Никитина Р.С., Винокурова Е.И., Иванова А.В.
« Назад 19.09.2008 17:09 УДК 39 (571.56)
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ
Поликультурная направленность образования получает все больше признания в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы различных стран, В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает» [6]. Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [4]. По статистическим данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Саха (Якутия) постоянно проживают представители более из 160 национальностей России, в число наиболее многочисленных национальностей входят якуты, русские, украинцы, татары, белорусы и пять коренных малочисленных народов Севера: эвены, эвенки. юкагиры, чукчи, долганы. По материалам Конгресса народов России (2007), в республике зарегистрировано 48 общественных объединений, созданных по национальному признаку, представители коренных малочисленных народов Севера объединены в ассоциации [2]. В Законе Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» говорится о том, что «каждому ребенку должны быть предоставлены равные права и возможности приобщения к родной культуре и достижениям мировой культуры; уважать права и интересы других детей и интересы других детей и граждан, традиции и обычаи, культурные ценности, философию народов и наций, населяющих Республику Саха (Якутия)» [3]. В целях более полного соответствия требованиям современного качества образования в Базисный учебный план Республики Саха (Якутия) с 2005 г. включен новый предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» с I по II класс по 1 ч в неделю. Новый предмет по содержанию и технологии обучения существенно отличается от предыдущего предмета «Культура коренных народов Якутии» (1992 г.), имеет интегрирующий, обобщающий характер, учитывает логику познавательного процесса по принципу «от освоения культуры родного народа к культуре народов совместного проживания, затем – приобщение к мировой культуре» [5]. В связи с объявлением 2008 г. в системе образования Якутии годом государственных образовательных стандартов нового поколения сотрудниками ФГНУ «НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)» разработан проект требований к результатам освоения программ по восьми предметам этнокультурной направленности. Методологической основой проекта требований к результатам освоения программы по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» являются: статья 29 Конвенции о правах ребенка, 2 принцип статьи 2, п. 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», статьи 32, 42, 68 Конституции PC (Я), п. 1 статьи 16, статья 20 Закона PC (Я) «О правах ребенка»; концептуальная модель развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов – руководитель, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина); результаты мониторинга по выявлению потребностей личности, общества и государства по этнокультурному образованию. Разработка требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения предполагает адекватное понимание процессов возникновения, взаимоопределения и регуляции потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании. Этнокультурное образование рассматривается как совокупность овладения личностью родным языком, освоения культуры и сохранения традиций семьи и рыта своего народа. Мы понимаем под потребностями социальное (отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга определения потребностей этнокультурного образования в республике. Целью проведения мониторинга является выявление потребностей личности, общества и государства по этнокультурному образованию. Всего было опрошено 1899 чел. В выборку вошли 912 якутов, 225 эвенков, 109 русских, 76 эвенов и представителей других национальностей. Среди них 757 учащихся 5,9 и 11 классов. 120 учителей, 126 воспитателей дошкольных учреждений, 860 родителей и 36 работников органов исполнительной власти. Для получения результатов, отражающих сегодняшнее состояние личности, общества и государства по этнокультурному образованию, мы включили в географию исследования 4 улуса, в том числе: из центральных улусов - Намский, из заречных - Таттинский, из улусов компактного проживания малочисленных народов севера: Томпонский (эвены); Оленёкский (эвенки), что даёт основную картину состояния этнокультурного образования по республике, и г. Якутске. В г. Якутске анкетирование проводилось среди родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях №21 «Кэнчээри», №26 «Кустук», №51 «Кэскил», ЦРР №42 «Мамонтёнок» и ЦРР №9 «Якутяночка», средних общеобразовательных школах №2, 6, саха-канадской школе с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков, COIIJ №38, городской классической гимназии СОШ №8, саха гимназии (с углубленным изучением английского и немецкого языков). Мониторинговое исследование по определению потребностей личности, общества, государства в этнокультурном образовании проводилось методом анкетирования, тестирования, опроса по четырем категориям респондентов: учащиеся 5, 9, 11 классов; родители; педагогические коллективы ДОУ, СОШ; общественные организации. Учащиеся 5, 9, 11 классов, учителя, родители и представители общественных организаций отвечали на вопросы, связанные с удовлетворением этнокультурных потребностей в сфере образования; обеспечением возможности изучения родного языка, литературы, культуры; созданием условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности. Представляет интерес мнение респондентов о том, следует ли изучать в школе культуру народов Республики Саха (Якутия). Из числа учителей, родителей и представителей общественности, имеющих по этому вопросу четкое суждение, половина респондентов считает, что культуру народов PC (Я) следует обязательно изучать в школе, другая половина придерживается мнения, что это выбор каждого учащегося и такое изучение должно быть организовано по желанию. А более половины старшеклассников (57,7%) считают, что изучать в школе культуру народов PC (Я) обязательно. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что мнения учащихся городских школ относительно значимости знания культур разделились в зависимости от национальных принадлежностей: дети якутской национальности больше желают изучать культуру коренных народов PC (Я), русской национальности -культуру всех народов, которые проживают в PC (Я). Следует особо обратить внимание на следующее явление, отмеченное участниками в ходе анализа результатов опроса. Оно касается сохранения в полиэтнической среде родных (якутский, эвенский, эвенкийский) языков, литератур и культур народов. Анализ анкет даёт возможность выделить, что наибольшее влияние на этнокультурное образование оказывают следующие факторы:
Общие выводы по комплексному анализу ответов респондентов и пожелании следующие:
Исходя из результатов мониторинга, отмечаем, что:
Мониторинговое исследование потребностей личности, общества и государства позволило выявить основные взаимосвязи этнокультурных потребностей личности, общества и государства в этнокультурном образовании – взаимосвязи, касающиеся самого процесса формирования и выражения этих потребностей. Результаты мониторинга и концептуальная модель развития универсальных учебных действий выступили одними из методологических основ проекта требований к результатам освоения по предмету «Культура народов PC (Я)» в общеобразовательной школе. Требования к результатам были разработаны по универсальным учебным действиям (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. «В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1]. Личностные универсальные учебные действия
признание ценности:
развитие умений:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия универсальные общеучебные действия:
универсальные логические учебные действия;
конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т.д.); абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.); анализ (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни, видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея, представительство, диаспора)); синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столицы РФ и т.д.); классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства, материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.); обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу, восприятия народов Якутии как общности (мы - якутяне) и шире (мы - россияне) и т.д.); доказательство (на примере особенностей природных условий жизни, экстремальных условий Севера и т.д.);
универсальные знаково-ашволические учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Вышеперечисленные способы и средства имеют первостепенное значение для развития личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире. С целью создания условий для формирования культуроведческой компетенции в поликультурном образовательном пространстве, где воспитывается толерантная личность, необходимо ввести в Базисный образовательный план предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» и мероприятия духовно-нравственной направленности в Программу воспитания. Литература:
ISBN 5-7862-006-Х, Наука и образование,№4 (52) 2008. С.104-108 КомментарииКомментариев пока нет |