Главная страница » Джоконда (Мона Лиза)
Искусство

Джоконда (Мона Лиза)

Мы объясним, что такое ‘Джоконда’, которую также называют ‘Мона Лиза’, и кто был ее автором. Кроме того, мы расскажем вам о характеристиках этой картины
Название картины ‘Джоконда’ – ‘Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо’

Что такое Мона Лиза или Мона Лиза?

В народе она известна как ‘Джоконда’ или ‘Монна Лиза’ (или также ‘Мона Лиза’) картина итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519), оригинальное название которой – ‘Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо’. Написанная между 1503 и 1519 годами, она выставлена в музее Лувра в Париже и считается одной из самых известных картин в мире , предметом многих загадок и о которой рассказывают много разных историй

На картине изображена женщина эпохи Возрождения, сидящая в кресле, положив руки на сиденье, на фоне деревьев, гор и озера. Этот пейзаж прерывается силуэтом женщины, и между левой и правой сторонами имеются значительные расхождения. Женщина, напротив, одета в темную одежду и носит на голове вуаль – символ возраста жен – и смотрит на художника с нейтральным выражением, хотя на ее лице и присутствует легкая улыбка

La Gioconda означает на древнеитальянском радостная или довольная, но считается, что произведение было названо в честь жены Франческо дель Джокондо, имя которой предположительно Лиза Герардини. Отсюда и другое популярное название – Монна Лиза, то есть мадам Лиза на староитальянском языке. Истинная личность модели – одна из величайших загадок этой работы

Автор ‘Джоконды’

Да Винчи считается величайшим представителем эпохи Возрождения.

Автор ‘Моны Лизы’ – итальянский эрудит эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он с совершенством культивировал не только живопись рисунок , но и архитектуру палеонтологию ботанику ботанику ботанику ботанику , TTDCH ботаника скульптура философия поэзия инженерное дело музыка и градостроительство

Да Винчи считается величайшим представителем эпохи Возрождения и гением, опередившим свое время, настолько изобретательным, что он сделал наброски автомобилей, подводных лодок, летательных аппаратов и других устройств и инструментов за столетия до того, как были предприняты первые официальные попытки их создания

Хотя он был плодовитым художником, сохранилось лишь около 20 его работ, а также его эскизы и диаграммы. Многие из его картин являются центральными ориентирами в западной культуре, они были переработаны, переосмыслены и спародированы тысячи раз. Считается, что он создал около 50 000 рукописей, страниц и набросков , из которых только 13 500 сохранились спустя чуть более 500 лет после его смерти. Его останки покоятся в часовне Сен-Юбер, Амбуаз, Франция

Характеристика и техника исполнения ‘Джоконды’

Джоконда’ – картина маслом на тополиной доске размером 77 x 53 см. Она неоднократно ретушировалась самим да Винчи и реставрировалась в последующие века. Некоторые из этих реставраций были особенно агрессивными и стирали детали работы, которые, как известно, существовали ранее, например, брови и ресницы модели

Существует также множество копий картины, созданных ателье и учениками да Винчи, которые отличаются друг от друга декорациями, цветовой гаммой или портретом модели

На картине использована техника сфумато (sfumato), созданная самим да Винчи и очень распространенная в поздних картинах эпохи Возрождения. Эта техника заключается в нанесении на холст различных слоев пигмента, очень разбавленного и тонкого, чтобы добиться эффекта полупрозрачности и наложения тонов

Да Винчи описывал ее как технику, свободную от линий и краев, в манере дыма или вне плоскости фокуса. Результатом этого метода живописи стало создание ощущения отдаленности и старения, также достигнутое в его картине ‘Святой Иоанн Креститель’ (1513-1516)

История ‘Джоконды’

Винченцо Перуджа – художник и бывший сотрудник Лувра, укравший ‘Мону Лизу’.

Мона Лиза была последней из великих работ да Винчи. Он начал создавать ее в 1503 году и постоянно ретушировал в течение многих лет, пока она оставалась в его владении, до конца его дней в 1519 году. Известно, что ее купил король Франции Франциск I (1494-1547), монарх , олицетворявший культурный взрыв Ренессанса , который заплатил за нее около 12 000 франков. С тех пор картина принадлежит французскому государству

Первоначально она была выставлена во дворце Фонтенбло, затем в Версальском дворце, а после Французской революции , наконец, в музее Лувра в 1797 году. Считается, что Наполеон Бонапарт приказал вывезти картину из музея, чтобы она висела в его спальне во дворце Тюильри в центре Парижа, пока ее не вернули в 1804 году

Однако в 1911 году ‘Джоконда’ была украдена итальянцем Винченцо Перуджиа , художником и бывшим сотрудником музея, который вошел в Лувр в 7 часов утра, одетый в форму ремонтника, отделил картину от рамы и покинул музей с работой, спрятанной под одеждой. В связи с расследованием этого дела музей был закрыт в течение недели, без обнадеживающих результатов, и в последующие годы Лувр принимал тысячи посетителей, которые приходили посмотреть на пустую раму Монны Лизы

Два года и сто одиннадцать дней спустя Перуджа был арестован при попытке продать картину галерее Уффици во Флоренции. Хотя он утверждал, что возвращает картину на ее законную итальянскую родину, он был приговорен к одному году и пятнадцати дням тюремного заключения, а картина после выставок во Флоренции, Риме и Милане была возвращена в Лувр, где она экспонируется с 2005 года в Зале Роз

Во время Второй мировой войны картина находилась в замке д’Амбуаз и аббатстве Лок-Дье, пока не вернулась в Лувр

Загадки ‘Джоконды’

О ‘Джоконде’ существует множество теорий и загадок, многие из которых являются плодом фантазии, а другие – результатом анализа произведения специалистами. Эти загадки еще не разгаданы, и связаны они со следующим:

  • Личность модели. Хотя Лувр признает подлинным оригинальное название работы, неизвестно, существовала ли модель в действительности и кем она была на самом деле. Одни утверждают, что она была соседкой да Винчи, которая дала себя нарисовать, другие – что это была королева Изабелла Арагонская, герцогиня Костанца д’Авалос или неаполитанская дама по имени Изабелла Гуаланда. Другие даже утверждают, что на самом деле это собственная мать Леонардо, написанная в память о нем.
  • Значение улыбки. Техника, использованная да Винчи в ‘Джоконде’, позволила ему создать эффект слабой, скрытой улыбки, которая исчезает, когда мы фиксируем на ней взгляд, и вновь появляется, когда она оказывается в уголке глаза. Эта улыбка настолько загадочна, что при ближайшем рассмотрении может даже стать жестом горечи, поэтому она дала много поводов для спекуляций на протяжении веков. Даже в наше время программное обеспечение для визуального распознавания человеческих эмоций было использовано для идентификации выражений, содержащихся в этом жесте, с помощью алгоритма, и программа пришла к выводу, что модель на 84% счастлива, на 9% испытывает дискомфорт, на 6% напугана и на 2% раздражена.
  • Местонахождение среды. Существует множество теорий относительно того, куда относится пейзаж на заднем плане картины: одни отождествляют его с Альпами в регионе близ Милана, другие – с городом Боббио в регионе Эмилия-Романья, третьи – с Арно. Правда в том, что существует неравномерность в двух половинах фона картины, начиная с прерывания, создаваемого силуэтом женщины, что затрудняет соединение двух частей лобзика вместе и воссоздание фона.
  • Наличие секретных сообщений. Согласно многим теориям заговора, техника сфумато, использованная да Винчи на картине, позволила бы ему вставлять скрытые сообщения между слоями краски, как в таинственных романах Дэна Брауна Код да Винчи. Характер этого предполагаемого послания обычно всегда связан с какой-либо тайной католической церкви.

Текущая стоимость La Gioconda

Джоконда’ является предметом многочисленных загадок.

Текущая стоимость Ла Джоконды является предметом споров, но, по оценкам, она составляет около 50 миллиардов евро

Следите: Изобразительное искусство

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий