Тарабукина У.П.

« Назад

30.09.2013 12:57
Тарабукина У.П.

Родной язык любого народа по своей специфике и социальной значи­мости - уникальная ценность, средство общения и передачи информации, хранения и усвоения знаний, часть национальной духовной культуры.

Республика Саха (Якутия) уделяет пристальное внимание развитию родных языков коренных малочисленных народов Севера (эвенского, эвенкийского, юкагирского, чукотского и долганского) наравне с государ­ственными русским и якутским языками.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Саха (Якутия) проживают 39936 коренных малочисленных народов Севера (далее в тексте - КМНС), из них 15071 эвенов, 21008 эвенков, 128! юкаги­ров, 670 чукчей, 1906 долган; вместе с тем, владение официальными языками КМНС составляет всего 0,6 % от общей (958,5 тысяч чел.) чис­ленности населения республики и свидетельствует об их критическом со­стоянии. В этих условиях потребности возрождения и сохранения языков КМНС, расширения их функций требуют необходимости определения пу­тей их дальнейшего развития.

Изучение родного языка в школе открывает ребенку путь к огромному духовному богатству народа, развивает его интеллектуальные способности и духовно-нравственный потенциал. Правильная организация процесса изучения в школе родного языка повышает уровень гуманитарного образо­вания. Создание устойчивой системы изучения в общеобразовательных учреждениях родных языков коренных малочисленных народов Севера, в том числе эвенского языка, является необходимым условием их сохране­ния и развития в условиях интеграции и глобализации.

На современном этапе развития материально-технической базы обще­го среднего образования и его методического обеспечения одной из акту­альных проблем являются вопросы педагогического анализа учебников и средств обучения. Анализ ретроспективы развития учебной книги показал, что до последнего десятилетия XX века учебники эвенского языка явля­лись центральным компонентом формировавшейся системы средств обу­чения в школе родному языку. Однако функции учебной книги в системе средств обучения, ее роль и место в образовательном процессе претерпе­вают существенные изменения.

Существующие ныне учебники по эвенскому языку и книги для чте­ния составлены на основе первых учебников на родных языках, выпущен­ных в 30-е годы прошлого столетия, которые были предназначены для обучения грамоте. Они носят традиционную форму обучения письму и чтению и сыграли в свое время положительную роль в сохранении родно­го языка. Учебники по эвенскому языку в традиционном понимании уже не в состоянии выполнять все возлагаемые на него функции даже в рамках создаваемых учебно-методических комплексов и ранее сформировавшихся систем средств обучения.

Анализ данных учебников по эвенскому языку и чтения показывает, что основополагающей задачей для эффективного обучения была и остает­ся разработка методического аппарата, способствующего более глубокому изучению родного языка. Материалы в этих учебных книгах нацелены на простое запоминание и воспроизведение, преобладают репродуцирован­ные приемы, творческое же применение — продуцирование устной и письменной речи, умение выполнять творческие задания, самому приду­мывать оригинальные задания и выполнять их, очень редки.

Потребность во внедрении современных педагогических технологий в обучении родным языкам, находящимся под угрозой исчезновения, реали­зация федеральных государственных образовательных стандартов началь­ного образования требуют от нас поднять на качественно новый уровень учебно-методические комплекты по родным языкам коренных малочис­ленных народов Севера. Учебно-методическое обеспечение изучения род­ных языков не должно уступать как по качеству содержания и издания, так по разнообразию компонентов комплекса, другим учебным предметам, включенным в обязательную часть основной образовательной программы.

В условиях функционирования национально-регионального компо­нента государственного образовательного стандарта учебные программы по родным языкам разрабатывались в каждом регионе отдельно. При вне­дрении федерального государственного образовательного стандарта будут действовать (единые) примерные учебные программы по всем обязатель­ным предметам, в том числе по родным языкам.

Между тем, необходимо отметить, что для изучения родных языков коренных малочисленных народов нужна примерная программа, учиты­вающая специфику их функционирования. В настоящее время разработана модель УМК по эвенскому языку, которая является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы эвенов, она имеет основные и дополнительные компоненты. К основным (обязательным) компонентам УМК «Эвенский язык и литературное чтение» относятся: программа интегрированного курса «Родной язык и литературное чтение 1-4 класс»; учебник «Эвенский язык»; аудио пособие «Говорящая кни­га»; рабочая тетрадь; электронное сопровождение уроков (для работы на интерактивной доске); методическое пособие для учителя; контрольно-диагностические материалы. Все компоненты проекта УМК «Эвенский язык» взаимосвязаны, должны дополнять друг друга и позволят применять самые различные методы и формы проведения урока. Они должны быть интересны, ценны, полезны как средства развития личности. Методический аппарат УМК «Эвенский язык» будет способствовать умственному и рече­вому развитию учащихся, выработке у них осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

При составлении и разработке УМК по родному языку мы должны соблюдать и придерживаться тех направлений и требований, которые за­ложены в основу изучения родных языков в федеральном государственном образовательном стандарте. В начальной школе он представляет собой первоначальный этап реализации системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Основной целью изучения предмета «Эвен­ский язык» детьми, владеющими родным языком, является развитие ком­муникативно-речевых и интеллектуальных способностей, овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, умений свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях, возникаю­щих при общении, воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению, а также духовно-нравственное развитие учащегося. Качественно новый подход к изучению языка заключается в том, что уже с первого класса дети на доступном для них уровне познают суть и специфику родного языка.

Основные требования к результатам обучения родному языку связаны с формированием у учащихся универсальных учебных действий, которые также имеют большое значение в сохранении и развитии эвенского языка. Учебный предмет «Эвенский язык» должен раскрыть свои возможности, обеспечить формирование универсальных способностей - личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Для этого учебники «Эвенский язык», включенные в учебно-методический комплект «Мы учим родной язык», должны быть направлены на достижение вышеуказан­ной цели.

Какими должны быть современные учебники «Эвенский язык» и «Литературное чтение»?

Во-первых, учебник должен содержать научно-познавательный ком­понент, формирующий у учащихся знания о системе родного языка и по­знавательные учебные действия. Решая образовательные задачи, учащиеся знакомятся с особенностями родного языка как знаковой системы и сред­ства общения.

Во-вторых, учебник должен быть направленным на развитие комму­никативных способностей, на осмысление речевой деятельности как необходимого условия взаимодействия с разными людьми в различных жизненных ситуациях.

В-третьих, учебник должен знакомить учащихся с родным языком как культурной ценностью народа и человечества, формировать у них ценно­стное отношение к языку и способствовать реализации выработанных ими личностных учебных действий.

В-четвёртых, система обучения родному языку и литературе направ­лена на усиление аналитического компонента учебной деятельности, раз­витие умений работать с различными типами информации.

Каждая страничка учебников «Эвенский язык», «Литературное чте­ние» должна быть комплексно направлена на формирование научного (лингвистического) мировоззрения, регулятивных учебных действий, на развитие «языкового чутья», на познание окружающего мира, ориентиро­вана на успешное развитие интеллектуальных и коммуникативных способ­ностей, этнокультурной идентичности.

Рассмотрим реализацию перечисленных требований на примере стра­ниц учебника «Эвенский язык» для 1 класса, раскрывающих тему «Слово и его значение». Целью данной странички является: освоение знаний о языке как знаковой системе, овладение разными моделями анализа текстов, фор­мирование информационной культуры личности, навыков исследователь­ской деятельности. Развитие умений давать оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в кол­лективном обсуждении проблем. Обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, языка и культуры этноса. На этой страничке предлагается множе­ство заданий, способствующих активному развитию всех видов речевой деятельности: умению читать, писать, слушать и говорить. Для формиро­вания учебных понятий используется прием иллюстративно-образной по­дачи материала. Коммуникативно-речевые ситуации, предлагаемые на страницах учебника, позволяют перейти от наблюдения за языковыми фак­торами к их систематизации и обобщению. Задания учебника создают условия для развития образного и логического мышления у детей, повышают речевую активность, стимулируют интерес и бережное отношение к языку. В процессе обучения учащиеся получают представление о лексиче­ском значении слова на родном языке как о своеобразной семантической системе. Наглядно-образные модели слова помогают учащимся осознать единство формы и содержания слова, и они учатся обращать внимание на две стороны речи - формальную и содержательную. На данной страничке значительное место отводится лексической работе со словом, дается уп­ражнение в распознавании значения слова, его многозначности. Составле­ние структурно-семантической модели слова помогает учащимся осознать и удержать в поле зрения две стороны слова. На доступных моделях и примерах они наблюдают, как лексическое значение создает образ того или иного предмета, его действия или свойства.

Работа с картинками позволяет детям различать слово и предмет, сло­во и действие, слово и признак, то есть освоить номинативные функции. Они на практическом уровне приобретают опыт описания картины. Опи­сывая людей, животных, растения, отдельные предметы, дети учатся ана­лизировать, находить детали, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, соблюдать обычаи и традиции народа в повседневной жизни и в экстремальных условиях, делать выводы.

Работа со словом на лексическом уровне позволяет уже в первом классе обратить внимание ребенка на части речи и на их функцию в речи. Упражнения на классификацию слов по различным признакам: тематиче­ским, семантическим, формально-грамматическим помогают различать в слове лексические и грамматические значения. Осознание различий между лексическим и грамматическим уровнем позволяет уйти от формального изучения грамматики, способствует развитию понятийного абстрактно-логического мышления.

Умение читать, работать с текстом учебника, кажется, не требует спе­циальных приемов формирования и развития. Контроль понимания текста учебника сводится, как правило, к ответам на вопросы после чтения текста и пересказу прочитанного. Но необходимо разработать систему занятий, направленных на усиление аналитического компонента учебной деятель­ности, формирование коммуникативной культуры и развитие умений ра­ботать с различными типами информации. Чтобы чтение текста было осознанным, информация, полученная из текста, была преобразована и ис­пользована в активной речи, важно сформулировать ту или иную комму­никативную задачу, которую необходимо решать, читая текст. Для этого нужно подбирать интересные тексты - источник словесного искусства. Знакомя детей с разными текстами учебника можно воспитать чуткость, отзывчивость, привязанность к родным местам, доброе отношение ко все­му прекрасному.

Работа с текстом позволяет проверить не только уровень понимания содержания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом

осуществляется системный подход к изучению языка, прослеживаются межпредметные связи. Ученик учится видеть и понимать отдельные язы­ковые явления, определять их место в системе языка в целом. К каждому тексту прилагаются вопросы с учётом лингвистического, стилистического и художественного его своеобразия. Для анализа текста в систему вопро­сов включаются вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы с текстом учащиеся определяют главную мысль текста, по­следовательность событий, озаглавливают его, считают количество пред­ложений, подбирают антонимы и синонимы к словам, вставляют пропущенные буквы, учатся извлекать из текста определённую информацию.

Особое внимание необходимо уделить развитию фонетического слуха детей, расширять и уточнять представления детей об окружающей дейст­вительности, обогащать словарь, развивать и совершенствовать основные виды речевой деятельности. Работа с отдельными словами, словосочета­ниями, с текстовым материалом, тренирует также зрительную память, раз­вивает орфографическую зоркость.

В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста. С целью развития познавательной активности, а также для формирования учебных понятий используется прием иллюстративно-образной подачи ма­териала. Коммуникативно-речевые ситуации, предлагаемые на страницах учебника, позволяют перейти от наблюдения за языковыми факторами к их систематизации и обобщению. Задания учебника создают усло­вия для развития образного и логического мышления у детей, повыша­ют речевую активность, а также уровень коммуникативной культуры, стимулируют интерес и бережное отношение к родному эвенскому языку. На уроке родного языка важно, чтобы дети ощутили важность языка как средства коммуникации, т.е. научились вести диалог и выстраивать его в зависимости от ситуации, научились слушать, слышать, говорить. Для это­го на страницах учебника «Эвенский язык» для учащихся даны задания на составление минитекстов, осуществляемых как самостоятельно, так и с помощью учителя. Они позволяют формировать первые представления о речевом и деловом этикете и правилах их использования в устной и пись­менной речи, а также овладение разными видами текста и жанра. На стра­ничках учебника используются произведения эвенских писателей, написанные специально для детей. Это формирует у школьников интерес к чтению, прививает им литературный вкус, придавая изучению эвенского языка особую актуальность и значимость, способствует развитию их по­знавательных и литературных предпочтений и формированию личностных качеств. И каждая страничка учебника «Эвенский язык» комплексно на­правлена на формирование научного (лингвистического) мировоззрения, регулятивных учебных действий, на развитие «языкового чутья», на по­знание окружающего мира, ориентирована на успешное развитие интел­лектуальных и коммуникативных способностей.

Таким образом, учебник «Эвенский язык» формирует универсальные учебные действия, обеспечивает возможность учащимся самостоятельно и под руководством учителя ставить учебные задачи и цели, искать и нахо­дить возможные пути их решения, выполнять творчески и заинтересован­но; создаёт условия для гармоничного развития личности, обеспечивает успешное усвоение предметных знаний, формирует умения, навыки, необ­ходимые для развития компетентностей.

У эвенов огромный интеллектуальный потенциал, они имеют бога­тейшее идейное и духовное наследие, систему нравственных ценностей, которые отражаются в учебнике «Литературное чтение». Ведь в развитии и воспитании детей, в познании истории, хозяйства, культуры края их ма­лой родины, где они живут, в воспитании к нему чувства привязанности и любви играет детская литература народов Севера. Она, основанная на уст­ном народном творчестве, в доступной форме и образно отражает муд­рость народа, его богатый жизненный опыт, накопленный в течение столетий многими поколениями. В эвенской детской литературе на фор­мирование этнокультурной идентичности наиболее концентрированно на­правлены три концепта: "Я и окружающий мир", "Я - эвен" и "Дом -родина". В дошкольном возрасте дети живут в мире игры, воображения и любознательности «Я и окружающий мир». В младшем школьном возрасте дети живут в мире познания духовно-нравственных ценностей народа «Я — эвен» и эстетического восприятия окружающего мира. С древнейших вре­мен дом мыслится как центр мира, связь с духами предков, как символ се­мьи, рода и родины. Поэтому концепт "Дом - родина", который формирует этнокультурную идентичность, заполняет литературное творчество всех эвенских писателей.

Современные учебники «Эвенский язык» и «Литературное чтение» предназначаются всем участникам образовательного процесса: учителю, ученикам и их родителям. Учителю они помогают планировать деятель­ность учащихся на уроке, а ученику позволят организовывать и усваивать учебный материал, облегчают понимание поставленных задач, помогут приобретать навыки самостоятельной работы; родителю дадут возмож­ность организовать выполнение домашнего задания или помочь ребенку освоить материал самостоятельно.

Учебники «Эвенский язык» и «Литературное чтение» должны быть красочно оформленными и привлекательными для учащихся, иллюстрации должны соответствовать их эстетическим и познавательным потребностям. Надеемся, что наши дети будут с удовольствием учиться по новым учеб­никам «Эвенский язык» и «Литературное чтение», сами книги заслуженно займут место основного компонента в учебно-методическом комплексе «Мы учим родной язык» серии «Уроки предков в новой школе». Возмож­но, они станут моделью для всех современных учебников по родному язы­ку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

ISSN 1818-6653. Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. №1, том 1. Филология. 2013. С.223-229



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: