Никитина Р.С. , Аликова Д.А.
« Назад 19.09.2013 17:37 УДК 61(571)+39(571) Никитина Розалия Серафимовна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия). Аликова Диана Андреевна - соискатель кафедры педагогики педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Ам-мосова Республики Саха (Якутия).
ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В КОЧЕВОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
EDUCATION OF SAFE LIVING OF THE CHILDREN IN THE NOMADIC WAY OF LIFE OF THE ABORIGINAL PEOPLE OF THE NORTH OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) R. S. Nikitin, D. A. Alikova (Yakutsk) The issues of survival and safety are gaining a special urgency. It is connected, first of all, with the global warming, gradual thawing of the Arctic Ocean, revival of the Northern sea route, intensive exploitation of the natural resources of the Arctic regions and the North. Key words: safety, nomadic way of life, education, extreme situations.
В России вопросы безопасности регламентируются положениями специального нормативного правового акта - Федерального закона о безопасности [1], который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности. Система образования в области безопасности жизнедеятельности носит всеобщий характер, охватывает широкий круг вопросов. Изучение знаний по безопасности жизнедеятельности в образовательной системе начато в 1990 г. по решению коллегии Гособразования СССР № 8/3 от 27.04.1990 г. Безопасность - это не только защищенность общества от различных угроз, аварий, катастроф и стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с пониманием угроз и опасностей, которые могут исходить из разных источников и объектов [2]. В наше время введение в учебных программах общеобразовательных школ обучения основам безопасности жизнедеятельности человека актуально как никогда. Приходится с сожалением констатировать, что в школах Севера проблемы безопасности должным образом не нашли своего решения. Общеизвестен богатейший опыт народов Севера, который накапливался веками по вопросам безопасности жизнедеятельности. Жизнь на Севере опасна и трудна. Об этом хорошо знают те, кто живет и трудится здесь в экстремальных условиях. Кочевой уклад жизни - это устойчиво существующий порядок, основанный на привычном для этноса жизнеобеспечении (оленеводство, охота, рыболовство, собирательство), на его основании осуществляется жизнедеятельность многих поколений коренных народов Севера. Устойчивость кочевого уклада жизни определяется этничностью, этнокультурные традиции передаются из поколения в поколение. Жизнь в суровых природно-климатических условиях сформировала у северян особую систему жизнеобеспечения. Знание среды обитания, промысловой территории является главным условием здесь относительно безопасной жизни. Благодаря традиционным знаниям народы Севера в вечной борьбе с природными аномалиями выжили и выживают до настоящего времени. Основой жизненного уклада коренных малочисленных народов Севера является оленеводство. В экстремальных условиях Севера люди сумели создать уникальную хозяйственную систему, основанную на оленеводстве. Этот уклад стал основой сохранения культуры, языка и традиции коренных народов Севера. Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера напрямую связано с традиционным образом жизни народа. В их воспитании важную роль играют обычаи и народные традиции. Ребенок вырастает, «впитывая» лучшие человеческие качества. Морально-нравственные ценности становятся для него главенствующими. Основой такого воспитания признаются народные традиции бережного отношения к окружающей среде, природе. Родители учат детей беречь все, что связано с природой. Основные хозяйственные занятия (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство) сформировали у населения определенную сумму знаний по безопасности жизни. Суровые природные условия закаляют людей Севера. Дети с малых лет трудятся, повседневные занятия мальчиков сопряжены с физическими усилиями. В воспитании характера ребенка северяне уделяют большое внимания силе воли, выносливости, ловкости. В условиях кочевья дети занимаются ловлей оленей маутом, пастьбой оленей, упражняются в езде верхом на оленях, заготавливают дрова. Северяне, как правило, наблюдательны, поэтому они легко ориентируются в окружающем мире. Познание природы дает толчок к пробуждению в человеке хорошего, доброго. В 1896 г. известный исследователь северных аборигенов Н. В. Слюнин писал: «Способность тунгуса ориентироваться поразительна - будь то непроглядная пурга, замораживающая веки или частый бор, сквозь ветви которого не видно даже клочка неба, знаток пустынного захолустья, он отличается узнавательным зрением или чувством, которое позволяет ему узнавать присутствие, например белки, там, где принуждены тратить целый час, чтобы найти этого маленького зверька» [3]. Кочевой образ жизни эвенов способствовал созданию продуманной до малейших деталей одежды по сезонам года, хозяйственной утвари, и предметов быта, продуктов. Нами был проведен опрос жителей северных районов Республики Саха (Якутия) с целью выяснить, какое значение придают северяне безопасности жизни, как они учат своих детей пониманию смысла жизни и значения здоровья, какие приемы и методы используют для этого. По мнению большинства наших респондентов, безопасность жизни способствует формированию у них мотивации на здоровый образ жизни, развитие здоровьесберегающей компетентности. Наблюдения показали, что дети с малых лет приучаются пользоваться мерами безопасности на дороге, в транспорте; им разъясняют, как вести себя, если потерялся, как избежать многих неприятностей в тайге и тундре и т. п. На Севере детей подстерегает множество опасностей. Чтобы обезопасить себя, дети должны знать причины чрезвычайных ситуаций и как себя вести в этих случаях. В реальной жизни дети не осознают опасности отдельных факторов для своего здоровья, потому беззаботно совершают опрометчивые поступки. Например, в 2011 г., после окончания 11-го класса, Туйара из Эвено-Бытантайского района Республики Саха (Якутия) отправилась в соседний поселок и заблудилась. Блуждала по тайге в течение одного месяца. Питалась прошлогодними ягодами, во время дождей укрывалась под лиственницами. Находила домики сенокосчиков. В одном из них, растопив печь, согрелась, в другом обнаружила засохший пряник. Ее долго искали. Вертолет МЧС насколько раз пролетал над ней. Она пыталась обратить на себя внимание, махала косынкой, но ее не видели. От обиды только плакала. Только в конце июля ее, исхудавшую, нашли сенокосчики. Никто уже не надеялся, что она жива. К счастью, она не встретила хищных зверей. Помогло и то, что девочка с детства каждое лето ездила с родителями на сенокос. Таким образом, у нее были развиты навыки и умения преодолевать разнообразные сложные жизненные ситуации. Поэтому не растерялась, принимала самостоятельное решение. Профессиональная деятельность северян тесно связана с различного рода экстремальными ситуациями, создающими опасности для здоровья и жизни. Наиболее сложными являются природные стихии: наводнения, снежные бури, сильные морозы вплоть до - 50"С, опасные ситуации при встрече с хищными животными. Важны знания особенностей среды обитания человека, повадок хищников, причем в зависимости от природных сезонов. Это формирует умения предвидеть назревающие события и избегать опасных ситуаций. Традиционные знания и практическая подготовленность северян к экстремальным ситуациям обеспечивают безопасность жизни. В связи с этим рассмотрим случай, произошедший в оленеводческом стаде № 10 Кобяйского района Республики Саха (Якутия) осенью 2010 г. В один прекрасный день оленевод Иван Лукин направился искать отбившихся оленей. Рассказ Ивана: «Ехал верхом на ездовом олене. Чтобы увидеть оленей, поднялся на возвышенное место. Вдруг краем глаза заметил, как что-то черное быстро нагоняет меня. Обернулся и увидел, как на меня набегает медведь. Я вспомнил на миг о ружье, которое, к сожалению, было прикреплено к седлу второго оленя. Интуитивно левой рукой держался за узду ездового оленя. В это время очень близко увидел маленькие, но блестящие глаза медведя, бросил со всей силы палкой (которой упирался во время верховой езды) в морду медведя. На миг медведь отсел назад, соскочил и убежал по склону...». В такой экстремальной ситуации Иван не растерялся, показал готовность к действиям. Ему помогла его морально-психологическая, эмоциональная устойчивость. В неординарной стрессовой ситуации он проявил быстроту реакции и мужество. Эти примеры учат выживанию, формированию этнокультурной компетентности, основанной на знании реальной жизни. Стремительное потепление климата значительно меняет характер безопасности на земле. Оно отличается быстрым и резким изменением климата и атмосферного давления. В связи с этим отмечается рост человеческих жертв в результате природных стихий, аварий, катастроф, возникающих в поездках, во время трудовых обязанностей в труднодоступных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Наши наблюдения за поведением людей в повседневной жизни, беседы с ними показали, что многие люди попадают в различные ситуации, не осознавая опасность для здоровья. В реальной жизни это зависит от следующих причин:
Люди не считают обязательным выполнение простых правил безопасности жизни в тайге и тундре. Дети хотят играть с хищными животными и развлекаются огнем или беспечно относятся к возможности переохлаждения. Правила поведения в той или иной ситуации должны соотноситься с унаследованными инстинктами, приобретенными навыками и способностями выживания [4]. В последние годы изменения климата на Севере сопровождаются не только часто происходящими стихийными бедствиями, но и негативными изменениями условий проживания населения. В связи с этим необходимо усилить внимание к вопросам безопасности жизнедеятельности в экспериментальных условиях. Доктор социологических наук У. А. Винокурова опубликовала статью о губительных последствиях потепления климата в Арктике, Талыми водами унесены зеленый покров земли и исчезли целые озера Люди лишились питьевой воды [5, с. 5]. Все это весьма опасно для жизни всего живого. Они требуют принятия неотложных мер. На наш взгляд, государственные власти, в том числе система образования, должны принять меры по обеспечению безопасности детей Севера и Арктики и акцентировать на этом внимание общественности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ISSN 2224-1841, Профессиональное образование в современном мире. 4(7) 2012. С.172-176 КомментарииКомментариев пока нет |