Главная страница » 5 аксиом общения
Тексты

5 аксиом общения

Мы объясним, что такое 5 аксиом коммуникации, кто их определил и как каждая из них описывает коммуникацию
Ватцлавик понимает человеческое общение как открытую систему

Каковы 5 аксиом общения?

Пять аксиом человеческого общения известны как пять руководящих принципов , определенных австрийским философом и психологом Полом Ватцлавиком (1921-2007) в его теории общения между человеческими существами

В этой теории, сформулированной в рамках так называемого международного подхода, Ватцлавик предложил, что человеческое общение функционирует как открытая система , как с точки зрения языка , так и без него, и что оно обладает пятью основными общими и главными чертами, которые являются так называемыми аксиомами

Как мы знаем, коммуникацию можно определить как обмен информацией между живыми существами , либо через системы знаков (т.е. языки), либо через другие более примитивные механизмы. Коммуникация является универсальной особенностью всех форм жизни, даже между их органами и различными частями тела. Жить, с этой точки зрения, значит обязательно общаться

Пять аксиом человеческого общения, согласно исследованиям Уотцлавика, подробно описаны ниже

Вам может быть полезно: Барьеры в общении

1. Невозможно не общаться

Любая форма поведения предполагает передачу определенного содержания, будь то добровольная или нет. То есть, все, что мы делаем, передает окружающим нас людям различные формы информации, независимо от того, хотим мы ее передать или нет

Поскольку в жизни нет возможности бездействия, т.е. неповедения, можно сказать, что мы непрерывно и постоянно передаем информацию в окружающее нас пространство

Простой пример этого можно найти в непроизвольных формах общения, таких как поза тела. Человек может молчать о своем мнении или своих чувствах по поводу чего-то происходящего или чего-то сказанного ему, стараясь не сообщать об этом словесно; но его тело , манера двигаться или жесты могут выдать это намерение и сообщить другим о том, что он чувствует или думает

Но предположим, что кто-то тренируется сдерживать даже такие жесты, принимая самую нейтральную позу, возможную для человека: даже тогда он будет передавать эту нейтральность, то есть он будет передавать информацию, даже если эта информация – не более чем сокрытие его эмоций мыслей

В заключение хочу сказать, что нет способа не общаться

2. Любая коммуникация – это метакоммуникация

Это утверждение означает, что всякий раз, когда мы общаемся, мы передаем не только ту информацию, которую хотим сообщить, но и другую информацию, которая связана с другими аспектами, касающимися самого общения , и которая связана с тем, как сообщение будет интерпретировано

Другими словами, когда мы передаем сообщение, мы также передаем информацию о самом сообщении и о способе, которым мы его передаем. Отсюда использование префикса ‘мета’, означающего ‘вне’ или ‘в себе’: метакоммуникация – это коммуникация о самой коммуникации

Вацлавик предложил считать вторую аксиому, исходя из идентификации в каждом коммуникативном акте уровня содержания и уровня отношения, понимая, что последний классифицирует первый

То есть, с одной стороны, есть передаваемое сообщение, а с другой – метасообщение: реляционная информация о сообщении, кто его передает, каким способом и т.д. Это важно, потому что получатель информации всегда будет интерпретировать ее в зависимости от своих отношений с отправителем (т.е. его уровня отношений)

Простой пример этого можно найти в некоторых выражениях, которые, в зависимости от того, от кого они исходят, могут быть интерпретированы по-разному. Например, если друг говорит нам, какая информация нам нужна, мы, скорее всего, интерпретируем это как обещание, поскольку привязанность и доверие позволяют нам воспринимать его слова как должное

С другой стороны, если незнакомец говорит нам: ‘Я вам так скажу’, это может быть истолковано как нечто, сказанное для того, чтобы уйти с дороги, чтобы нас оставили в покое, и мы вряд ли будем доверять правдивости информации. Таким образом, одно и то же предложение (уровень содержания) имеет две различные реляционные интерпретации (уровень отношений)

3. Все коммуникации являются двусторонними и одновременными

Тот, кто получает сообщение, одновременно излучает информацию.

Поскольку каждый из участников коммуникативного акта структурирует и интерпретирует информацию по-разному, оба одновременно чувствуют, что реагируют на поведение другого, в то время как на самом деле они постоянно возвращаются друг к другу

Таким образом, человеческую коммуникацию нельзя понимать в терминах причины и следствия , а как коммуникативную цепь, которая движется в обоих направлениях, усиливая и модулируя обмен информацией

Чтобы понять эту аксиому, давайте подумаем о первой в списке, которая предполагает, что мы постоянно общаемся. Таким образом, даже когда мы слушаем кого-то, говорящего с нами, и наше внимание направлено на его вербальный поток информации, мы в то же время сообщаем ему, что мы думаем о том, что он говорит, с помощью наших жестов, того, как мы слушаем его, и нашего языка тела

4. Коммуникация бывает цифровой и аналоговой

Согласно Ватцлавику, все формы человеческой коммуникации включают в себя два одновременных способа формирования смысла, которыми являются:

  • Цифровая коммуникация (то, что сказано), т.е. объективное содержание переданного сообщения, то, что непосредственно и исключительно относится к словам. Если мы говорим кому-то, что такое умное замечание, цифровая модальность ограничивается именно тем, что было сказано: что замечание является умным для нас.
  • Аналоговая коммуникация (как это сказано), то есть субъективное содержание передаваемого сообщения, то, что не имеет ничего общего со словами, но с произнесением, контекстом , самим способом, которым мы это говорим. Если мы говорим кому-то умное замечание с улыбкой и искренним отношением, то это, скорее всего, потому, что мы действительно это имеем в виду; но если мы делаем это с безразличием или саркастической улыбкой, особенно после того, как он сказал что-то несущественное или банальное, мы иронично говорим ему обратное: что он сказал что-то глупое.

5. Связь может быть симметричной или взаимодополняющей

Комплементарная коммуникация устанавливает неравноправные отношения между одной стороной и другой.

Наконец, Ватцлавик выделяет две возможности функционирования человеческой коммуникации в зависимости от отношений, установленных между людьми, обменивающимися информацией. Такими возможностями являются:

  • Симметричное общение , то есть соразмерное и стремящееся к уравниванию, когда оно происходит при обмене информацией между людьми, которые участвуют во взаимном поведении: один человек сильно критикует другого, а тот в ответ сильно критикует первого. Люди общаются, устанавливая одинаковые отношения от одной стороны к другой, занимая одинаковую позицию.
  • Complementary communication , то есть интегративная, которая стремится включить одного индивида в коммуникативную динамику другого, тем самым устанавливая отношения авторитета между сторонами: один человек берет на себя обвинительную роль в коммуникации, а другой – роль обвиняемого, или один берет на себя роль насильника, а другой – роль жертвы. Индивиды общаются, устанавливая разрозненные отношения между одной и другой стороной, но одно не могло бы существовать без другого.

 

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий