Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Никитина Р.С. , Винокурова Е.И.

« Назад

29.09.2011 13:05
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ
- ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многовековой истории органично вписались в природно-климатическую среду, их хозяйственная, культурная, эмоционально-психологическая деятельность обусловлена ею. Они выработали соот­ветствующие этим условиям формы быта и типы хозяйства. Жилище при­способлено для проживания в условиях Севера: внутри поддерживается опти­мальная температура. Одежда, обувь эвенов, эвенков, чукчей и юкагиров из меха, удобная для движения и не заменяется другими материалами.

Коренные малочисленные народы обрели такое название сообразно определению действующей Конституции РФ (ст.69)- В царский период данные народы именовались ясачными (ясашны ми), туземцами, иноверцами и инородцами, а в начале советского периода — туземными народностями и племенами северных окраин, малыми народностями Севера. В период «заката» советского общества появился термин «малочисленные народы Севера». Это официально отразила Всесоюзная перепись населения 1989г., выделив 26 таких народов [4. С. 2i].

Республика Саха (Якутия) Российской Федерации является одним из крупных регионов расселения аборигенных народов Севера в России – эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и долган. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в республике проживают 18 232 эвенка, т.е. 55.0% от общей численности эвенков, проживающих в России, 11 657 эвенов (35,2%); 1097 юкагиров (79,8%); 1272 долгана (3,896) и 602 чукчи (1,8%).

В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей важно культурное наследие каждого народа, которое ведет к возрождению этнопедагогической культуры, духовно-нравственных сокровищ, восстановлению лучших народных традиций и обычаев. Большим интересом пользуются научные изыскания о воспитании детей Севера, собранные Г.Н. Волковым, В.Ф. Афанасьевым, К.С. Чиряевым, Н.Д. Неустроевым и т. д.

Особое место в воспитании детей занимают традиционные знания народа. Участие детей в традиционной деятельности входит в их повседневную жизнь как средство жизнеобеспечения и в своем содержании отражает специфику этнокультуры народа. Традиционные знания в современном мире определяются как знания, которые явля­ются результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений. Они содержат умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни народов. Традиционные знания – это вся жизнь коренных народов, они не ограничены определенной сферой деятельности, имеют отношение и к окружающей среде, и к любой сфере деятельности человека.

Составляющими традиционных знаний являются этнокультурные традиции, которые обеспечивают духовно-нравственные основания уклада коренных народов из поколения в поколение.

Исторические судьбы коренных народов связаны с оленеводством, кочевым образом жизни, созданная ими жизнь уникальна.

Отличительная особенность воспитания северян заключается в том, что народная педагогика развивается в течение веков в суровых климатических условиях [г]. Опыт воспитания связан с хозяйственной деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, животноводством. Это всегда требовало особого подхода к проблемам воспитания и образования, так как обычаи, привычки, обряды, традиции определяются традиционными знаниями и деятельностью коренных народов Севера.

Сущность этнокультурного образования состоит в ценностном отношении к культуре народов Севера и в стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами. Ценность этнокультурного образования в воспитании детей с учетом традиционных знаний народов заключается в том, что, будучи продуктом духовного развития подрастающего поколения, они содержат базовые национальные ценности.

Этими проблемами занимается научное учреждение ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», где разрабатываются обра­зовательные концепции, программы, учебно-методические комплекты на основе традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия).

В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга владения традиционными знаниями учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Целью проведения мониторинга является выявление научных подходов к возрождению традиционных знаний коренных народов Республики Саха (Якутия) и совершенствование системы их обучения в образовательных учреждениях. По этой проблеме мониторинг проводился в 20Ю г. и выявил общую картину применения традиционных знаний в семье, школе и социуме.

Всего было опрошено 212 человек. В выборку вошли: эвены – 190 чел., якуты – 14, эвенки — з> русские — 2 и представители других национально­стей — 3- Среди них были учащиеся разных классов (132 чел.) и родители (8о чел.).

Для получения результатов, отра­жающих сегодняшнее состояние осо­бенностей использования традицион­ных знаний в жизни (в семье, школе и социуме), были проведены исследова­ния в арктических районах (улусах) компактного проживания малочислен­ных народов Севера: Усть-Янский, Эве-но-Бытантайский, Момский, Кобяй-ский, Верхоянский. Анкетирование проводилось среди родителей и уча­щихся восьми школ.

Мониторинговое исследование тра­диционных знаний коренных народов проводилось методом анкетирования, тестирования, опроса по трем катего­риям респондентов: девочки, мальчики и родители.

Материалы исследования (по 30 во­просов для детей и родителей) охваты­вают традиционный уклад жизни севе­рян, на которых базируются традици­онные знания.

Например, представляет интерес мнение респондентов о том, с какого возраста родителей научили ездить верхом на олене в детстве. Из числа ответов видно, что их научили ездить верхом на олене с ранних лет. Такой же вопрос был задан их детям. Ответы подтвердили, что и в настоящее время детей обучают в таком же возрасте, как и родителей когда-то. Материалы опро­са свидетельствуют, что научились ез­дить верхом на олене 6i% девочек, а 58,7% мальчиков с ранних лет. Также есть дети, которые пока не научились ездить — i8,8% девочек, 26,9% мальчи­ков, и не ответили — 2О,2% девочек, 14,4% мальчиков.

В целях выявления преемственно­сти при передаче традиционных зна­ний в анкеты включены аналогичные вопросы, сформулированные с учетом жизненного опыта респондентов. На­пример, для детей: с какого возраста ты научился рыбачить, знаешь ли ты, где охотятся отец и дед; для родителей: с какого возраста родители вас научили рыбачить, есть ли семейное наследуе­мое угодье, участки для ведения тради­ционных видов хозяйствования. Для учащихся, кроме общих вопросов, были подготовлены отдельные вопросы для мальчиков (какими способами лучше охотиться на куропаток, когда ты нау­чился пользоваться маутом-арканом) и девочек (знаешь ли ты способы обра­ботки шкуры пушных зверей) с учетом их традиционных занятий, передавае­мых от матери к дочери, от отца к сыну. Для родителей, кроме вопросов, на­правленных на выявление методов и форм передачи традиционных знаний, были подготовлены дополнительные вопросы, определяющие состояние оленьего стада, пастбищных угодий, готовность взрослых к природно-кли­матическим и социально-экономиче­ским изменениям.

Исследование показало, что у поло­вины респондентов в семье сохраняется опыт передачи традиционных знаний от старшего поколения младшему. Ос­новным способом передачи является совместная трудовая деятельность ро­дителей с детьми. При этом особое ме­сто занимает привитие трудовых уме­ний по оленеводству, рыболовству, охо­те и собирательству, а также техноло­гии шитья одежды, приготовления на­циональных блюд. У детей сформиро­ваны такие базовые ценности, как ува­жение к труду, к истории своего народа и любовь к семье.

Вместе с тем у половины респонден­тов отмечается лишь частичное владе­ние традиционными знаниями, наблю­дается недостаточное владение зна­ниями по безопасности жизнедеятель­ности в условиях Севера, недопонима­ние экологических проблем, недоста­точное знание средств, орудий, исполь­зуемых в традиционных видах хозяйст­вования, и способов их изготовления (например, снаряжение для езды на оленях).

Исследование также показало, что владение детей традиционными зна­ниями зависит от состояния развития традиционных видов хозяйствования в местах компактного проживания корен­ных малочисленных народов Севера.

Следует также отметить, что роль обще­образовательных учреждений и непо­средственно педагогов все еще низка, они принимают лишь частичное участие в передаче традиционных знаний детям,

В современных условиях при воспи­тании детей необходимо использовать новые способы, методы с учетом тради­ционного уклада жизни, традиционных знаний. Сегодня большее внимание необходимо уделять формированию соответствующих компетенций, что достигается, прежде всего, использова­нием универсальных учебных действий с практикоориентированной направ­ленностью.

В настоящее время во всех образо­вательных учреждениях Российской Федерации начинается введение новых федеральных государственных образо­вательных стандартов общего образо­вания, в рамках которых предоставля­ется возможность формировать у уча­щихся этнокультурный компонент на основе традиционных знаний.

Примерная основная образователь­ная программа общеобразовательного учреждения, разработанная на основе ФГОС, включает в себя обязательную часть и вариативную часть, формируе­мую участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и их родителями). Вариативная часть реали­зуется через уроки и внеурочную дея­тельность учащихся, проводимую в форме клубов, студий, кружков, секций, проектной и производственной дея­тельности. Таким образом, часть основ­ной образовательной программы, фор­мируемая участниками образователь­ного процесса, является нормативно-правовой и финансовой базой для осу­ществления индивидуальной образова­тельной программы. У каждого образо­вательного учреждения, расположен­ного в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Се­вера, есть реальная возможность усваи­вать традиционные знания в рамках вариативной части основной образова­тельной программы. Для этого потре­буется соответствующее учебно-методи­ческое обеспечение, отвечающее требо­ваниям федеральных государственных образовательных стандартов.

В связи с этим нами разработаны примерная образовательная програм­ма, учебное пособие и электронное приложение, составляющие учебно-методический комплект «Умение жить на Севере», который раскрывает осо­бенности традиционных знаний через исконные занятия народов Севера (эве­нов, эвенков, якутов, юкагиров, чукчей, долган): оленеводство, рыболовство, собирательство, охоту и изготовление одежды. Примерная программа курса «Умение жить на Севере» обеспечива­ется разнообразными методами дея­тельности: проведением игровой, прак­тической, исследовательской, творче­ской деятельности; наблюдением за объектами природы и жизнью северян.

В соответствии с новыми требова­ния ФГОС, учащиеся должны овладе­вать необходимыми компетенциями во внеурочной деятельности. Для этого необходимы умения самостоятельно организовывать свою деятельность, поэтому особое место в проведении внеурочной деятельности занимает совершенствование ее содержания и технологии с учетом традиционного уклада жизни.

Овладение традиционными зна­ниями осуществляется в виде проектов совместной работы в рамках традици­онных занятий. При этом во внеуроч­ной деятельности акцент делается на деятельностно-направленный подход, который формирует у учащихся социо­культурные компетенции и базовые национальные ценности путем взаимо­действия взрослых и детей (наблюде­ния за природой, привитие навыков традиционного природопользования и хозяйствования с учетом формирова­ния знаний и умений по основам безо­пасности жизнедеятельности и эколо­гии). Содержательное наполнение учебно-методического комплекта весь­ма обширно и охватывает все стороны традиционного хозяйства: учащимся необходимо знать территории с биоло­гическими ресурсами, диких и домаш­них животных, съедобные и лекарст­венные растения; стационарные и вах­товые поселения, стойбища, маршруты оленеводческих стад; природно-клима­тические изменения, другую экологически значимую информацию; тради­ционный хозяйственный календарь; способы лова, сбора и обработки про­дукции; промысловые запреты; прие­мы изготовления орудий труда и пред­метов домашнего обихода, домашние ремесла.

Традиционные знания в обыденной жизни передаются методом показа и рассказа. Ребенок наблюдает за заня­тиями взрослых и усваивает трудовые, практические, наблюдательные навы­ки, такие как запрягать в нарты оленей, мастерить ловушки, снасти для рыбал­ки, наблюдать за поведением зверей и птиц, собирать съедобные растения.

Анализ материалов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что если дети с ранних лет будут овладевать традиционными знаниями, то будет обеспечена возможность со­хранения и развития этих знаний. При условии последовательной, непрерыв­ной работы они будут передаваться следующим поколениям. Также, исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод о том, что в деле сохра­нения традиционных знаний и в тради­ционном хозяйствовании должны учи­тываться запросы и потребности насе­ления (специфические, самобытные особенности этносов), возрастные по­требности и ценностные ориентации учащихся и взрослого населения. При этом новые образовательные модели должны органично сочетать особенно­сти традиционных знаний с достиже­ниями современного общества.

Первостепенной задачей семьи и школы является забота о безопасности жизни детей, обучение их практиче­ским навыкам. В условиях Севера каж­дый может встретить трудности в быту, во время кочевья, охоты, рыбалки. Дети учатся с помощью родителей и учите­лей безопасному поведению в окру­жающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных си­туаций и способы их предупреждения. Человек, не владеющий жизненно не­обходимыми навыками, подвергается опасностям. На Севере надо остерегать­ся сильных морозов, снежных метелей, гололеда, наледи, хищных зверей, на­воднения, лесных пожаров, мошкары и комаров.

Условия жизни в Арктических рай­онах Севера, происходящие в природе изменения по всей планете заставляют принимать соответствующие меры для защиты от природных катаклизмов.

Этот процесс особенно актуален в наше время для поликультурной среды, так как сама этнокультура живет в этой среде, активно развивается, входит в жизнь всех слоев населения. Традиции этнокультуры стойко сохраняются в семье, в быту, передаются из поколения в поколение, поэтому система образо­вания должна взять на себя основную функцию воспитания детей в условиях традиционного образа жизни народов Севера.

В современном мире в сохранении традиционного уклада жизни особую роль занимает, прежде всего, хозяйст­венная деятельность. Между тем в ус­ловиях возрождения традиционных знаний образовательная деятельность стала значимой. Научное исследование воспитания и социализации детей с учетом традиционного образа жизни коренных народов Республики Саха (Якутия) требует разработки системы этнокультурного компонента воспита­ния детей.

Таким образом, сохраняя, оберегая традиционный уклад жизни коренных народов Севера, надо их вовлекать в процесс жизни индустриального обще­ства, чтобы они могли идти в ногу со временем, чтобы не отставали от жиз­ни — это веление и требование жизни XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

  1. АСМОЛОВ А. Г. [и др.] Концептуальная модель развития универсальных учебных действий. 2007.
  2. АФАНАСЬЕВ В. Ф. Этаопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
  3. ВОЛКОВ Г. Н. Педагогика любви. М.: 2004. Ч. 1.
  4. ЗНАЧЕНИЕ традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций ко­ренных народов / сост. О. А. Мурашко, М., 2007.
  5. КРЯЖКОВ В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М-: Нор­ма, 2010.
  6. ЛОДКИНАТ. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М., 2009.
  7. СЕМЁНОВА А. Д. Приобщение к труду Севера. Якутск, 1990.
  8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
  9. ХУХЛАЕВА О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. М., 2008.

Статью рекомендует д-р пед.   наук,   проф.   Т.  А.   Сутырина

ISSN 2079-8717. Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С.111-116.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: