Винокурова Е.И., Никитина P.С.

« Назад

19.09.2012 17:29
Винокурова Е.И., Никитина P.С.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 
В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИКОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 
РЕСПУБЛИКИСАХА (ЯКУТИЯ)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования пронизан понятиями «социальное воспитание», «социальный опыт», «социальные компетенции».

Социализация – это освоение умений и знаний, ценностей и социальных норм, необходимых для труда, познания и общения трех главных составляющих любого общества. В определении отражаются, во-первых, отношение человека к природе, во-вторых, отношение человека к себе, в-третьих, отношение человека с другими людьми.

Под социализацией понимают адаптацию к определенным условиям сре­ды. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособ­ления человека в условиях конкретного общества, в данном случае в экстре­мальных условиях Севера.

Север Якутии - это место компактного проживания коренных жителей -эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган. Природно-климатические особен­ности региона влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат оказывает непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспо­собность, психическое состояние, продолжительность жизни.

В Конвенции о правах ребенка ООН (статья 29) одной из целей образова­ния является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает». В Законе Российской Федерации «Об образовании» реализуется принцип «...защиты и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональ­ного государства». В Законе Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» (статья 21) говорится: «...развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравствешгую ответствен­ность за них».

В связи с этим мы попытаемся остановиться на проблеме социализации детей в традиционном укладе жизни коренных малочисленных народов Севе­ра.

Существуют различные периодизации социализации: первичная - социа­лизация ребенка, социализация в подростковом возрасте, социализация в юности и т.д.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жични человека, это: стадия детства (от рождения до 1 года), ранее детство (1 -3 го­да), детство (3-6 лет), позднее детство (6-10 лет); стадия отрочества (10-14), стадия молодости (15-30 лет), стадия зрелости (30-65), стадия старости (65-свыше 70 лет).

В Толковом словаре русского языка даются определения: «Уклад - уста­новившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта)». В Культурологическом словаре «Уклад жизни образ жизни людей, который определяется характером собственности на средства производства, политиче­скими, экономическими, социологическими отношениями, ведущей идеоло­гией и т.д.».

Традиционный уклад жизни - это устойчиво существующий порядок, ос­нованный на привычном для этноса жизнеобеспечении (оленеводство, охота, рыболовство), на основании которого осуществляется жизнедеятельность многих поколений коренных народов Севера. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется этничностью. Составляющими этого уклада жиз­ни являются этнокультурные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Оленеводство является не только отраслью сельского хозяйства, но и ос­новой жизненного уклада многих коренных малочисленных народов Севера, которые представляют собой жизненную практику и опыт предков. В экстре­мальных условиях Севера предки сумели создать уникальную хозяйственную систему, основанную на оленеводстве. Без этого вида хозяйствовать невоз­можно сохранение культур и языков коренных народов Севера.

Эвены, эвенки - прирожденные кочевники-оленеводы. Кочевые семьи всегда в пути. Они передвигаются по утвержденному маршруту кочевий из одного пастбища на другое. Оленеводы в целях сохранения ягеля, трав и ли­шайника более трех-четырёх дней не останавливаются на одном месте. Они все необходимое возят с собой. Средством передвижения являются вер­ховые и упряжные олени.

Оленеводы пасут оленей круглый год. Север, олень, человек неразделимы. В повседневной жизни олень - это жилище, одежда, транспорт. Это стержень всей жизни. Кочевая жизнь в бескрайней тундре и тайге - это уникальная циркумполярная цивилизация, признанная мировым сообществом.

Северяне одеты в традиционную одежду в соответствии с изменениями времен года. Одежда имеет практическое значение и, как правило, соответст­вует природно-климатическим условиям.

Для них характерны изобретенные предками традиционное жилище чум-илуму, которое строится из перекрещенных шестов и покрытый ровдугой. В центре чума, в огороженном речными камнями кружочке, разводится костер. Дым выходит через верхнее отверстие чума. Чум основательный, зимой в нем тепло, а летом прохладно. У него есть свой микроклимат, богатый свежим воздухом. Внутри жилища спят в специальных пологах для сна. Там в пологе подольше сохраняется тепло, чем в палатке. Чукчи, живущие в тундровой Якутии, до сих пор пользуются традиционными ярангами. В наше время оле­неводы живут в основном в палатках. Видимо от того, что палатку удобно быстрее устраивать и разбирать. Эти таежные стойбища, обособленные от центров, географически отда­ленные, но при этом становятся точками особой богатой духовной жизни. Здесь все виды хозяйственной деятельности возникают на фундаменте силь­ной духовно-нравственной основы как уклад жизни. Как сказал А.Н, Пилясов: «Здесь ценности всегда первичны, от них прорастает производственная сила и возникает единый комплекс духовной и материальной деятельности. И в дальнейшем традиционный уклад станет местом духовного исцеления, не отсталой периферией, наоборот продвинутыми духовными уголками народа».

Особенности традиционного кочевого образа жизни связаны с условиями труда и быта жителей: подчиненностью груда ритмам и циклам года.

Народы Севера ведут традиционный кочевой уклад жизни, связанный с производственной деятельностью оленеводов. Дети оленеводов вместе с ро­дителями кочуют от 1-го года, обычно в летнее время. Начиная с 90-х годов, органы государственной власти стали уделять внимание на содержание обра­зования, воспитания коренных малочисленных народов Севера.

Требуется пристальное внимание в осмыслении многовекового опыта тт-нической социализации в кочевой семье. У них самая консервативная семья. Они верны семейным традициям, семейному укладу. Семьи, как правило, многодетные. Эта традиция сохраняется до сих пор.

Социализация начинается с колыбели. Колыбель является первым домом ребенка, которая может обезопасить ребенка в кочевых условиях жизни.

У эвенов колыбель передается из семьи в семью. Например: сестра Марии Погодаевой из села Тополиное Томпонского района Раиса Погодаева до сих пор хранит колыбель (бэбэ) своей сестры, колыбель Марии Погодаевой слу­жила колыбелью для всех сестер и дочки Раисы. Колыбель, как реликвия се­мьи передастся по родственной линии из поколения в поколение.

Постоянно шаг за шагом происходит усвоение ребенком системы родства. И в настоящее время в течение первых недель, месяцев ребенка никому не дают держать на руках. Когда ребенок начинает улыбаться, агукать, в воспи­тание подключается бабушка, а затем и другие. Проводят обряд узнавания, подают голоса, гадая чьё это воплощение вернулось. Такое общение с ребен­ком это установление социальных связей между ними. А дальше, как и у дру­гих народов большое внимание уделяется кормлению, общению через колы­бельные песни, которые экспромтом сочиняет каждая женщина на своем род­ном языке.

Ребенок, слыша мелодии, еще в колыбели бессознательно усваивает чув­ства матери. В песне каждой женщины много своих «секретов»: в них зало­жена своя философия, мировосприятие.

В эти годы зарождается контакт с матерью, ребенок к обращенному голо­су откликается по-своему психологически. С этого начинается общение с ближними в семье, со сверстниками в играх, а затем со всеми взрослыми. Общения с детьми определяют последующую ЖИЗНЬ, его способности духов­ного отношения с людьми в семье, в школе, в обществе.

Каждый возрастной этап жизни ребенка выводит в мир людей.

Трехлетий ребенок, как правило, умеет ходить, разговаривать, осознает свой пол. Ребенка в таком возрасте северяне называют по-разному, к примеру, эвены называют «куна». С этого возраста ребенок проводит время в игре.

Кочевье для ребенка очень важный процесс. С малолетства дети приуча­ются летом к езде верхом на олене, зимой на оленьей упряжке.

Примерно с этого же возраста мальчиков учат запрягать для верховой ез­ды: на ездовом олене-учаке и упряжной езде на нартах.

Девочек тоже учат ездить верхом на олене и управлять им т.к. девочка в любой момент может отправиться пасти оленей вместе со взрослыми. Обычно каждый имеет свое седло, свой ездовой олень.

По наблюдениям (27 июня по 3 июля 2011 года) в оленеводческое стадо №11 в местности «Апкит» Томпонского улуса можно сказать, что дети с удо­вольствием помогают оленеводам. Две школьницы-старшеклассницы Голи­кова Таня, Осенина Марина, ежедневно пасут оленей, помогая родителям. Для такого начала тут созданы благоприятные условия: определена ведущая дея­тельность (оленеводство), являющаяся значимой для всех членов коллектива; поддержка инициативы самостоятельности детей; формирование позитивного отношения к творчеству.

Оленеводческое стадо для этих учащихся стало родным. Они хорошо по­нимают сопричастность к успехам и неудачам коллектива. В их действии мы видим взаимопомощь учащихся, родителей и взрослых. Тут действительно доверяют детям, это видно из действий девочки Русланы (9 лет), которая во всех делах активно помогает родителям: носит воду из речки, разделывает мясо, иногда просится добровольно пасти оленей.

Для мальчика, овладевшего навыками верховой езды, одной из обязанно­стей становится наравне со всеми пасьтба оленей. Первое время он выезжает вместе с отцом или братом, а затем со своими сверстниками. Поскольку в стаде оленей много, свыше 500, за оленеводческим стадом следят 3-4 челове­ка.

В возрасте 10-12 лет дети становятся полноправными пастухами. Каждый ребенок хорошо знает круг своих обязанностей, умеет управлять смирными ручными оленями, разжигать дымокуры, помогать устройстве коралей, колоть дрова. Дети (например, в оленеводческом стаде) этого возраста объединяются для совместной работы, например, при пасьтбе оленей, при рыбной ловле.

Социализация человека осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, язык и речь, формируемые бытовые и гигиенические умения и представления, окру­жающие человека продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, обычаи, произведения лите­ратуры и искусства), стиль и содержание общения в семье, в группах сверст­ников, в воспитательных и иных организациях, методы поощрения и наказа­ния в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях, в общении, игре, познании, предмет­но-практической и духовно-практической деятельности, спорте и других сфе­рах.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследо­ваний является проведение мониторинга социализации и воспитания учащих­ся в семьях проживающих в традиционном укладе жизни коренных народов Республики Саха (Якутия). Целью проведения мониторинга является выявле­ние особенностей социализации и воспитания детей в семье, определение степени владения их новыми отношениями с детьми, с родителями и со взрослыми, а также формирование собственных позиций: и родителей, и уча­щихся.

Впервые проведенный мониторинг социализации и воспитания учащихся выявил общую картину социализации и воспитания в семье, в школе и в со­циуме. В исследовании приняли участие 112 человек: 72 учащихся школ и 44 родителей. В выборку вошли - 36 якутов, 74 эвенов и 2 других национально­стей.

Для того, чтобы получить результаты, отражающие сегодняшнее состоя­ние социализации и воспитания в семьях, проживающих в традиционном укладе жизни коренных народов PC (Я), мы включили в географию 3 улуса, в том числе: Томпонский, Эвено-Бытантайский, Кобяйский. Анкетирование проводилось среди родителей и детей.

В данной анкете были предложены вопросы, связанные с появлением но­вых требований в семье, реальной помощи по хозяйству, ответственности, изменениям положения ребёнка в семье, (с ним начинают советоваться), рас­ширением социальных связей подростка (участие в жизни коллектива).

Для выявления общей картины социализации и воспитания в семье, в школе и в социуме проводилось мониторинговое исследование методом ан­кетирования, опроса по двум категориям респондентов: учащиеся, родители.

Опрос осуществлялся методом письменного анкетирования на основе стандартизированной анкеты с закрытыми и открытыми вопросами.

Вопросы мониторинга представляют собой выборку, показывающую от­ношение школьников к: семье, труду, культуре, знаниям, самому себе.

Для чистоты мониторингового исследования соблюдены следующие ус­ловия: одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми, ограничение времени тестирования.

Возраст детей, родители которых приняли участие в обследовании, варьи­ровался от 5 до 17 лет. Из них 31,1% - мальчики, 68,9% - девочки; 84,5% проживают в сельской местности, 15,5% - в кочевом укладе. В этой груше 57,7% детей воспитываются в полных семьях, 42,3% - в неполных семьях (то есть только одним из родителей). Все дети из неполных семей, принявшие участие в обследовании, воспитываются мамой. У 44,4% обследованных нами детей из многодетной семьи с тремя, четырьмя детьми и 55,6% детей воспи­тываются в семьях с одним и двумя детьми.

Таким образом, отмечаем, что среди современных семей достаточно вы­сок процент неполных семьей. Каждый второй ребенок, из обследованных нами, воспитывается одним из родителей (как правило - мамой) и лишен, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Социализация этих детей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполно­ценностью: у них отсутствует образец гармоничных межличностных отноше­ний между отцом и матерью, на который могли бы ориентироваться в буду­щем.

В наше время значительно возрос процент неполных семей. Развод и рож­дение ребенка вне брака в современной жизни это не ново. К тому же значи­тельно уменьшилось количество семей, где совместно живут несколько поко­лений родственников. Постепенно утрачивается традиция семьи с несколь­кими поколениями и отцов.

Практически две трети обследованных нами семей, живущих в традици­онном укладе жизни, а именно 62,5% являются нуклеарными, то есть семьями состоящими их двух поколений - родителей и детей. Следовательно, боль­шинство детей, охваченных в исследовании, воспитываются в условиях нуклеарной семьи. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в семьях такого типа значительно снижено. Одна треть семей, изученных нами в ходе иссле­дования, а именно: 37,5%, от общего числа опрошенных являются большими семьями, то есть семьями, состоящими из нескольких поколений родственни­ков, живущих в одном доме. Соответственно, бабушки, дедушки и другие родственники оказывают гораздо больше воспитательного воздействия на ребенка.

На вопрос «Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?» родителям предла­галось три варианта ответов: поощрение, внушение или наказание. Родители могли выбрать любое количество ответов. В основном опрошенные выбирали но одному, иногда - два ответа, Этим объясняются выявленные нами количе­ственные результаты исследования, которые в совокупности превышают 100%. Основная масса обследованных родителей (85,4%) наиболее примени­мым средством воздействия на ребенка называют внушение. Поощрение и наказание как часто используемые средства воздействия на ребенка выбирают равное количество родителей в семьях по 14,6%. Итак, наиболее популярным и социально одобряемым средством воздействия на ребенка современные родители считают вербальное воздействие, а именно внушение.

На вопрос «С кем чаще, охотнее общается ребенок?» родители имели возможность назвать одного или нескольких членов семьи, в связи с этим выявленные нами количественные результаты исследования в общей сумме также не дают 100%. Ответы родителей распределились следующим образом: 72,5% респондентов назвали своих сверстников, 32,5% - маму, 10% опрошен­ных назвали папу, 7,5% - бабушку и дедушку, 7,5% - брата или сестру.

Следовательно, но мнению родителей, ставших участниками исследова­ния, среди членов семьи чаще других доминирующее воздействие на ребенка оказывает сверстник, так считают 75,6%. 14,6% родителей считают, что с наибольшим интересом ребенок общается с мамой. Одинаковое количество современных родителей по 4,9% полагают, что их дети из всех членов семьи охотнее общаются с бабушкой или дедушкой.

Аналогичным образом, с незначительными отклонениями распределились ответы на вопрос «С кем чаще делитесь впечатлениями?» Мнения родителей - участников эксперимента по этому вопросу распределились следующим образом: со сверстниками делятся впечатлениями 82,5%; с родителями – 9,8%; с бабушкой 4,9%; с дедушкой - 2,8% обследованных детей.

Исследование общения ребенка с членами семьи обнаружило, что наибо­лее часто по самым разным вопросам ребенок обращается к маме. Именно мама является основным, самым значимым взрослым для детей. В семье с подобными вопросами ребенок обращается и к другим членам семьи: папе, бабушке, дедушке (в порядке уменьшения значимости по результатам анкети­рования), но значительно реже. Лидирующая роль мамы в процессе социали­зации ребенка, тем не менее, остается очевидной.

Анализ особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети севера, позволил нам сделать следующие выводы. В современном обществе и в традиционных семьях значительно возрос процент неполных семей. Если в прошлом неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. С одной стороны, это даст большую свободу взрослому человеку, если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой стороны, подобная позиция мешает гармоничному существованию, как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные отношения сам в будущем.

Ответы на вопрос «Как Вы наказываете ребенка?» 50% родителей под­черкнули, что в такой ситуации ребенка наказывают словесными укорами, 20% не ругают, а спокойно объясняют ситуацию, 20% не отпускают гулять, 10% ругают на повышенных тонах

«Как поступаете в такой ситуации, если: ребенок медлительный, ребенок слишком шустрый, не хочет ни с кем делиться, не умеет играть с другими детьми, не хочет учиться». При ответе на этот вопрос получили разные отве­ты, если ребенок медлительный 70% родителей ответили, что его подбадри­вают, помогают, а 15%-торопят. Если ребенок очень шустрый, то 15%роди­телей переключают его внимание.

11ри ответе на этот вопрос анкеты «Есть ли в вашей семье какие-либо тра­диции?» 70% родителей отметили, что в семье соблюдают традиции, связан­ные с уходом за домашними животными, 10% -участием в домашних делах, 20% - участием в народных праздниках «Эвинек».

По результатам мониторингового исследования родители обладают всем набором традиционного воспитания и социализации, связанные с укладом жизни, традиционным хозяйствованием.

Анкеты для детей содержат вопросы, связанные с социализацией детей; «Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?», «С кем и где любишь про­водить свое свободное время?», «Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?», «Как заботитесь о маме? В чём проявляется ваша забота», «Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам?». Кроме того, предложены следующие во­просы: «За что поощряют тебя родители?». Большинство детей выбрали не­сколько вариантов ответа: за уважение старших, оказание помощи в труде взрослых, взаимопонимание со сверстниками, опрятность, целеустремлен­ность и настойчивость, соблюдение общепринятых норм и правил поведения, выполненную работу по дому, честность, активность в общественных делах.

На вопрос «Как поощряют тебя родители?», в основном дети ответили «да» и выбрали следующие ответы: похвала, слова благодарности, поцелуи, дают подарки.

При опросе большинство детей по вопросу «Участвуете ли Вы вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов»; ответили, что они в основ­ном участвуют вместе с родителями по уходу за оленями, за крупным рога­тым скотом, лошадьми, рыбалке, охоте.

В исследовании учащиеся ответили, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у детей на по­следнем месте. Отвечая на вопрос "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" - и те и другие поставили на первое место сверстни­ков. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - мать. Иначе го­воря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме.

С родителями обсуждаются в первую очередь жизненные ситуации, глав­ным образом, связанные с укладом жизни, традиционным хозяйствованием. С отцом строят планы на будущий сезон оленеводства, охоты и рыболовства, кроме того, анализируются трудности, связанные с хозяйством.

Отношения со взрослыми более доверительные, но сохраняют определен­ную дистанцию. Взаимоотношение с родителями оказывает сильное влияние на формирование личности. Дети, с возрастом, начинают предъявлять к ним высокие требования. Они думают, что родители должны обеспечивать их всегда и везде. Все же процесс взаимоотношений имеет одностороннюю на­правленность - дети требуют от родителей внимания, понимания и поощре­ния. Они не думают пойти навстречу родителям. Во многих семьях отсутству­ет атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Об этом свидетельст­вуют ответы на вопросы.

В формировании ценностей велика роль семьи. Для каждого народа ха­рактерна своя система национальных ценностей. В кочевом укладе у народов Севера ценности отличаются разнообразием и самобытностью форм. Напри­мер, почитание старших проявляется по-разному. Почитание старших - это общечеловеческое правило поведения. Это нравственное отношение к роди­телям, женщине, детям, близким. Из ответов на вопросы анкеты выбраны ценности, как уважение старших, честность, справедливость, целеустремлен­ность, опрятность (социальная норма), соблюдение общих принятых норм и правил поведения.

Таким образом, в современной семье отчасти сохранены традиции по во­просу социализации детей, отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в нашей социокультурной формации. На воспитание многих детей влияет дефицит общения в семье, живущих в поселках, в связи с занятостью родителей.

 Библиографический список:

  1. Афанасьева В.А. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб, 2009.
  2. Борисов М.Н. Социокультурное развитие коренных народов РС(Я). Рыбинск, 1997.
  3. Значение традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие но сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов / Сост. Мурашко О.А. М, 2007.
  4. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006.
ISSN 2079-5513European social science journal
Европейский журнал социальных наук, 2(18) 2012. C.262-269


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: