Никитина Р.С., Винокурова Е.И., Иванова А.В.

« Назад

19.09.2008 17:09

УДК 39 (571.56)

 НОВЫЕ ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ

 

Поликультурная направленность образования получает все больше признания в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы различных стран,

В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает» [6].

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [4].

 По статистическим данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Саха (Якутия) постоянно проживают представители более из 160 национальностей России, в число наиболее многочисленных национальностей входят якуты, русские, украинцы, татары, белорусы и пять коренных малочисленных народов Севера: эвены, эвенки. юкагиры, чукчи, долганы. По материалам Конгресса народов России (2007), в республике зарегистрировано 48 общественных объединений, созданных по национальному признаку, представители коренных малочисленных народов Севера объединены в ассоциации [2]. В Законе Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» говорится о том, что «каждому ребенку должны быть предоставлены равные права и возможности приобщения к родной культуре и достижениям мировой культуры; уважать права и интересы других детей и интересы других детей и граждан, традиции и обычаи, культурные ценности, философию народов и наций, населяющих Республику Саха (Якутия)» [3].

В целях более полного соответствия требованиям современного качества образования в Базисный учебный план Республики Саха (Якутия) с 2005 г. включен новый предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» с I по II класс по 1 ч в неделю. Новый предмет по содержанию и технологии обучения существенно отличается от предыдущего предмета «Культура коренных народов Якутии» (1992 г.), имеет интегрирующий, обобщающий характер, учитывает логику познавательного процесса по принципу «от освоения культуры родного народа к культуре народов совместного проживания, затем – приобщение к мировой культуре» [5].

В связи с объявлением 2008 г. в системе образования Якутии годом государственных образовательных стандартов нового поколения сотрудниками ФГНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)» разработан проект требований к результатам освоения программ по восьми предметам этнокультурной направленности. Методологической основой проекта требований к результатам освоения программы по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» являются: статья 29 Конвенции о правах ребенка, 2 принцип статьи 2, п. 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», статьи 32, 42, 68 Конституции PC (Я), п. 1 статьи 16, статья 20 Закона PC (Я) «О правах ребенка»; концептуальная модель развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов – руководитель, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина); результаты мониторинга по выявлению потребностей личности, общества и государства по этнокультурному образованию.

Разработка требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения предполагает адекватное понимание процессов возникновения, взаимоопределения и регуляции потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании. Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения личностью родным языком, освоения культуры и сохранения традиций семьи и рыта своего народа.

Мы понимаем под потребностями социальное (отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга определения потребностей этнокультурного образования в республике. Целью проведения мониторинга является выявление потребностей личности, общества и государства по этнокультурному образованию.

Всего было опрошено 1899 чел. В выборку вошли 912 якутов, 225 эвенков, 109 русских, 76 эвенов и представителей других национальностей. Среди них 757 учащихся 5,9 и 11 классов. 120 учителей, 126 воспитателей дошкольных учреждений, 860 родителей и 36 работников органов исполнительной власти.

Для получения результатов, отражающих сегодняшнее состояние личности, общества и государства по этнокультурному образованию, мы включили в географию исследования 4 улуса, в том числе: из центральных улусов - Намский, из заречных - Таттинский, из улусов компактного проживания малочисленных народов севера: Томпонский (эвены); Оленёкский (эвенки), что даёт основную картину состояния этнокультурного образования по республике, и г. Якутске. В г. Якутске анкетирование проводилось среди родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях №21 «Кэнчээри», №26 «Кустук», №51 «Кэскил», ЦРР №42 «Мамонтёнок» и ЦРР №9 «Якутяночка», средних общеобразовательных школах №2, 6, саха-канадской школе с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков, COIIJ №38, городской классической гимназии СОШ №8, саха гимназии (с углубленным изучением английского и немецкого языков).

Мониторинговое исследование по определению потребностей личности, общества, государства в этнокультурном образовании проводилось методом анкетирования, тестирования, опроса по четырем категориям респондентов: учащиеся 5, 9, 11 классов; родители; педагогические коллективы ДОУ, СОШ; общественные организации.

Учащиеся 5, 9, 11 классов, учителя, родители и представители общественных организаций отвечали на вопросы, связанные с удовлетворением этнокультурных потребностей в сфере образования; обеспечением возможности изучения родного языка, литературы, культуры; созданием условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности.

Представляет интерес мнение респондентов о том, следует ли изучать в школе культуру народов Республики Саха (Якутия). Из числа учителей, родителей и представителей общественности, имеющих по этому вопросу четкое суждение, половина респондентов считает, что культуру народов PC (Я) следует обязательно изучать в школе, другая половина при­держивается мнения, что это выбор каждого учащегося и такое изучение должно быть организовано по желанию. А более половины старшеклассников (57,7%) считают, что изучать в школе культуру народов PC (Я) обязательно.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что мнения учащихся городских школ относительно значимости знания культур разделились в зависимости от национальных принадлежностей: дети якутской национальности больше желают изучать культуру коренных народов PC (Я), русской национальности -культуру всех народов, которые проживают в PC (Я).

Следует особо обратить внимание на следующее явление, отмеченное участниками в ходе анализа результатов опроса. Оно касается сохранения в полиэтнической среде родных (якутский, эвенский, эвенкийский) языков, литератур и культур народов. Анализ анкет даёт возможность выделить, что наибольшее влияние на этнокультурное образование оказывают следующие факторы:

  1. структура семьи: наличие поколений в семье, отца, количество детей;
  2. язык воспитания матери и отца в детстве;
  3. семейно-бытовые традиции, сохраненные в семье;
  4. выбор значимых качеств личности ребенка родителями.

Общие выводы по комплексному анализу ответов респондентов и пожелании следующие:

  • воспитание детей до 5 лет на родном языке всемье и детском саду;
  • активное общение городских детей на родномязыке;
  • создание языковой среды;
  • обучение предметов на родном языке;
  • сохранение родного языка, помимо этого знание русского и английского языков;
  • организация исследовательской работы по истории, культуре народов PC (Я) и родного языка;
  • выпуск детских книг о трудовой жизни старшего поколения, истории села, края;
  • обеспечение художественной литературой коренных народов РС(Я);
  • систематическое чтение на родном языке;
  • воспитание в детях уважения к своему народу, гордости за свое происхождение, осознания индивидуальности своего народа;
  • проведение кружков, занятий по видам народного творчества (по выбору);
  • организация походов, экскурсий по историческим местам республики; встреч с носителями этнокультуры;
  • изучение народных обычаев, их мудрости и красоты, воспитание уважения к другим народам;
  • проведение мероприятий, праздников на родном языке;
  • фестивали, конкурсы, выставки народного творчества;
  • просмотр местных передач по телевизору и радио на родных языках;
  • распространение дисков на родном языке;
  • обеспечение специалистами по языкам народов PC (Я);
  • обеспечение методической литературой ДОУ по этнокультурному образованию;
  • модифицирование языка в целях его сохранения, так как язык - развивающееся явление.

Исходя из результатов мониторинга, отмечаем, что:

  • общие требования к подготовке детей к школе должны учитывать потребности родителей и их ценностные ориентации на развитие качества характера ребенка;
  • модели учебно-методических комплектов должны опираться на образцовых произведениях устного народного творчества, особенностях среды обитания;
  • материал должен подбираться с учетом взаимодействия ребенка и взрослого в процессе общения, особенностей семейно-бытовых традиций;
  • учебно-методический комплект должен включать и пособия по этнокультурному образованию для взрослых.

Мониторинговое исследование потребностей личности, общества и государства позволило выявить основные взаимосвязи этнокультурных потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании – взаимосвязи, касающиеся самого процесса формирования и выражения этих потребностей. Результаты мониторинга и концептуальная модель развития универсальных учебных действий выступили одними из методологических основ проекта требований к результатам освоения по предмету «Культура народов PC (Я)» в общеобразовательной школе.

Требования к результатам были разработаны по универсальным учебным действиям (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. «В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].

Личностные универсальные учебные действия

  • развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;

признание ценности:

  • поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
  • семьи, родственных отношений;
  • традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
  • уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречии;
  • права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
  • культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
  • культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
  • приоритетов ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, окружающим, природному и социальному миру;

развитие умений:

  • соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
  • самоидентифицировать себя как представителя этноса. Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
  • описывать себя как представителя конкретного этноса, народов Севера, Якутии, России через овладение специально-понятийным аппаратом.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
  • проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
  • развитие умений корректно разрешать внутриотнические, межэтнические разногласия;
  • самооценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
  • способность к этнической мобилизации (участие в народных праздниках, в деятельности национальных общественных организаций и т.д.);
  • умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

Познавательные универсальные учебные действия

универсальные общеучебные действия:

  • умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России;
  • учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
  • выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
  • овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;

универсальные логические учебные действия;

  • развитие умения производить мыслительные операции на культуроведческом материале:

конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т.д.);

абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.);

анализ (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни, видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея, представительство, диаспора));

синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столицы РФ и т.д.);

классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства, материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);

обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу, восприятия народов Якутии как общности (мы - якутяне) и шире (мы - россияне) и т.д.);

доказательство (на примере особенностей природных условий жизни, экстремальных условий Севера и т.д.);

  • умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);

универсальные знаково-ашволические учебные действия:

  • проведение ассоциативных связей с государственными символами PC (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
  • развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алас, сэргэ, якутская лошадь - символ якутского народа; северный олень, чум, северное сияние - символы малочисленных народов и т.д.;
  • развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
  • понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
  • развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
  • развитие умения моделировать (проектировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей диаграмм и т.д.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • умение работать в паре, группе, коллективе;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе с детьми разных народов;
  • умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
  • готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
  • умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

Вышеперечисленные способы и средства имеют первостепенное значение для развития личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире. С целью создания условий для формирования культуроведческой компетенции в поликультурном образовательном пространстве, где воспитывается толерантная личность, необходимо ввести в Базисный образовательный план предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» и мероприятия духовно-нравственной направленности в Программу воспитания.

 Литература:

  1. Аслюлов А.Г. и др. Концептуальная модель развития универсальных учебных действий // standart.edu.ru 2007. С. 3.
  2. В саше единой II Или». - 2007. -№1-2. - С. 14.
  3. Закон Республики Саха (Якутия). О правах ребенка. -1994.-С. 4, 5.
  4. Закон Российской Федерации. Об образовании. - 1992. -С. 1,14.
  5. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. Национальная школа: концепция и технология развития: доклады и материалы международной конференции. - М: Просвещение, 1993. С. 38.
  6. Политика, направленная на повышение качества образования. Образование для всех. Императив качества. - ЮНЕСКО. 2004. - С. 148.

ISBN 5-7862-006-Х, Наука и образование,№4 (52) 2008. С.104-108



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: