Винокурова Е.И., Никитина P.С.
« Назад 19.09.2012 17:29
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИКОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИСАХА (ЯКУТИЯ)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования пронизан понятиями «социальное воспитание», «социальный опыт», «социальные компетенции». Социализация – это освоение умений и знаний, ценностей и социальных норм, необходимых для труда, познания и общения трех главных составляющих любого общества. В определении отражаются, во-первых, отношение человека к природе, во-вторых, отношение человека к себе, в-третьих, отношение человека с другими людьми. Под социализацией понимают адаптацию к определенным условиям среды. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества, в данном случае в экстремальных условиях Севера. Север Якутии - это место компактного проживания коренных жителей -эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган. Природно-климатические особенности региона влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат оказывает непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. В Конвенции о правах ребенка ООН (статья 29) одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает». В Законе Российской Федерации «Об образовании» реализуется принцип «...защиты и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». В Законе Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» (статья 21) говорится: «...развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравствешгую ответственность за них». В связи с этим мы попытаемся остановиться на проблеме социализации детей в традиционном укладе жизни коренных малочисленных народов Севера. Существуют различные периодизации социализации: первичная - социализация ребенка, социализация в подростковом возрасте, социализация в юности и т.д. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жични человека, это: стадия детства (от рождения до 1 года), ранее детство (1 -3 года), детство (3-6 лет), позднее детство (6-10 лет); стадия отрочества (10-14), стадия молодости (15-30 лет), стадия зрелости (30-65), стадия старости (65-свыше 70 лет). В Толковом словаре русского языка даются определения: «Уклад - установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта)». В Культурологическом словаре «Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется характером собственности на средства производства, политическими, экономическими, социологическими отношениями, ведущей идеологией и т.д.». Традиционный уклад жизни - это устойчиво существующий порядок, основанный на привычном для этноса жизнеобеспечении (оленеводство, охота, рыболовство), на основании которого осуществляется жизнедеятельность многих поколений коренных народов Севера. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется этничностью. Составляющими этого уклада жизни являются этнокультурные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Оленеводство является не только отраслью сельского хозяйства, но и основой жизненного уклада многих коренных малочисленных народов Севера, которые представляют собой жизненную практику и опыт предков. В экстремальных условиях Севера предки сумели создать уникальную хозяйственную систему, основанную на оленеводстве. Без этого вида хозяйствовать невозможно сохранение культур и языков коренных народов Севера. Эвены, эвенки - прирожденные кочевники-оленеводы. Кочевые семьи всегда в пути. Они передвигаются по утвержденному маршруту кочевий из одного пастбища на другое. Оленеводы в целях сохранения ягеля, трав и лишайника более трех-четырёх дней не останавливаются на одном месте. Они все необходимое возят с собой. Средством передвижения являются верховые и упряжные олени. Оленеводы пасут оленей круглый год. Север, олень, человек неразделимы. В повседневной жизни олень - это жилище, одежда, транспорт. Это стержень всей жизни. Кочевая жизнь в бескрайней тундре и тайге - это уникальная циркумполярная цивилизация, признанная мировым сообществом. Северяне одеты в традиционную одежду в соответствии с изменениями времен года. Одежда имеет практическое значение и, как правило, соответствует природно-климатическим условиям. Для них характерны изобретенные предками традиционное жилище чум-илуму, которое строится из перекрещенных шестов и покрытый ровдугой. В центре чума, в огороженном речными камнями кружочке, разводится костер. Дым выходит через верхнее отверстие чума. Чум основательный, зимой в нем тепло, а летом прохладно. У него есть свой микроклимат, богатый свежим воздухом. Внутри жилища спят в специальных пологах для сна. Там в пологе подольше сохраняется тепло, чем в палатке. Чукчи, живущие в тундровой Якутии, до сих пор пользуются традиционными ярангами. В наше время оленеводы живут в основном в палатках. Видимо от того, что палатку удобно быстрее устраивать и разбирать. Эти таежные стойбища, обособленные от центров, географически отдаленные, но при этом становятся точками особой богатой духовной жизни. Здесь все виды хозяйственной деятельности возникают на фундаменте сильной духовно-нравственной основы как уклад жизни. Как сказал А.Н, Пилясов: «Здесь ценности всегда первичны, от них прорастает производственная сила и возникает единый комплекс духовной и материальной деятельности. И в дальнейшем традиционный уклад станет местом духовного исцеления, не отсталой периферией, наоборот продвинутыми духовными уголками народа». Особенности традиционного кочевого образа жизни связаны с условиями труда и быта жителей: подчиненностью груда ритмам и циклам года. Народы Севера ведут традиционный кочевой уклад жизни, связанный с производственной деятельностью оленеводов. Дети оленеводов вместе с родителями кочуют от 1-го года, обычно в летнее время. Начиная с 90-х годов, органы государственной власти стали уделять внимание на содержание образования, воспитания коренных малочисленных народов Севера. Требуется пристальное внимание в осмыслении многовекового опыта тт-нической социализации в кочевой семье. У них самая консервативная семья. Они верны семейным традициям, семейному укладу. Семьи, как правило, многодетные. Эта традиция сохраняется до сих пор. Социализация начинается с колыбели. Колыбель является первым домом ребенка, которая может обезопасить ребенка в кочевых условиях жизни. У эвенов колыбель передается из семьи в семью. Например: сестра Марии Погодаевой из села Тополиное Томпонского района Раиса Погодаева до сих пор хранит колыбель (бэбэ) своей сестры, колыбель Марии Погодаевой служила колыбелью для всех сестер и дочки Раисы. Колыбель, как реликвия семьи передастся по родственной линии из поколения в поколение. Постоянно шаг за шагом происходит усвоение ребенком системы родства. И в настоящее время в течение первых недель, месяцев ребенка никому не дают держать на руках. Когда ребенок начинает улыбаться, агукать, в воспитание подключается бабушка, а затем и другие. Проводят обряд узнавания, подают голоса, гадая чьё это воплощение вернулось. Такое общение с ребенком это установление социальных связей между ними. А дальше, как и у других народов большое внимание уделяется кормлению, общению через колыбельные песни, которые экспромтом сочиняет каждая женщина на своем родном языке. Ребенок, слыша мелодии, еще в колыбели бессознательно усваивает чувства матери. В песне каждой женщины много своих «секретов»: в них заложена своя философия, мировосприятие. В эти годы зарождается контакт с матерью, ребенок к обращенному голосу откликается по-своему психологически. С этого начинается общение с ближними в семье, со сверстниками в играх, а затем со всеми взрослыми. Общения с детьми определяют последующую ЖИЗНЬ, его способности духовного отношения с людьми в семье, в школе, в обществе. Каждый возрастной этап жизни ребенка выводит в мир людей. Трехлетий ребенок, как правило, умеет ходить, разговаривать, осознает свой пол. Ребенка в таком возрасте северяне называют по-разному, к примеру, эвены называют «куна». С этого возраста ребенок проводит время в игре. Кочевье для ребенка очень важный процесс. С малолетства дети приучаются летом к езде верхом на олене, зимой на оленьей упряжке. Примерно с этого же возраста мальчиков учат запрягать для верховой езды: на ездовом олене-учаке и упряжной езде на нартах. Девочек тоже учат ездить верхом на олене и управлять им т.к. девочка в любой момент может отправиться пасти оленей вместе со взрослыми. Обычно каждый имеет свое седло, свой ездовой олень. По наблюдениям (27 июня по 3 июля 2011 года) в оленеводческое стадо №11 в местности «Апкит» Томпонского улуса можно сказать, что дети с удовольствием помогают оленеводам. Две школьницы-старшеклассницы Голикова Таня, Осенина Марина, ежедневно пасут оленей, помогая родителям. Для такого начала тут созданы благоприятные условия: определена ведущая деятельность (оленеводство), являющаяся значимой для всех членов коллектива; поддержка инициативы самостоятельности детей; формирование позитивного отношения к творчеству. Оленеводческое стадо для этих учащихся стало родным. Они хорошо понимают сопричастность к успехам и неудачам коллектива. В их действии мы видим взаимопомощь учащихся, родителей и взрослых. Тут действительно доверяют детям, это видно из действий девочки Русланы (9 лет), которая во всех делах активно помогает родителям: носит воду из речки, разделывает мясо, иногда просится добровольно пасти оленей. Для мальчика, овладевшего навыками верховой езды, одной из обязанностей становится наравне со всеми пасьтба оленей. Первое время он выезжает вместе с отцом или братом, а затем со своими сверстниками. Поскольку в стаде оленей много, свыше 500, за оленеводческим стадом следят 3-4 человека. В возрасте 10-12 лет дети становятся полноправными пастухами. Каждый ребенок хорошо знает круг своих обязанностей, умеет управлять смирными ручными оленями, разжигать дымокуры, помогать устройстве коралей, колоть дрова. Дети (например, в оленеводческом стаде) этого возраста объединяются для совместной работы, например, при пасьтбе оленей, при рыбной ловле. Социализация человека осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, язык и речь, формируемые бытовые и гигиенические умения и представления, окружающие человека продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, обычаи, произведения литературы и искусства), стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях, в общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте и других сферах. В этой ситуации одним из приоритетных направлений научных исследований является проведение мониторинга социализации и воспитания учащихся в семьях проживающих в традиционном укладе жизни коренных народов Республики Саха (Якутия). Целью проведения мониторинга является выявление особенностей социализации и воспитания детей в семье, определение степени владения их новыми отношениями с детьми, с родителями и со взрослыми, а также формирование собственных позиций: и родителей, и учащихся. Впервые проведенный мониторинг социализации и воспитания учащихся выявил общую картину социализации и воспитания в семье, в школе и в социуме. В исследовании приняли участие 112 человек: 72 учащихся школ и 44 родителей. В выборку вошли - 36 якутов, 74 эвенов и 2 других национальностей. Для того, чтобы получить результаты, отражающие сегодняшнее состояние социализации и воспитания в семьях, проживающих в традиционном укладе жизни коренных народов PC (Я), мы включили в географию 3 улуса, в том числе: Томпонский, Эвено-Бытантайский, Кобяйский. Анкетирование проводилось среди родителей и детей. В данной анкете были предложены вопросы, связанные с появлением новых требований в семье, реальной помощи по хозяйству, ответственности, изменениям положения ребёнка в семье, (с ним начинают советоваться), расширением социальных связей подростка (участие в жизни коллектива). Для выявления общей картины социализации и воспитания в семье, в школе и в социуме проводилось мониторинговое исследование методом анкетирования, опроса по двум категориям респондентов: учащиеся, родители. Опрос осуществлялся методом письменного анкетирования на основе стандартизированной анкеты с закрытыми и открытыми вопросами. Вопросы мониторинга представляют собой выборку, показывающую отношение школьников к: семье, труду, культуре, знаниям, самому себе. Для чистоты мониторингового исследования соблюдены следующие условия: одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми, ограничение времени тестирования. Возраст детей, родители которых приняли участие в обследовании, варьировался от 5 до 17 лет. Из них 31,1% - мальчики, 68,9% - девочки; 84,5% проживают в сельской местности, 15,5% - в кочевом укладе. В этой груше 57,7% детей воспитываются в полных семьях, 42,3% - в неполных семьях (то есть только одним из родителей). Все дети из неполных семей, принявшие участие в обследовании, воспитываются мамой. У 44,4% обследованных нами детей из многодетной семьи с тремя, четырьмя детьми и 55,6% детей воспитываются в семьях с одним и двумя детьми. Таким образом, отмечаем, что среди современных семей достаточно высок процент неполных семьей. Каждый второй ребенок, из обследованных нами, воспитывается одним из родителей (как правило - мамой) и лишен, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Социализация этих детей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью: у них отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между отцом и матерью, на который могли бы ориентироваться в будущем. В наше время значительно возрос процент неполных семей. Развод и рождение ребенка вне брака в современной жизни это не ново. К тому же значительно уменьшилось количество семей, где совместно живут несколько поколений родственников. Постепенно утрачивается традиция семьи с несколькими поколениями и отцов. Практически две трети обследованных нами семей, живущих в традиционном укладе жизни, а именно 62,5% являются нуклеарными, то есть семьями состоящими их двух поколений - родителей и детей. Следовательно, большинство детей, охваченных в исследовании, воспитываются в условиях нуклеарной семьи. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в семьях такого типа значительно снижено. Одна треть семей, изученных нами в ходе исследования, а именно: 37,5%, от общего числа опрошенных являются большими семьями, то есть семьями, состоящими из нескольких поколений родственников, живущих в одном доме. Соответственно, бабушки, дедушки и другие родственники оказывают гораздо больше воспитательного воздействия на ребенка. На вопрос «Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?» родителям предлагалось три варианта ответов: поощрение, внушение или наказание. Родители могли выбрать любое количество ответов. В основном опрошенные выбирали но одному, иногда - два ответа, Этим объясняются выявленные нами количественные результаты исследования, которые в совокупности превышают 100%. Основная масса обследованных родителей (85,4%) наиболее применимым средством воздействия на ребенка называют внушение. Поощрение и наказание как часто используемые средства воздействия на ребенка выбирают равное количество родителей в семьях по 14,6%. Итак, наиболее популярным и социально одобряемым средством воздействия на ребенка современные родители считают вербальное воздействие, а именно внушение. На вопрос «С кем чаще, охотнее общается ребенок?» родители имели возможность назвать одного или нескольких членов семьи, в связи с этим выявленные нами количественные результаты исследования в общей сумме также не дают 100%. Ответы родителей распределились следующим образом: 72,5% респондентов назвали своих сверстников, 32,5% - маму, 10% опрошенных назвали папу, 7,5% - бабушку и дедушку, 7,5% - брата или сестру. Следовательно, но мнению родителей, ставших участниками исследования, среди членов семьи чаще других доминирующее воздействие на ребенка оказывает сверстник, так считают 75,6%. 14,6% родителей считают, что с наибольшим интересом ребенок общается с мамой. Одинаковое количество современных родителей по 4,9% полагают, что их дети из всех членов семьи охотнее общаются с бабушкой или дедушкой. Аналогичным образом, с незначительными отклонениями распределились ответы на вопрос «С кем чаще делитесь впечатлениями?» Мнения родителей - участников эксперимента по этому вопросу распределились следующим образом: со сверстниками делятся впечатлениями 82,5%; с родителями – 9,8%; с бабушкой 4,9%; с дедушкой - 2,8% обследованных детей. Исследование общения ребенка с членами семьи обнаружило, что наиболее часто по самым разным вопросам ребенок обращается к маме. Именно мама является основным, самым значимым взрослым для детей. В семье с подобными вопросами ребенок обращается и к другим членам семьи: папе, бабушке, дедушке (в порядке уменьшения значимости по результатам анкетирования), но значительно реже. Лидирующая роль мамы в процессе социализации ребенка, тем не менее, остается очевидной. Анализ особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети севера, позволил нам сделать следующие выводы. В современном обществе и в традиционных семьях значительно возрос процент неполных семей. Если в прошлом неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. С одной стороны, это даст большую свободу взрослому человеку, если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой стороны, подобная позиция мешает гармоничному существованию, как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные отношения сам в будущем. Ответы на вопрос «Как Вы наказываете ребенка?» 50% родителей подчеркнули, что в такой ситуации ребенка наказывают словесными укорами, 20% не ругают, а спокойно объясняют ситуацию, 20% не отпускают гулять, 10% ругают на повышенных тонах «Как поступаете в такой ситуации, если: ребенок медлительный, ребенок слишком шустрый, не хочет ни с кем делиться, не умеет играть с другими детьми, не хочет учиться». При ответе на этот вопрос получили разные ответы, если ребенок медлительный 70% родителей ответили, что его подбадривают, помогают, а 15%-торопят. Если ребенок очень шустрый, то 15%родителей переключают его внимание. 11ри ответе на этот вопрос анкеты «Есть ли в вашей семье какие-либо традиции?» 70% родителей отметили, что в семье соблюдают традиции, связанные с уходом за домашними животными, 10% -участием в домашних делах, 20% - участием в народных праздниках «Эвинек». По результатам мониторингового исследования родители обладают всем набором традиционного воспитания и социализации, связанные с укладом жизни, традиционным хозяйствованием. Анкеты для детей содержат вопросы, связанные с социализацией детей; «Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?», «С кем и где любишь проводить свое свободное время?», «Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?», «Как заботитесь о маме? В чём проявляется ваша забота», «Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам?». Кроме того, предложены следующие вопросы: «За что поощряют тебя родители?». Большинство детей выбрали несколько вариантов ответа: за уважение старших, оказание помощи в труде взрослых, взаимопонимание со сверстниками, опрятность, целеустремленность и настойчивость, соблюдение общепринятых норм и правил поведения, выполненную работу по дому, честность, активность в общественных делах. На вопрос «Как поощряют тебя родители?», в основном дети ответили «да» и выбрали следующие ответы: похвала, слова благодарности, поцелуи, дают подарки. При опросе большинство детей по вопросу «Участвуете ли Вы вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов»; ответили, что они в основном участвуют вместе с родителями по уходу за оленями, за крупным рогатым скотом, лошадьми, рыбалке, охоте. В исследовании учащиеся ответили, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у детей на последнем месте. Отвечая на вопрос "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" - и те и другие поставили на первое место сверстников. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - мать. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. С родителями обсуждаются в первую очередь жизненные ситуации, главным образом, связанные с укладом жизни, традиционным хозяйствованием. С отцом строят планы на будущий сезон оленеводства, охоты и рыболовства, кроме того, анализируются трудности, связанные с хозяйством. Отношения со взрослыми более доверительные, но сохраняют определенную дистанцию. Взаимоотношение с родителями оказывает сильное влияние на формирование личности. Дети, с возрастом, начинают предъявлять к ним высокие требования. Они думают, что родители должны обеспечивать их всегда и везде. Все же процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность - дети требуют от родителей внимания, понимания и поощрения. Они не думают пойти навстречу родителям. Во многих семьях отсутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Об этом свидетельствуют ответы на вопросы. В формировании ценностей велика роль семьи. Для каждого народа характерна своя система национальных ценностей. В кочевом укладе у народов Севера ценности отличаются разнообразием и самобытностью форм. Например, почитание старших проявляется по-разному. Почитание старших - это общечеловеческое правило поведения. Это нравственное отношение к родителям, женщине, детям, близким. Из ответов на вопросы анкеты выбраны ценности, как уважение старших, честность, справедливость, целеустремленность, опрятность (социальная норма), соблюдение общих принятых норм и правил поведения. Таким образом, в современной семье отчасти сохранены традиции по вопросу социализации детей, отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в нашей социокультурной формации. На воспитание многих детей влияет дефицит общения в семье, живущих в поселках, в связи с занятостью родителей. Библиографический список:
ISSN 2079-5513, European social science journal
/ Европейский журнал социальных наук, 2(18) 2012. C.262-269
КомментарииКомментариев пока нет |