовательном учреждении для реализации организации образовательного процесса может быть разработана модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры.

Взаимосвязь, взаимодополняемость различных структурных единиц образовательной программы, представленных в модели как учебная, внеурочная и внешкольная деятельность, способствуют формированию поликультурной компетенции школьников.

Данная модель, разработанная на основе анализа философско-педагогической литературы, концептуальных документов по ФГОС, результатов мониторинговых исследований состояния культуроведческой компетентности, будет обеспечивать целостность учебно-воспитательного процесса по поликультурному содержанию образования.

  Список литературы

  1. Выступление Президента РФ с ежегодным Посланием Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. – URL: http//www. Президент РФ/ transcripts/5979.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.
  6. Иванова А.В. Проблемы поликультурной компетентности учащихся  в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) (по результатам мониторинга) /А.В. Иванова // Вестник Башкирского университета. 2010. – №1, том 15. – С.56-59.

ISSN 1998-1740. Стандарты и мониторинг в образовании, №6, 2011, стр.30-34.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: