Главная страница » Апартеид
История

Апартеид

Мы объясняем, что такое апартеид, его идеологию, причины и последствия. А также о том, как противостоявшее ему сопротивление смогло его победить
Апартеид давал белым меньшинствам политические, экономические и социальные привилегии

Что такое апартеид?

Апартеид это система расовой сегрегации, которая была установлена в Южной Африке в 20 веке. Благодаря этой системе белое меньшинство сохраняло политические, экономические и социальные привилегии, а права и свободы остального населения были ущемлены

С 1948 года Национальная партия африканеров возглавила правительство Южной Африки и установила различные законы , которые углубили разрыв между белыми, черными и другими расами, населяющими страну. Эта партия запретила брачные и сексуальные отношения между людьми разных рас, установила их географическое разделение в плане жилья и работы, разделила пользование общественными услугами, такими как транспорт и доступ к больницам

После десятилетий сопротивления и в условиях политического и экономического кризиса в 1990 году дискриминационные законы начали отменять. Нельсон Мандела и другие лидеры оппозиции были освобождены из тюрьмы, и начался политический переход к многорасовой демократии

Вы можете найти это полезным: Равные права

Исторический контекст апартеида

Труд иммигрантов позволил снизить производственные затраты в горнодобывающей промышленности.

К концу XIX века Южно-Африканский регион был домом для нескольких британских и голландских колониальных государств. В ходе англо-бурских войн (1880-1881 и 1899-1901) Британская империя и поселенцы из Нидерландов, также известные как африканеры, боролись за политический и экономический контроль над территорией

В 1886 году на нагорье Витватерсранд были обнаружены золотые прииски. Это побудило рэндлордов, занимавшихся алмазной промышленностью, инвестировать в развитие горнодобывающей промышленности в регионе. Иммигранты со всей Африки Азии начали прибывать на работу в качестве золотоискателей, шахтеров, золотоискателей или владельцев магазинов

DCKH9 труд иммигрантовпозволил снизить производственные затраты в горнодобывающей промышленности, и поселение в золотодобывающих районах поощрялось. С другой стороны, до этого времени большая часть местного чернокожего населения занималась мелким фермерством

Апартеид как идеология

Апартеид начался как расистская идеология Южной Африки, распространенная среди белых поселенцев-африканеров голландского происхождения, согласно которой белая раса должна вести за собой другие расовые группы, чтобы жить мирно и цивилизованно. Они считали, что эволюция и развитие страны зависят от того, насколько расы будут разделены, выполнять разные функции и иметь разный доступ к ресурсам, товарам и правам

Эта южноафриканская идеология не имеет собственного корпуса текстов, но мы можем проследить ее происхождение от расистских теорий середины 19-го века , согласно которым черная и желтая расы (имеются в виду люди восточного происхождения) являются низшими разновидностями человеческого вида по сравнению с белой расой

Некоторыми выразителями расизма в то время были:

  • Жозеф Гобино. В своем ‘Очерке о неравенстве человеческих рас’ (1855) он классифицировал расы.
  • Карл Фогт. В своих ‘Лекциях о человеке’ (1864) он связал черную расу с обезьянами.
  • Эрнст Геккель (1834-1919). В различных работах он утверждал, что примитивные расы (небелые расы) находятся на инфантильной стадии эволюции и должны находиться под наблюдением высших рас (белой расы).

Первая сегрегация или мини-апартеид

Политика сегрегации на ранних этапах создавала кварталы исключительно для белого населения.

К концу 19 века появились первые политические меры по сегрегации населения. В Йоханнесбурге, например, жилые районы были построены для более состоятельных белых, таких как Рэндлорды и другие инвесторы в горнодобывающую промышленность, а трущобы – для остального населения

Политика сегрегации была попыткой остановить межродственные браки, которые были характерны для кварталов рабочего класса. Позже эта политика была институционализирована в апартеиде

В 1910 году различные государства региона (Капская колония, Наталь, Трансвааль и Оранжевое свободное государство) подписали Акт о союзе и объединились в Южно-Африканский Союз. Несмотря на то, что управление осуществлялось Британской империей, голландские африканеры имели большое влияние и политическую власть в новой стране. Они мешали чернокожим получить право голоса, доступ к государственной службе и места в парламенте

К этому времени население страны составляло 67,7% чернокожих, 21% белых, 8,8% смешанной расы и 2,5% азиатов

На протяжении первой половины 20-го века правительство ЮАР под влиянием идеологии африканеров вводило правовые нормы, которые в совокупности известны сегодня как мини-апартеид:

  • Закон о земле (1913):
    Этот закон вынудил чернокожих жителей (которые составляли 67,7 процента населения) жить в резервациях, которые составляли 8,7 процента территории страны. Кроме того, закон запрещал им арендовать сельскохозяйственные земли, что не позволяло им работать издольщиками, фермерами или земледельцами. Таким образом, белые легально получили все плодородные земли и, в свою очередь, создали большой резерв безработной рабочей силы.
  • Закон о коренных/городских районах (1923): .
    Это законодательство заложило основу для жилой и географической сегрегации. Он реорганизовал город Йоханнесбург путем принудительного переселения целых кварталов и дал муниципальным властям по всей стране право создавать отдельные населенные пункты для белых, черных и смешанных народов.

С помощью этих законов партия африканеров стремилась контролировать передвижение небелого населения и его доступ к ресурсам, которые они считали важными

Институционализация апартеида

С институционализацией апартеида использование общественных услуг и пространств было разделено.(Источник: Архив ААМ).

В 1948 году Национальная партия, возглавляемая Даниэлем Ф. Малан , коренной африканер, который проводил кампанию за необходимость углубления расовой сегрегации для повышения экономического развития страны. С тех пор были приняты различные законы, которые все больше ограничивали свободы и права всего небелого населения. Мы можем разделить эти законы на следующие группы:

  • законы о гражданской сегрегации :

Закон о запрете межнациональных браков (1949), Закон об аморальности (1950), Закон о регистрации населения (1950)

Согласно этим правилам, сексуальные и брачные отношения между представителями разных рас были запрещены. Была проведена юридическая классификация людей по цвету кожи и кровному происхождению

  • Законы о пространственной сегрегации :

Закон о кластеризации территорий (1950), Закон о коренных народах агрегаты и поправки (1952, 1956), Закон об отдельных коммунальных услугах (1953), Закон о переселении коренных народов (1954)

Для каждой этнической группы были выделены места проживания, транзитные зоны и доступ к общественным услугам. Кроме того, дискриминация установила привилегии для белого населения, указав, что нет необходимости уравнивать качество объектов или пространств, зарезервированных для каждой группы

6KTU8 городские районы были зарезервированы для белого населения. Все небелые люди должны были иметь при себе пропуск, указывающий транзитные зоны и дающий временное разрешение на въезд в белые зоны

  • Законы о трудовой сегрегации :

Закон о труде коренного населения (1953), Закон о поправке к закону о труде чернокожих (1954)

Запретил участие чернокожих в трудовых забастовках и установил нормативные принципы регулирования трудовых споров с участием чернокожих

  • Законы о политической сегрегации:

Закон о подавлении коммунизма (1951), Закон о содействии самоуправлению банту (1959), Закон о городских мэриях банту (1960), Закон о борьбе с терроризмом (1967)

PCXAW Коммунистическиепартии и выражения были запрещены. Более того, согласно этому закону, любые действия протеста и оппозиции режиму определялись как коммунистическое выражение и, следовательно, репрессировались. Правительство ЮАР также могло арестовать любого человека, которого оно считало политически опасным. Участие чернокожих представителей в парламенте также было отменено

Закон о самоуправлении предусматривал создание десяти бантустанов как новых наций в пределах страны, где должен был поселиться каждый назначенец. Это подразделение узаконило идею о том, что черное население не имело прав гражданства по отношению к правительству ЮАР

  • Законы об образовательной и социальной сегрегации :

Закон об образовании банту (1953), Закон о расширении университетского образования (1959)

Были созданы специальные учебные заведения и программы, учитывающие характер и потребности чернокожего населения, с целью подготовить чернокожих к тому, чтобы они согласились подчиниться системе сегрегации и работать в профессиях, предназначенных для чернокожих. Чернокожим было запрещено поступать в университеты, предназначенные для белых

Сопротивление апартеиду.

Сопротивление апартеиду было непрерывным и принимало различные формы.(Источник: Архив ААМ).

Сопротивление апартеиду было непрерывным и принимало различные формы, пока в конце XX века не удалось делегитимизировать и свергнуть идеологию и властные основы, которые поддерживали апартеид как правительство

С самых первых расистских политических и нормативных проявлений среди черного населения возникло сопротивление и протесты. В 1912 году был основан Коренной национальный конгресс Южной Африки, который позже стал Африканским национальным конгрессом (АНК) и возглавил борьбу против сегрегационных законов. Первые несколько десятилетий сопротивление носило мирный характер и было сосредоточено на акциях протеста и публичном неповиновении расистским мерам

С приходом к власти Национальной партии африканеров и ухудшением условий жизни небелого населения антирасистские движения получили более широкое распространение

В 1955 году различные политические партии и гражданские группы подписали Хартию свободы – декларацию основных принципов и требований населения: нерасистская, единая и демократическая Южная Африка. Правительство обвинило подписантов в коммунизме и арестовало чернокожих политических лидеров

В 1960 году мирная демонстрация в Шарпевиле была подавлена, и 69 чернокожих были убиты полицией. Правительство запретило АНК и другие политические организации

После этого движения сопротивления организовались в подполье и начали использовать насилие в качестве метода протеста. К 1963 году конфликт продолжал нарастать, и правительство объявило чрезвычайное положение, что позволило арестовывать людей без ордера: 18 000 чернокожих лидеров и демонстрантов были заключены в тюрьму, включая лидера АНК Нельсона Манделу

На международной арене началась критика и санкции в отношении расистской политики Южной Африки. В 1963 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Однако на фоне холодной войны международные действия против апартеида были ограничены. Наличие коммунистических ядер в южной части континента, поддерживаемых СССР и Кубой, означало, что в течение десятилетий Соединенные Штаты поддерживали правительство Национальной партии африканеров

В 1970-е годы вооруженный конфликт в стране усилился, протесты множились, а репрессивные меры правительства усиливались. В 1976 году бойня в Соуэто унесла жизни 566 чернокожих, включая детей, от рук полиции

Поражение апартеида

Нельсон Мандела получил международное признание за то, что посвятил свою жизнь борьбе против апартеида.

Распад коммунистического блока в конце 1980-х годов изменил международный ландшафт. Западные державы, такие как США, прекратили поддержку правительства апартеида и начали осуществлять меры политической и экономической изоляции ЮАР. Некоторые западные государства запретили своим компаниям вести бизнес в этой стране, а экономические санкции были введены ООН

Различные международные спортивные комитеты запретили участие ЮАР до отмены расистской политики; Олимпийские игры , FIA, FIFA, Кубок Дэвиса и Rugby World исключили страну из своих соревнований

Экономика ЮАР вступила в кризис, который усугубился падением международной цены на золото. В 1985 году в стране было объявлено чрезвычайное положение, и белые политики-африканеры из Национальной партии поняли, что апартеид становится неустойчивой системой

Президент Pieter W. Бота инициировал некоторые меры по сдерживанию недовольства чернокожих. Но только в 1989 году, при президенте Фредерике Ле Клерке, Национальная партия начала переход к ЮАР без расовой сегрегации

В 1990 году начался процесс отмены дискриминационных законов. Африканский национальный конгресс был легализован и различные политические заключенные, включая Нельсона Манделу, были освобождены. Затем начались переговоры с представителями различных политических групп. В следующем году все дискриминационные законы были отменены, и была согласована новая национальная конституция

В 1993 году новая конституция закрепила основные права всех южноафриканцев независимо от расы и свободное участие всего взрослого населения в следующих президентских выборах. В следующем году президентом был избран Нельсон Мандела

Причины апартеида

Система расовой сегрегации была официально установлена в Южной Африке в середине XX века, и африканерам удалось сохранить ее в течение четырех десятилетий. Основными причинами институционализации апартеида были:

  • Распространение расистских идей среди африканеров, владевших основными средствами производства в стране.
  • Ослабление британского контроля после образования Южной Африки как единой страны.
  • Отказ в политических и избирательных правах чернокожему населению после формирования парламента ЮАР в 1910 году.
  • Растущая иммиграция рабочей силы из других африканских и азиатских стран.
  • Приход к власти Национальной партии в 1948 году и ее сохранение путем репрессий против групп сопротивления.

Последствия апартеида.

Неравенство, возникшее во время апартеида, и сегодня оказывает влияние на жизнь людей.

Четыре десятилетия расовой сегрегации породили неравенство и бедность в Южной Африке. Основными последствиями апартеида были:

  • Южноафриканцы стали структурно неравным обществом; с разным доступом к основным правам, ресурсам и услугам.

CP3ND бедность и безработица даже сегодня остаются более высокими среди черного населения.

  • Вследствие неравного доступа к образованию , лишь небольшая часть профессиональных работников – чернокожие.
  • Насильственное перемещение людей разрушило семейные и социальные связи и привело к снижению качества жизни миллионов людей.
  • Сегрегация привела к репрессиям, преследованиям, тюремному заключению, пыткам и изгнанию людей движений сопротивления.
  • Общее обнищание населения и невозможность экономической и социальной мобильности среди чернокожего населения привели к национальному экономическому кризису.
  • Международная изоляция в отказе от апартеида в последние десятилетия усугубила экономический кризис в ЮАР.

Важные фигуры апартеида

Фредерик Ле Клерк начал переговоры о переходе к многорасовой демократии.

  • Daniel F. Малан (1874-1959). Занимал пост министра с 1948 по 1954 год от Национальной партии и проводил политику, заложившую основы апартеида.
  • Johannes G. Страйдом (1893-1958). Он стал преемником Д. Малан в качестве премьер-министра в 1958 году продолжил институциональное развитие апартеида.
  • Хендрик Вервурд (1901-1966). Премьер-министр с 1958 по 1966 год, именно он разработал при предыдущих правительствах несколько расистских стратегий, включая систему сегрегированного образования.
  • Pieter W. Бота (1916-2006). Он возглавлял Национальную партию и был президентом с 1984 по 1989 год. При его президентстве начались попытки отказаться от расистской системы.
  • Фредерик Ле Клерк (1936-2021). В период его пребывания на посту президента, с 1989 по 1994 год, начались переговоры о переходе к единой, многорасовой южноафриканской демократии.

Важные фигуры в сопротивлении.

Десмонд Туту был священником и пацифистом, выступавшим за антирасистское дело .

  • Нельсон Мандела (1918-2013). Он был активистом сопротивления апартеиду, лидером Африканского национального конгресса, политическим заключенным в 1962-1990 годах и президентом Южно-Африканской Республики в 1994-1999 годах. Он был признан, в частности, за приверженность мирному переходу от системы апартеида к многорасовой демократии. Среди прочих наград за борьбу за права человека он получил Нобелевскую премию мира в 1993 году.
  • Стив Бико (1946-1977). Он был активистом Движения за сознание чернокожих в 1960-х и 1970-х годах и важной фигурой в борьбе против апартеида, когда АНК ушел в подполье, а его политические лидеры были заключены в тюрьмы или изгнаны.
  • Джо Слово (1926-1995). Боевик Коммунистической партии, связанный с АНК, он вместе с Манделой создал ‘Умхонто мы Сизве’ (‘Копье нации’) в качестве вооруженного крыла АНК после бойни в Шарпевиле.
  • Десмонд Туту (1931-2021). Он был священником и пацифистом, который всю жизнь выступал за антирасистское дело; он регулярно организовывал протесты и забастовки. Он получил международное признание за свою борьбу и в 1994 году был удостоен Нобелевской премии мира.

 

Ссылки:

Лефорт, Р.(1986). . Южная Африка: история кризиса (Vol. 73).Siglo XXI.Денегри, Г.A.(2015). Южная Африка: трудный путь к свободе. . Международные отношения.Réserve, R.(2004). Южная Африка: десять лет после апартеида. . Реальность: журнал социальных и гуманитарных наук, (98), 243-252.Барраза, Х.V.(2014). КУЛЬТУРА НАСИЛИЯ НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ АПАРТЕИДА: ЮЖНАЯ АФРИКА, С. 1984-1994. 1984-1994. .азиатские и африканские исследования, 255-300.

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий