Главная страница » Боги ацтеков
Культура и общество

Боги ацтеков

Мы объясняем основных богов ацтеков, характеристики каждого из них, их происхождение, различные мифы и ритуалы
Религия ацтеков возникла на основе их собственного наследия наряду с мезоамериканской традицией

Какими были главные боги ацтеков?

Ацтеки, также называемые мексиканцами, представляли собой одну из важнейших мезоамериканских цивилизаций позднего постклассического периода (1325-1521 гг.) центрального мезоамериканского региона. Они основали город Мехико-Теночтитлан (современный Мехико), а также самое могущественное государство в регионе того времени – империю ацтеков, империю мексиканцев или империю Теночча

Этой империей управлял так называемый Тройственный союз, в который мексиканцы входили вместе со своими союзниками из Тескоко и Тлакопана, но в итоге первый стал управлять союзом, и к моменту прибытия испанских конкистадоров в Мезоамерику империя явно управлялась из Теночтитлана

Ацтеки политически и социально подчинили себе соседние культуры Мезоамерики, заслужив ненависть, которая впоследствии послужила европейским поселенцам, чтобы получить местных союзников в их завоевательной войне против империи, которая в конечном итоге рухнула в 1521 году

Мексиканцы были племенем науа, наделенным собственной идентичностью , со своими верованиями и божествами, которые они взяли с собой в поход в долину Мексики примерно в 13 веке. Кочевые по происхождению, они всего за 200 лет создали одну из самых важных империй доколумбовой Америки после поселения в Теночтитлане

Оттуда они вошли в контакт с обширным культурным наследием Мезоамерики, которое они смогли интегрировать в свое собственное наследие. Так родилась политеистическая и воинственная религия ацтеков, в которой человеческие жертвоприношения были обычным делом

Теперь мы посмотрим, каким и кто были главными богами, которым поклонялись мексиканцы

Уицилопочтли

Уицилопочтли привел ацтеков к месту, где они основали свой город.

Главным божеством религии мексиканцев был Уицилопочтли, бог солнца войны чей культ достиг долины Мексики и Центрального нагорья Мезоамерики вместе с мексиканцами, и путем навязывания последним стал самым распространенным в регионе ко времени прибытия испанцев

Его имя можно перевести как южный колибри или левый колибри, а его главный храм находился в Уицилопочко (ныне Чурубуско, к югу от Мехико). Праздники в его честь отмечались ацтеками раз в год под названием панкецалицтли

Согласно мифу, Уицилопочтли приказал ацтекам отправиться в поход к южным землям, к тому, что позже стало Теночтитланом. По его указанию они должны были продвигаться вперед, пока не найдут орла, пожирающего змею на кактусе нопаль, так как это было бы предзнаменованием, указывающим место для поселения. Его последователи так и поступили, и по этой причине это изображение сегодня можно увидеть на гербе и флаге Мексики

Парадоксально, но, несмотря на огромное значение Уицилопочтли для мексиканцев, сохранилось не так много его изображений, учитывая, что он был одним из их изначальных богов

Сын богини плодородия (Коатликуэ) и молодого солнца (Тонатиух), он был презираем своими 400 старшими братьями, которые вознамерились убить его при рождении, чтобы смыть семейное бесчестье; но новорожденный взял мифическое оружие ацтекских богов, огненного змея или ксиухкоатля, и легко победил своих врагов

Впоследствии он взял обезглавленную голову своей сестры Койольксаухки и бросил ее на небосвод, сделав ее владычицей Луны, а Солнце оставил за собой

Кетцалькоатль

Один из великих богов, общих почти для всех народов этой цивилизации, и один из главных богов пантеона мексиканцев. Он считался богом света , плодородия, ветров, цивилизации и знаний , ассоциировался с белым цветом

Его имя переводится как пернатый змей, и это самый обычный способ его изображения: змея метафоризирует земное человеческое тело, а перья – нематериальные духовные принципы

Кецалькоатль был одним из четырех первобытных богов мифологии науатль , детей первобытной пары (своего рода Адама и Евы), и среди них он занимал место Белого Тескатлипоки

Он также присутствовал в религии тольтеков , в которой его имя использовалось для обозначения верховных жрецов, а также у ольмеков майя , пипиль, теотиуаканцев и так далее. Его драконоподобные формы можно найти в руинах и фрагментах из самых разных регионов Мезоамерики

Тлалок

Тлалок может быть как щедрым, так и разрушительным богом.

Известный майя под именем Чаак, Тлалок является богом воды, которого мексиканцы считали ответственным за дожди, бури и землетрясения. Его почитали в течение первого месяца каждого нового года, наряду с тольтеками, тлакскальтеками, майя, науа и другими, поскольку он является одним из древнейших божеств мезоамериканской культуры

Как и многие другие мезоамериканские божества, природа Тлалока сочетала в себе противоречивые условия, и он мог быть как щедрым и дарующим жизнь богом, так и разрушительным и уничтожающим. Это были молнии, например, град, наводнения, морозы и, конечно же, засухи

Его всегда изображали с черным или синим лицом, иногда зеленым, подражая цветам воды в природе , и капли воды часто рисовали на его одежде как символ

Праздники в честь Тлалока отмечались шествием к священным вершинам в окружении танцовщиц и с жертвоприношением семи красиво украшенных детей, лежащих на носилках, усыпанных цветами и перьями. Их слезы в пути считались предзнаменованием обильных дождей

Оказавшись в храме на вершине, жрецы Тлалока вырывали сердца, чтобы принести их в жертву богу. Обычно в жертву приносили детей рабов или вторых сыновей мексиканской знати

Тескатлипока

Бог из мифологии тольтеков, разделяемый многими народами Мезоамерики, включая ацтеков, как бог провидения, невидимого, тьмы. Он был аналогом светящегося Кецалькоатля и поэтому ассоциировался с черным цветом. Вместе с Уицилопочтли, Кецалькоатлем и Ксипе Тотеком они образовали четырех богов-создателей, потомков первозданной пары (Ометеотля)

Тескатлипока всегда изображался с черной полосой на лице , часто носил на груди обсидиановое зеркало, в котором он мог видеть отражение человеческих мыслей и действий, и из которого поднимался дым, чтобы уничтожить своих соперников. Он ассоциировался с северной стороной вселенной, кремневым ножом, ночью и всеми материальными вещами

Он был владыкой природного мира, в противоположность духовности Кецалькоатля. Ему в то же время посвящались войны и прекрасные девушки, а праздники в его честь по значимости для ацтеков уступали только Уицилопочтли

В таких случаях брали раба и в течение года обращались с ним как с царем, готовясь к его ритуальному жертвоприношению, которое совершалось после прогулки по улицам города под ритм флейты. Наконец, в главном храме Теночтитлана были разбиты четыре флейты и вырвано сердце

Коатликуэ

Коатлику почитали как мать богов.

Богиня плодородия в мифологии мексиканцев, проводник возрождения и мать Уицилопочтли, ей обычно поклонялись как матери богов или Тонанцин, и изображали в виде женщины с обвисшей грудью, в юбке из змей и ожерелье из сердец и человеческих рук. Она была обручена с Микскоатлем, богом бурь

Согласно мифу, она была матерью четырехсот богов юга (каждый из которых соответствовал звезде на небосводе), и она родила Уицилопочтли после того, как подобрала упавшее с неба красивое оперение и положила его в свое чрево, став магически беременной

Эта неожиданная беременность оскорбила ее сыновей, которые, подстрекаемые ее дочерью Койолксаухки, решили убить новорожденную. Вместо этого все они были убиты новорожденным богом войны

Эхекатль

Бог, разделяемый мексиканской и другими мезоамериканскими мифологиями, связанный с ветром и описываемый как одно из проявлений пернатого змея Кецалькоатля

Он ассоциировался с переменами, кардинальными точками, жизненным дыханием живых существ и ветерком, приносящим дождь на посевы, так что он был фундаментальным богом творения. Его дыханию, согласно религии ацтеков, мы обязаны движением солнца и луны, которые изначально были закреплены на небосводе

В другом рассказе об Эхекатле говорится, что он безумно влюбился в человеческую девушку, и чтобы она ответила ему взаимностью, он наделил все человечество способностью любить. Его изображали в маске с красным клювом, с тремя руками и улиткой на груди; ему поклонялись в круглых храмах, которые оказывали наименьшее сопротивление дуновению ветра

Микскоатль

Также известный как Тарас (Мичоакан) и Камаксл (Тлакскала), это мексиканский бог бури, охоты и войны, отец Кецалькоатля и муж ацтекской Коатликуэ

Ацтеки верили, что Млечный путь является одним из их проявлений, а учитывая его отомийское происхождение, он считался, наряду с Ксипе Тотеком, чужим богом у народов науа. По этой причине нелегко отличить культ Микскоатля от его очень похожих вариантов у народов тлакскальтека, уэксотцинка, которые почитали аналогичные божества с другими именами

Xipe Totec

Xipe Tótec воплощает идею возрождения природы.

Божество жизни смерти и воскресения в пантеоне ацтеков. Его имя можно перевести как ‘наш повелитель в одежде’, и он представляет мужскую часть Вселенной: он ассоциируется с сельским хозяйством, растительностью, болезнями, молодостью и кукурузой нежной , которую бог заставлял расти, вызывая дождь с помощью своего чикауазтли, ударного музыкального инструмента

Xipe Tótec воплощает идею регенерации природы, то есть необходимость избавиться от старого, чтобы освободить место для нового, и переход от сухой почвы к плодородной. Это было представлено отсутствием у него кожи, поскольку мексиканцы ассоциировали его с кожей охотничьих животных, хотя его традиционный красный цвет характерен для всех мексиканских богов, связанных с кукурузой. Он был божеством, которое ацтеки разделяли с народами сапотеков и йопе

В космогонии науатль Xipe Tótec был Красным Тескатлипокой, одним из первобытных богов, создателей горизонтальной и вертикальной вселенной, сыновей первобытной пары: Ометечутли и Омечиуатля

Ометеотль

Бог творения мексиканской мифологии, понимается как двойной бог: Ометекухтли (два господина на языке науатль) и Омечихуатль (две госпожи на языке науатль). Он представляет собой первозданную пару, которая породила четырех богов творения (белый, красный, синий и черный тескатлипокас), и от которой происходит абсолютно все

Он также был известен как Tloque Nahuaque (мастер ближнего и дальнего) и как Moyocoyatzin (изобретатель самого себя)

Он был высшим божеством в мифологии народов науа, которого мексиканцы считали создателем и автором всего сущего. Будучи богом скорее метафизического характера, чрезвычайно древним, он не имел храмов в империи ацтеков, и сегодня не осталось ни одного его изображения

Продолжение: Боги майя

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий