Главная страница » Ассертивное общение
Тексты

Ассертивное общение

Мы объясним, что такое ассертивное общение и каковы его основные характеристики. Кроме того, его классификация, методы и примеры
Ассертивное общение использует преимущества факторов, присущих коммуникативному процессу

Что такое ассертивное общение?

Мы называем ассертивной коммуникацией те формы общения , которые разработаны или предназначены для передачи сообщения гораздо более эффективно , используя преимущества факторов, присущих коммуникативному процессу и других, которые, хотя и являются внешними по отношению к нему, сопровождают его и влияют на его эффективность

Напомним, что коммуникация – это процесс передачи сообщения или информации между отправителем (создающим сообщение) и одним или несколькими получателями (принимающими сообщение) с помощью физической среды (например, звуковых волн в воздухе ) и с использованием определенного кода (например, языка). Этот процесс присущ живым существам и достигает наивысшего уровня сложности у людей, единственного животного, наделенного структурированным языком

Однако коммуникация часто может сталкиваться с трудностями, чтобы стать реальностью, такими как недостатки собеседников, шум окружающей среды и, часто, слабая коммуникативная ассертивность со стороны отправителя, то есть слабая способность способствовать оптимальному коммуникативному акту

Таким образом, ассертивная коммуникация учитывает такие элементы вербальной коммуникации, как тон голоса, ритм речи, а также другие аспекты, такие как язык тела, чтобы развить у отправителя определенный коммуникативный интеллект, который значительно улучшит его способность донести сообщение до собеседника

Характеристики ассертивного общения

Для того чтобы общение было ассертивным, необходимо учитывать ряд элементов, которые характеризуют его и связаны с психологическими, эмоциональными и прагматическими аспектами коммуникативного акта. Так, например, ассертивное общение учитывает следующее:

  • Поза тела. Поза тела при разговоре должна быть открытой, откровенной, вызывать доверие к собеседнику, передавать интерес искренность. Смотреть на собеседника во время разговора – ключевой момент в этом деле.
  • (Жесты.)Жесты, которыми мы сопровождаем свою речь, могут играть как в пользу (усиливая или сопровождая сказанное), так и против, передавая противоположное сказанному или отвлекая слушателя.
  • Артикуляция. То, как произносятся слова, каденция предложения и тон голоса оказывают огромное влияние на общение. Слова, произнесенные невнятно, шепотом или вполголоса, трудно понять, так же как и предложение , безостановочное и быстрое, как локомотив, которое выматывает собеседника и отбивает у него желание слушать нас.
  • Взаимность. Необходимо обратить внимание на то, сколько времени мы уделяем говорению и сколько слушанию, чтобы не рисковать монологом или передачей безразличия к собеседнику. Действительно ли мы слушаем, когда слушаем, или просто ждем своей очереди, чтобы снова что-то сказать? Уважаем ли мы молчание или наезжаем на собеседника?
  • Местонахождение . Где мы выбираем место для важного разговора? В безопасном и спокойном месте люди склонны проявлять больше сочувствия, чем в шумном и полном отвлекающих факторов или, что еще хуже, угроз месте, например, на многолюдной улице.

Типы ассертивного общения

Поза тела – яркий пример невербальной коммуникации.

В широком смысле можно говорить о трех категориях ассертивности в общении, а именно:

  • Вербально. Вербальная коммуникация связана с тем, что сказано, поэтому ассертивность в данном случае подразумевает выбор слов, построение предложений и лингвистические аспекты.
  • невербально. Невербальная коммуникация имеет отношение к аспектам, которые окружают язык во время коммуникативного акта, которые влияют на него, но не имеют отношения к его языковым процессам. Например, поза тела или место, выбранное для разговора.
  • Паравербал. Паравербальная коммуникация – это коммуникация, промежуточная между вербальной и невербальной, т.е. она охватывает элементы, сопровождающие формулирование сообщения и составляющие часть коммуникативного акта, т.е. то, как сказано то, что сказано. Тон голоса, артикуляция, ритм , являются примерами этого.

Техники развития ассертивности

Некоторые приемы развития коммуникативной ассертивности:

  • (Звучит заезженная пластинка.)Это повторение в том же тоне и каденции сообщения, которое не было воспринято идеально, не вызывая конфронтации. Нет, мне не нужен этот продукт.
  • (Берег тумана.)Вы соглашаетесь с оппонентом в споре, вежливо, но неопределенно, не давая повода для дальнейшей конфронтации. Возможно, вы правы.
  • (Утвердительный вопрос.)Вместо констатации недостатка или упрека задается вопрос о том, чего не хватает, как можно улучшить ситуацию или добиться желаемого результата. Как я могу помочь вам завершить вашу работу?
  • Плавающее напряжение. Когда другой человек говорит что-то, что нас беспокоит или с чем мы не согласны, вместо того, чтобы бороться, мы игнорируем эту часть сообщения и обращаем внимание на остальное.
  • (Говорит от себя.)Всегда лучше излагать вещи субъективно, чем утверждать их как абсолютные истины. Лучше сказать ‘Я не согласен’, чем ‘Ты не прав’.

Примеры ассертивного общения

Планирование предложения руки и сердца является примером ассертивного общения.

Два примера, иллюстрирующие ассертивное общение:

  • Клиент с обфускацией жалуется банковскому служащему. Последний выбирает, как сказать, чтобы не расстроить клиента еще больше, постоянно принимая его сторону и внимательно и серьезно выслушивая его жалобу, добавляя небольшие сопроводительные фразы, которые дают клиенту понять, что это не его прямая вина, но что он готов помочь ему решить неудобство.
  • Мужчина хочет сделать предложение руки и сердца. Он не уверен в реакции, которую получит, поэтому планирует место для этого, исходя из вкусов своего партнера, и выбирает лучшее время для этого, потому что если он сделает это, чтобы отвязаться в любом месте, его могут отвергнуть.

 

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий