Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Никитина Р.С. , Аликова Д.А.

« Назад

19.09.2013 16:37

УДК 61(571)+39(571)

Никитина Розалия Серафимовна - кандидат педагогических наук, веду­щий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нацио­нальных школ Республики Саха (Якутия).

Аликова Диана Андреевна - соискатель кафедры педагогики педагогичес­кого института, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Ам-мосова Республики Саха (Якутия).

 

ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В КОЧЕВОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

EDUCATION OF SAFE LIVING OF THE CHILDREN IN THE NOMADIC

WAY OF LIFE OF THE ABORIGINAL PEOPLE OF THE NORTH

OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

R. S. Nikitin, D. A. Alikova (Yakutsk)

The issues of survival and safety are gaining a special urgency. It is connected, first of all, with the global warming, gradual thawing of the Arctic Ocean, revival of the Northern sea route, intensive exploitation of the natural resources of the Arctic regions and the North.

Key words: safety, nomadic way of life, education, extreme situations.

 

В России вопросы безопасности регламентируются положениями спе­циального нормативного правового акта - Федерального закона о безо­пасности [1], который определяет основные принципы и содержание дея­тельности по обеспечению безопасности государства, общественной безо­пасности, экологической безопасности, безопасности личности. Система образования в области безопасности жизнедеятельности носит всеобщий характер, охватывает широкий круг вопросов. Изучение знаний по безо­пасности жизнедеятельности в образовательной системе начато в 1990 г. по решению коллегии Гособразования СССР № 8/3 от 27.04.1990 г.

Безопасность - это не только защищенность общества от различных угроз, аварий, катастроф и стихийных бедствий природного происхожде­ния. Безопасность связана с пониманием угроз и опасностей, которые мо­гут исходить из разных источников и объектов [2].

В наше время введение в учебных программах общеобразовательных школ обучения основам безопасности жизнедеятельности человека акту­ально как никогда. Приходится с сожалением констатировать, что в шко­лах Севера проблемы безопасности должным образом не нашли своего решения.

Общеизвестен богатейший опыт народов Севера, который накапливал­ся веками по вопросам безопасности жизнедеятельности. Жизнь на Севе­ре опасна и трудна. Об этом хорошо знают те, кто живет и трудится здесь в экстремальных условиях.

Кочевой уклад жизни - это устойчиво существующий порядок, осно­ванный на привычном для этноса жизнеобеспечении (оленеводство, охо­та, рыболовство, собирательство), на его основании осуществляется жиз­недеятельность многих поколений коренных народов Севера. Устойчивость кочевого уклада жизни определяется этничностью, этнокультурные тра­диции передаются из поколения в поколение. Жизнь в суровых природно-климатических условиях сформировала у северян особую систему жизне­обеспечения. Знание среды обитания, промысловой территории является главным условием здесь относительно безопасной жизни. Благодаря тра­диционным знаниям народы Севера в вечной борьбе с природными анома­лиями выжили и выживают до настоящего времени.

Основой жизненного уклада коренных малочисленных народов Севера является оленеводство. В экстремальных условиях Севера люди сумели создать уникальную хозяйственную систему, основанную на оленеводстве. Этот уклад стал основой сохранения культуры, языка и традиции корен­ных народов Севера.

Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера напрямую связано с традиционным образом жизни народа. В их воспитании важную роль играют обычаи и народные традиции. Ребенок вырастает, «впитывая» лучшие человеческие качества. Морально-нравственные ценности стано­вятся для него главенствующими. Основой такого воспитания признаются народные традиции бережного отношения к окружающей среде, природе. Родители учат детей беречь все, что связано с природой.

Основные хозяйственные занятия (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство) сформировали у населения определенную сумму знаний по безопасности жизни. Суровые природные условия закаляют людей Се­вера. Дети с малых лет трудятся, повседневные занятия мальчиков сопря­жены с физическими усилиями.

В воспитании характера ребенка северяне уделяют большое внимания силе воли, выносливости, ловкости. В условиях кочевья дети занимаются ловлей оленей маутом, пастьбой оленей, упражняются в езде верхом на оленях, заготавливают дрова. Северяне, как правило, наблюдательны, по­этому они легко ориентируются в окружающем мире. Познание природы дает толчок к пробуждению в человеке хорошего, доброго.

В 1896 г. известный исследователь северных аборигенов Н. В. Слюнин писал: «Способность тунгуса ориентироваться поразительна - будь то не­проглядная пурга, замораживающая веки или частый бор, сквозь ветви которого не видно даже клочка неба, знаток пустынного захолустья, он отличается узнавательным зрением или чувством, которое позволяет ему узнавать присутствие, например белки, там, где принуждены тратить це­лый час, чтобы найти этого маленького зверька» [3].

Кочевой образ жизни эвенов способствовал созданию продуманной до малейших деталей одежды по сезонам года, хозяйственной утвари, и пред­метов быта, продуктов. Нами был проведен опрос жителей северных рай­онов Республики Саха (Якутия) с целью выяснить, какое значение прида­ют северяне безопасности жизни, как они учат своих детей пониманию смысла жизни и значения здоровья, какие приемы и методы используют для этого.

По мнению большинства наших респондентов, безопасность жизни спо­собствует формированию у них мотивации на здоровый образ жизни, раз­витие здоровьесберегающей компетентности. Наблюдения показали, что дети с малых лет приучаются пользоваться мерами безопасности на доро­ге, в транспорте; им разъясняют, как вести себя, если потерялся, как избе­жать многих неприятностей в тайге и тундре и т. п. На Севере детей под­стерегает множество опасностей. Чтобы обезопасить себя, дети должны знать причины чрезвычайных ситуаций и как себя вести в этих случаях.

В реальной жизни дети не осознают опасности отдельных факторов для своего здоровья, потому беззаботно совершают опрометчивые поступки. Например, в 2011 г., после окончания 11-го класса, Туйара из Эвено-Бытантайского района Республики Саха (Якутия) отправилась в соседний поселок и заблудилась. Блуждала по тайге в течение одного месяца. Пита­лась прошлогодними ягодами, во время дождей укрывалась под листвен­ницами. Находила домики сенокосчиков. В одном из них, растопив печь, согрелась, в другом обнаружила засохший пряник.

Ее долго искали. Вертолет МЧС насколько раз пролетал над ней. Она пыталась обратить на себя внимание, махала косынкой, но ее не видели. От обиды только плакала. Только в конце июля ее, исхудавшую, нашли сенокосчики. Никто уже не надеялся, что она жива. К счастью, она не встретила хищных зверей.

Помогло и то, что девочка с детства каждое лето ездила с родителями на сенокос. Таким образом, у нее были развиты навыки и умения преодо­левать разнообразные сложные жизненные ситуации. Поэтому не расте­рялась, принимала самостоятельное решение.

Профессиональная деятельность северян тесно связана с различного рода экстремальными ситуациями, создающими опасности для здоровья и жизни. Наиболее сложными являются природные стихии: наводнения, снежные бури, сильные морозы вплоть до - 50"С, опасные ситуации при встрече с хищными животными. Важны знания особенностей среды оби­тания человека, повадок хищников, причем в зависимости от природных сезонов. Это формирует умения предвидеть назревающие события и избе­гать опасных ситуаций.

Традиционные знания и практическая подготовленность северян к эк­стремальным ситуациям обеспечивают безопасность жизни. В связи с этим рассмотрим случай, произошедший в оленеводческом стаде № 10 Кобяйского района Республики Саха (Якутия) осенью 2010 г. В один прекрасный день оленевод Иван Лукин направился искать отбившихся оленей. Рассказ Ивана: «Ехал верхом на ездовом олене. Чтобы увидеть оленей, поднялся на возвышенное место. Вдруг краем глаза заметил, как что-то черное бы­стро нагоняет меня. Обернулся и увидел, как на меня набегает медведь. Я вспомнил на миг о ружье, которое, к сожалению, было прикреплено к седлу второго оленя. Интуитивно левой рукой держался за узду ездового оленя. В это время очень близко увидел маленькие, но блестящие глаза медведя, бросил со всей силы палкой (которой упирался во время верхо­вой езды) в морду медведя. На миг медведь отсел назад, соскочил и убе­жал по склону...».

В такой экстремальной ситуации Иван не растерялся, показал готов­ность к действиям. Ему помогла его морально-психологическая, эмоцио­нальная устойчивость. В неординарной стрессовой ситуации он проявил быстроту реакции и мужество.

Эти примеры учат выживанию, формированию этнокультурной компе­тентности, основанной на знании реальной жизни.

Стремительное потепление климата значительно меняет характер бе­зопасности на земле. Оно отличается быстрым и резким изменением кли­мата и атмосферного давления. В связи с этим отмечается рост челове­ческих жертв в результате природных стихий, аварий, катастроф, возни­кающих в поездках, во время трудовых обязанностей в труднодоступных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Наши наблюдения за поведением людей в повседневной жизни, беседы с ними показали, что многие люди попадают в различные ситуации, не осознавая опасность для здоровья.

В реальной жизни это зависит от следующих причин:

  • раннее оттаивание рек и озер с отступлением вечной мерзлоты, проблемы с наводнениями и паводками в результате накопления массы снега;
  • увеличение теплого периода года, участившиеся лесные пожары;
  • поздние дожди, обилие бродячих хищных животных.

Люди не считают обязательным выполнение простых правил безопас­ности жизни в тайге и тундре. Дети хотят играть с хищными животными и развлекаются огнем или беспечно относятся к возможности переохлаждения. Правила поведения в той или иной ситуации должны соотноситься с унаследованными инстинктами, приобретенными навыками и способно­стями выживания [4].

В последние годы изменения климата на Севере сопровождаются не только часто происходящими стихийными бедствиями, но и негативными изменениями условий проживания населения. В связи с этим необходимо усилить внимание к вопросам безопасности жизнедеятельности в экспе­риментальных условиях.

Доктор социологических наук У. А. Винокурова опубликовала статью о губительных последствиях потепления климата в Арктике, Талыми во­дами унесены зеленый покров земли и исчезли целые озера Люди лиши­лись питьевой воды [5, с. 5].

Все это весьма опасно для жизни всего живого. Они требуют принятия неотложных мер. На наш взгляд, государственные власти, в том числе си­стема образования, должны принять меры по обеспечению безопасности детей Севера и Арктики и акцентировать на этом внимание общественности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вифлеемский А. Б. Влияние планируемых изменений законодательства об образовании на безопасность России // Известия Российской Академии образования. - 2012. - № 2 (22). - С. 32.
  2. Мазуркевич Е. Духовность как способ выживания // Основы безопасности жизни. - 2003. - № 5. - С. 24-26.
  3. Тураев В. А., Кочешков Н. В. и др. История и культура эвенов. - СПб. :Наука, 1997. - 184 с.
  4. Назарова Т. С, Шаповаленко В. С. Проблемы современного курса ОБЖ // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2011. - 5. - С. 45-50.
  5. Винокурова У. А. Природа Арктики угрожает опасностью // Орто дойду. - Якутск, 2012. - февр. - [Электронный ресурс!. - URL : www.kuyaar.ru/index.php?id=447

ISSN 2224-1841, Профессиональное образование в современном мире. 4(7) 2012. С.172-176



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: