Семенова С.С., Фиофанова О.А.

« Назад

17.09.2013 13:01

Социально-педагогические проекты и гуманитарные технологии интеграции этнокультурной, региональной и гражданской идентичности (социальные факторы устойчивого развития Арктики)

 

В условиях исторически сложившейся полиэтничности России этнокультурная составляющая в отечественной социально-педагогической системе стала предметом специального изучения, осмысления сложившихся традиций, анализа инновационных процессов. Эти социально-педагогические проблемы приобрели особую роль и значение в российском образовании на рубеже XX-XXI веков.

В статье предлагается рассмотреть несколько форм, выступающих инструментом организации социальной политики культурного сотрудничества этносов:

  • социально-педагогический проект регионализации содержания общего образования посредством сетевого партнерства «школа — производственный кластер»;
  • социально-педагогический проект «Федеральный образовательный портал для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;
  • социально-педагогический проект «Тематические площадки межэтнического взаимодействия: гражданская интеграция».

Социально-педагогический проект регионализации содержания общего образования посредством сетевого партнерства «школа — производственный кластер» [3] представлен на международной конференции «Арктическая зона Российской Федерации: северо-восточный вектор развития», организованной Государственным комитетом по науке и инновационной политике Республики Саха (Якутия), департаментом по делам народов Республики Саха (Якутия), русским географическим обществом.

Регионализация образования связана с необходимостью изучения и учета образовательных потребностей населения региона, адаптации их к соответствующим экономическим и социальным потребностям рынка труда и научной продукции, а также возможности преодолеть диспропорции в территориальном образовании, привести в соответствие структуру (инфраструктуру) и качество образования. Все вышеназванные задачи можно реализовать в системе сетевого партнерства «школа — производственный кластер». Новизна кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в том, что она консолидирует не только саму производственную деятельность, но и промышленный сервис, региональный научно-образовательный комплекс, традиции местного сообщества, которые задействованы в региональном кластере. Данный проект реализуется НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), при поддержке Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока проведен конкурс педагогических методик организации социально-проектных практик школьников на материалах: Мурманский логистический кластер, Туристический кластер республики Карелия, Архангельский лесной кластер, Нефтехимический кластер Ханты-Мансийского автономного округа, Кластер энергоемких производств Нижнего Приангарья, Якутский биотехнологический кластер, Южно-Якутский производственно-экономический кластер, Амурский космический кластер, Камчатский морской кластер.

Рассмотрим созданные нами примеры социально-проектных заданий я регионализации содержания школьного образования на материалах производственных кластеров с целью развития региональной идентичности школьников [3].

Социально-проектные задания для школьников средних и старших классов.

Междисциплинарный проект: обществознание, математика, география.

Проектное задание: разработайте предложения по снижению страховых издержек посредством управления рисками арктической навигации.

Предпроектная ситуация: судовождение в неустойчивой арктической среде прямо связано с высокими издержками морского страхования. Например, в неустойчивой морской среде Арктики обычное рутинное. Как улучшить сервис ледового сопровождения и снизить риски арктической навигации с более комфортными условиями морского страхования?

Междисциплинарный проект: география, история региона, экология региона, культура региона.

Проектное задание: разработайте новые маршруты арктического туриз¬ма, продумайте символику туристических продуктов — сувениров с использованием достижений народных промыслов. При работе над проектом мыслите глобально: арктический туризм входит в национальный и международный рынок туристических услуг и превращается в одну из важных отраслей арктической экономики.

Предпроектная ситуация: развитие арктического туризма происходит по пути расширения, то есть возникновения новых для Арктики видов туристической деятельности, турпродуктов, мероприятий событийного календаря, вовлечения новых ареалов Арктики в туристическую деятельность. Привлекательная природная среда Арктики и уникальные явления (полярное сияние, птичьи базары и др.) создают благоприятные предпосылки для ее рекреационного освоения, что поможет в решении социально-экономических и экологических проблем региона путем расширения сети охраняемых природных территорий, разумного ограничения индустриального природопользования, развития народных промыслов, культурных центров, создания новых рабочих мест для коренного населения, в первую очередь женского в сфере обслуживания, расширения профессиональных возможностей для местной молодежи, широкого использования Северного морского пути.

Варианты и перспективы:

  • круизный туризм по трассе Северного морского пути от Мурманска до Земли Франца Иосифа, Северного полюса и от бухты Провидения по трассе СМП (не забудьте при работе над проектом о береговой туристической инфраструктуре). Это будет способствовать расширению экскурсионных посещений отечественными и иностранными туристами примечательных мест континентального арктического побережья, полярных островов и Северного полюса;
  • событийный туризм: посещение историко-культурных объектов — Соловецких островов, исторических городов Русского Севера;
  • экологический и спортивный туризм: посещение мыса Дежнева, острова Врангеля, геотермальных источников Чукотки, экстремальный туризмом в виде сплава по притокам реки Лены и Индигирке.

Междисциплинарный проект: экология, физика, география.

Проектное задание: обоснуйте, почему основные наземные элементы системы мониторинга состояния окружающей природной среды находятся в арктических городах — Мурманске, Архангельске, Диксоне, Хатанге, Певеке, Провидения; Находке и Владивостоке? Почему это важно в связи с развертыванием освоения арктического шельфа?

Предпроектная ситуация: в Арктике построены контрольно-корректирующие станции глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/ GPS. До 2020 года планируется развертывание сети контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS. Значение сервиса изучения природной среды и ландшафтов связано с высокой нестабильностью и неустойчивостью наблюдаемых параметров арктической природной среды и климата.

Междисциплинарный проект: физика, математика, география.

Проектное задание: рассчитайте, какое количество рублей в муниципальном бюджете может быть сэкономлено, если для энергоснабжения малых сел будут использованы малые ГЭС на горных реках и ветроэнергетические установки.

Предпроектная ситуация: для энергоснабжения малых сел планируется использовать малые ГЭС на горных реках и ветроэнергетические установки, которые широко применялись в Арктике вплоть до 1970-х годов. На полярных станциях и гидрографических базах действовали около 150 ветровых электростанций мощностью от 1,5 до 18 кВт. В арктических поселениях планируется развернуть пилотные проекты по возобновляемой электроэнергетике для замещения завоза сотен тысяч тонн дизельного топлива в год. В теплоснабжении арктических поселений станут применяться комбинированные схемы — оснащение дизельных электростанций и газотурбинных, парогазовых установок котлами-утилизаторами для попутного получения тепловой энергии. Для устойчивого топливоснабжения арктических поселений будут использоваться уголь мелких местных месторождений, нефть, конденсат и газ опытно-промышленных и непромышленных скважин в местах добычи углеводородов.


Междисциплинарный проект: история, литература, технология, ИЗО.

Проектное задание: выявите и проанализируйте мифопоэтические образы в культуре древней Арктики. Зафиксируйте выявленные образы-изображения. Сформулируйте предложения для технологии обработки драгоценных камней и металлов с использованием выявленных мифопоэтических образов.

Предпроектная ситуация: народные промыслы — один из факторов сохранения культуры коренных малочисленных народов. Ежегодно некоторые школьники и студенты, увлекающиеся дизайном, участвуют в работе международной тематической сети «Arctic Sustainable Art and Design», посещают мастер-классы известных финских и канадских дизайнеров и художников в международной летней школе Лапландского Университета города Рованиеми. Проектные предложения по использованию мифопоэтических образов в ювелирных технологиях (кулоны, подвески, броши) можно направить в адрес «Саха ювелир» (г. Якутск).

Междисциплинарный проект: литература, родной язык, русский язык, история, география.

Проектное задание: используя сказительные традиции коренных малочисленных народов, сочините литературное произведение (стихотворение, повесть, др.) в честь арктической птички каменки.

Предпроектная ситуация: самую длинную миграцию среди певчих птиц совершает каменка — маленькая птичка Арктики, весом всего около 25 грам¬мов. От мест гнездования до зимовки в Африке каменки преодолевают расстояние более 14500 километров. Большую часть пути они летят в одиночку, достигая скорости до 50 километров в час.

Междисциплинарный проект: экология, география, химия.

Проектное задание: разработайте предложения для осуществления экологического десанта на острове Белый, используя результаты научной экспедиции «Ямал-Арктика». Подготовьте материал для телесюжета ГТРК «Ямал» — телепроект «Вести Арктики».

Предпроектная ситуация: экспедиция «Ямал-Арктика» — это единственная комплексная арктическая экспедиция морского базирования, проведенная субъектом Российской Федерации с момента их появления как таковых. Научная программа экспедиции связана с изучением экологической безопасности и ликвидации экологического ущерба. Принцип экологического десанта: не использовать тяжелую технику в летнее время, так как она сильно повреждает тундровый покров, а на восстановление поврежденной растительности требуется около 30 лет, начинают появляться овраги и происходит деградация почвы.

Международные экспертные слушания по результатам проекта на модульной сессии Lifelong Learning United Nations Educational, scientific and cultural organization (UNESCO), позволили нам придти к заключению о том, что работа образовательного учреждения по социально-педагогическому проектированию содержания образования в аспекте его этнорегионализации должна сопровождаться:

  • интеграцией с «производственной», социальной, организационной инфраструктурами развития данного пространства;
  • интеграцией деятельности образовательных учреждений общего и дополнительного образования и других социальных институтов;
  • разработкой идеологии социального облика будущего региона (образование как катализатор общественных изменений).

Такой подход к этнорегионализации содержания образования посредством сетевого партнерства «школа — производственный кластер»:

  • способствует социальному воспитанию человека как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • гарантирует учащимся этнокультурные права на получение глубоко научных нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Арктики;
  • повышает статус образования как социального фактора развития региона;
  • расширяет, углубляет и конкретизирует социальные, метапредметные компетенции учащихся, отраженные в требованиях к результатам освое¬ния образовательных программ [4, с. 99-100].

Следовательно, проектируемое содержание образования, регионализированное посредством материала о культуре региона, географии региона, экономике региона, экологии региона, истории региона определяет возможности формирования этнокультурной и гражданской идентичности школьников. 

Социально-педагогический проект «Федеральный образовательный портал для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» [1] был представлен в рамках программы выездного заседания Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Севера и малочисленных народов в ноябре 2011 года, тема программы выездного заседания — «Об использовании современных информационных образовательных технологий для сохранения и развития языков, культуры и духовности народов Севера». Разработанный специалистами НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) социально-педагогический проект образовательного портала как информационная веб-система ориентирован на контингент пользователей из числа детей коренных народов. «Содержательный материал портала дополняет обучающими и познавательными материалами реализацию основной образовательной программы общего образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, учебно-методические комплексы по учебным предметам (родной язык и литература, история и культура) традиционные знания и виды хозяйствования)» [1, с. 197-200]. Основное назначение портала — компенсировать проблему дисперсного расселения в регионах Севера, Сибири, Дальнего Востока и предоставить информацию детям для организации проектной, исследовательской деятельности по этнокультурной тематике, а также содействие социализации детей в сети Интернет через создание условий для сетевого взаимодействия детей на родных языках, проживающих в различных регионах РФ, способствующего их этнокультурному и поликультурному диалогу (чат-конференции, веб-семинары). Таким образом, социально-педагогический проект детского федерального портала является одним из факторов формирования этнической и гражданской идентичности детей, их социализации в поликультурной среде.

Социально-педагогический проект «Тематические площадки межэтнического взаимодействия: гражданская интеграция» [2] представлен на международной конференции «Лихачевские чтения: Диалог культур в условиях глобализации».
Представим некоторые темы содержания данного проекта.

Тематическая площадка № 1: «Этническая идентичность, время и взаимное восприятие идентичности представителями разных национальностей». Цель: осознание временной изменчивости идентичности, развитие взаимной открытости этнических групп. Содержание: вначале ведущий проводит диалог с участниками о идентичности, этнической идентичности, изменчивости идентичности во времени. Затем ведущий предлагает представителям двух этнических групп обсудить и составить картину собственной идентичности во временном измерении: 1) кто мы, 2) кем мы были, 3) кем станем. Представители каждой этнической группы создают картину идентичности друг друга (другой этнической группы) по тому же принципу: 1) кто они, 2) кем были, 3) кем станут. Ключевые высказывания фиксируются на флипчарте. Стороны знакомят друг друга с картиной восприятия идентичности, делятся мыслями относительно того, насколько и чем отличается или совпадает восприятие, выявляя «зоны» обоюдного понимания, коррегируют свои представления об этнических обликах. Участники анализируют, что может измениться в их жизни и представлениях вследствие «находок» и выводов, возникших в ходе диалога на тематической площадке межэтнического взаимодействия.
В ходе диалогов на тематической площадке осмысляется довольно обширный материал, позволяющий проанализировать феномены, проекции, стереотипы межэтнического взаимодействия.

Тематическая площадка № 2: «Гражданская интеграция (дебаты)». Цель: осознание различия между интеграцией и ассимиляцией, создание участниками условий для переоценки собственных представлений об интеграции. Актуальность этой площадки связана с тем, что содействует разоблачению некоторых мифов интеграции. В тех случаях, когда реализация программ интеграции этнических меньшинств не сопутствует выработке эксплицитного конкретного определения интеграции (с указанием конкретных индикаторов) и ознакомления с ними общества, возникает тенденция обрастания восприятия этого процесса негативными «мифами». В таких случаях, исходя из свойственной межнациональным отношениям тенденции мифологизации, программы интеграции воспринимаются как опасность утраты этнической идентичности как со стороны этнического меньшинства (отождествляющих интеграцию с ассимиляцией), так и титульной нации (считающих, что интеграции сопутствует драматичное изменение собственной идентичности). В этой связи при реализации социально-педагогических проектов, управляющих межэтническими отношениями, важно создать участникам тематической площадки диалоговые условия для определения процесса интеграции, его индикаторов с точки зрения сохранения этнической идентичности. Содержание: ведущий делит участников на две группы, предлагая им для рассмотрения два различных толкования интеграции: «интеграция — то же самое, что ассимиляция», «интеграция — условие развития и сохранения самобытности». В пользу каждого толкования участники находят аргументы. Далее начинаются дебаты между двумя группами. После дебатов ведущий просит стороны найти общие, пересекающиеся пункты в их понимании интеграции и выработать единое видение. Далее участникам предлагается обсудить пути осуществления модели интеграции, предусмотренной разработанным ими определением, а также выявить способствующие и препятствующие реализации этой модели факторы и конструктивный сценарий. На этом этапе диалога можно использовать прогностический образ: «представьте, что в одно прекрасное утро, лет через 20, проснувшись, вы обнаружили, что интеграция меньшинства и большинства в стране и мире уже свершилась, причем по самому конструктивному сценарию: культурная идентичность и большинства, и меньшинства не только сохранена, но и развивается. Ваша задача — представить все это и сформулировать, что может послужить индикаторами успешно осуществленной интеграции, т. е. на каком основании можно установить, что наилучший вариант интеграции уже воплощен в жизнь?». По определению, сформулированному Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств: «интеграция населенных этническими меньшинствами регионов - это обеспечение достойной жизни проживающего в регионе населения путем справедливого удовлетворения базовых человеческих потребностей (равные возможности, равная ответственность) на фоне создания атмосферы доверия между регионами, центром и общинами» (документ Копенгагенско¬го совещания ОБСЕ по человеческому измерению).
Институциональной формой участия школьников и взрослых разработчиков в таких социально-педагогических проектах является Арктический совет — международная организация содействия сотрудничеству и взаимодействию среди арктических государств с участием общин коренных народов Арктики (Оттавская декларация по созданию Арктического совета: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Швеция). Институциональная структура Арктического совета включает с правом консультационного участия социальные организации: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Циркумполярный совет инуитов, Совет саамов, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвинчинов, Арктический совет атабасков, поэтому социальный дизайн существенно отличает Совет от других межгосударственных совместных органов, это связано с тем, что деятельность подобного рода институтов строится по социально-проектному принципу. Соответственно, на правах участников проектной деятельности школьники могут институционально включаться в деятельность этих организаций, что и определяет в потенциале их гражданскую интеграцию.

Таким образом, представленные в статье социально-педагогические проекты можно рассматривать как действенный инструментарий политики культурного сотрудничества социальных институтов и этнических общностей с целью развития этнокультурной, региональной и гражданской идентичности.


The paper deals with the ethno-social aspects of educational modernization, the problem of social correlation between globalization and national education traditions, the role of education in ethno-cultural and civil identity making, socio-pedagogic projects and humanitarian technologies f integrating ethno-cultural, regional and civil identities, also present-day social institutes that organize the implementation of similar social projects and humanitarian technologies.
Keywords: ethno-cultural identity, regional identity, civil identity, socio-pedagogical projects, network partnership, production clusters, regionalization of educational content, civil integration.

Список литературы

  1. Семенова С. С. О создании федерального образовательного портала для детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / С. С. Семенова, М. С. Бандерова // Реальность этноса: северное измерение. Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2011.
  2. Фиофанова О. А. Диалог образования с институтами гражданского общества: социальное проектирование пространства культуры / О. А. Фиофанова // Международные Лихачевские чтения «Диалог культур в условиях глобализации». — СПб., 2011.
  3. Фиофанова О. А. Модернизация образования в условиях сетевого партнерства «школа — производственный кластер» (на примере арктических кластеров) / О. А. Фиофанова // Арктическая зона Российской Федерации: северо-восточный вектор развития. Материалы международной конференции. — СПб., 2012.
  4. Fiofanova О. A. Globalization and ethnic-cultural renaissance: approaches to arrangement of Lifelong Learning in the Northern, Siberian and Far Eastern regions of Russia / O. A. Fiofanova // Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development; proc. of the 10 Anniversaru int. coop.; in 2 pts. - LSU n. a. A. S. Pushkin, 2012. - Pt. 2.

ISSN 2073-8536. Мир образования - образование в мире. №1 (49). 2013. С.48-55.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: