Главная \ Два языка - два крыла \ Теоретические основы билингвального обучения

Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий

 

И. Курчатов

Теоретические основы билингвального обучения

«Назад

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ

Что такое двуязычие? Какова природа языкового взаимодействия в условиях двуязычия? Какая наука должна заниматься изучением (исследованием) двуязычия? Каковы конститутивные признаки двуязычия? Чем обуславливается интерференция на разных уровнях структуры языка? Каковы единицы измерения и методы исследования двуязычия? Таков далеко неполный перечень проблем, возникающих при постановке вопроса о теоретических основах исследования билингвизма.

В постановке проблемы двуязычия мы различаем билингвизм как объект исследования и аспекты исследования двуязычия.

Двуязычие следует анализировать и с точки зрения его типологии, и в плане его статистического и динамического изучения. В теоретическом рассмотрении нуждаются и аспекты исследования двуязычия, особенно выделяемые чаще всего четыре аспекта: собственно лингвистический, социолингвистический, психологический и педагогический.

Двуязычие в прямом смысле слова означает «знание двух языков». Термин «двуязычие» отражает особое понятие и нуждается в научном определении. В значении двуязычия употребляется и слово «билингвизм» (лат. bi ‘два’, lingua ‘язык’).

 В специальной литературе представлены самые различные определения двуязычия. Ограничиваясь рассмотрением лишь некоторых из них, выделим:

  1. общие определения двуязычия,
  2. определения двуязычия, конкретизированные по тем или иным признакам,
  3. определения двуязычия, основанные на том или ином аспекте его исследования.

В.А.Аврорин: «Двуязычием следует признать одинаково свободное активное владение двумя языками. Иначе говоря, двуязычие начинается тогда, когда степень знания второго языка приближается вплотную к степени знания первого».

Исследования, посвященные разнообразным типам двуязычия, убедительно показывают, что с теоретической и практической точки зрения невозможно абсолютно одинаково совершенное знание двух языков.

Под достаточно совершенным знанием двух языков надо понимать свободное владение общеупотребительными устной и письменной формами существования обоих литературных языков без проявления резко выраженной интерференции на каком-нибудь уровне их структур.

Двуязычие анализируется как развивающееся явление: при этом имеется в виду, что целью билингва является стремление к овладению двумя языками в известном совершенстве.

Л.В.Щерба выделял чистое и смешанное двуязычие. К чистому типу двуязычия он относил случаи существования в сознании говорящего двух языков изолированно друг от друга, без сравнений и параллелей между ними. Следует, однако, заметить, что, во-первых, и теоретически и практически трудно представить себе столь изолированные друг от друга языковые системы в сознании билингва как более или менее распространенное явление; во-вторых, невозможно лингвистическими  методами установить такую взаимоизоляцию двух языковых систем в сознании не только более или менее значительной группы людей, но и одного билингва. Может быть, поэтому Л.В.Щерба полагал, что чистое двуязычие является отклонением от нормы и может возникнуть лишь в особых условиях.

Смешанное двуязычие возникает в процессе овладения вторым языком при использовании данных родного языка. В этом случае системы двух языков  в той или иной степени связаны между собой путем сопоставления тех или иных элементов и отношений.

 СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ

Основной задачей исследования при этом аспекте является характеристика роли социальных функций двуязычия в жизни его носителей без учета внутриструктурных процессов, связанных с функционированием двуязычия.

Поэтому при исследовании двуязычия в социолингвистическом аспекте приходится учитывать такое проявление интерференции, которая не мешала бы билингву выражать свои мысли в той мере, чтобы его понимали другие. С другой стороны, необходимо, чтобы говорящий свободно понимал то, что ему сообщают на любом из двух языков. Таким образом, двуязычие, рассматриваемое в социолингвистическом аспекте, представляет собой знание билингвом двух языков в такой мере, чтобы свободно выражать свои мысли и свободно понимать то, что ему сообщают, независимо от  частных случаев проявления интерференции. 

 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ

Лингвистическому аспекту исследования двуязычия, к которому относится анализ соотношения структур и структурных элементов двух языков, их взаимодействия и взаимопроникновения на фонетическом или фонологическом, морфологическом, синтаксическом, стилистическом уровнях языка.

Для собственно лингвистического аспекта наиболее важным является исследование проявления интерференции в процессе употребления обоих языков билингвами (на уровнях языка и речи). 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ

При исследовании процессов овладения и владения вторым языком с психологической точки зрения должны различаться по меньшей мере факты троякого рода:

а)   лексико-грамматические и грамматические категории, эквивалентные в родном и втором языках, учитывая, что при изучении неродного языка, как писал Л.В.Щерба, «полное понимание наступает обыкновенно только тогда, когда учащиеся находят соответствующий эквивалент на родном языке»;

б)   лексико-грамматические и грамматические категории, отсутствующие в родном языке, но функционирующие в структуре второго языка;

в)   лексико-грамматические и грамматические категории, характерные для родного языка, следовательно, и для языкового сознания его носителей, но отсутствующие во втором языке и в языковом сознании носителей последнего.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ

Основной задачей педагогического аспекта является разработка и применение наиболее рациональных методов изучения процессов овладения и владения двумя языками в условиях двуязычия, а также методов обучения двуязычию.

Важнейшим методом обучения двуязычию и овладения билингвизмом является сравнительно-типологический метод, рассматриваемый с собственно лингвистической, социолингвистической, психологической и педагогической точек зрения.

 
Из коллективной монографии  «Развитие национально-русского двуязычия»
(Отв.ред. доктор филологических наук Ю.Д. Дешериев)
Москва, 1976