Главная страница » Эклектика
Культура и общество

Эклектика

Мы объясняем, что такое эклектика, ее особенности и общепринятое использование этого термина. Эклектика в философии, искусстве и архитектуре
Эклектика – это то, что берет элементы или идеи из разных источников

Что означает эклектика?

Мы часто слышали, как используется прилагательное эклектичный или эклектичный, но, возможно, не знаем его значения и происхождения, которое восходит к одной из философских школ античности. Эклектика – это противоположность догматизму

Популярно, что этот термин используется для обозначения того, что нечто (человек , перспектива или подход к какому-либо вопросу) избегает выбора определенной стороны или пути, предпочитая брать элементы или идеи из разных источников по своему усмотрению

Другими словами, эклектика – это то, что смешано, это то, что состоит из элементов разного происхождения , или то, что, как правило, в биполярной панораме противоположных сторон, берет от каждой то, что лучше для нее

Поэтому мы можем назвать эклектичными или эклектичными позиции по различным вопросам, решения проблемы , но также художественные и архитектурные стили. Эклектизм сам по себе не является ценностью, то есть не является ни хорошим, ни плохим, это просто характеристика, которую мы можем сделать для некоторого референта

Вы можете использовать: Paradigm

Философский эклектизм

Слово эклектика происходит от древнегреческого éklektikos, что переводится как тот, кто выбирает, или тот, кто склонен выбирать. Оно использовалось как название философской школы Древней Греции, основанной примерно во II веке до н.э.C

Его мысль не стремилась придерживаться конкретных аксиом или парадигм, а синтезировала мощную классическую философскую традицию. Таким образом, он примирил позиции, столь же различные, как и позиции досократиков, Платона и Аристотеля

Например, один из самых известных его представителей, Антиох Аскалонский (130-68 гг. до н.э.), сочетал это с новым подходом.до н.э.) объединил стоицизм и скептицизм. Панаэций Родосский (185-110 гг. до н.э.) объединил платонизм и скептицизм.до н.э.) объединил платонизм и стоицизм

Эта модель мышления была унаследована римскими философами , которые никогда не имели собственной доктрины , но опирались без разбора на стоицизм, скептицизм и перипатетиков, как, например, в работах Цицерона (106-43 гг. до н.э.).C.)

Средние века эклектика была реализована на практике через сочетание христианской и исламской или христианской и греко-римской мысли. Затем она развивалась в рамках движения Просвещения в XVIII веке как альтернатива средневековой схоластической традиции, а еще позже, в XIX веке, в работах француза Виктора Кузена (1792-1867)

Художественный эклектизм

Эклектизм в искусстве сначала критиковали, а затем защищали.

В области искусства термин эклектика или эклектизм используется для обозначения свободного сочетания различных художественных стилей , что в то же время означает непринадлежность к какой-либо определенной художественной традиции. По этой причине эклектика всегда присутствовала в мире творчества, но никогда не представляла собой самостоятельного движения

Однако впервые об эклектизме в искусстве официально заговорили в XVIII веке, когда немецкий критик и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) подверг критике итальянскую семью художников Караччи, которые соединяли в своих картинах классические элементы с ренессансными формами, пытаясь совместить Микеланджело с Тицианом, Рафаэлем и с Корреджо

Напротив, художественный эклектизм отстаивал сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), в то время директор Королевской академии искусств в Лондоне, в своих ‘Академических рассуждениях’ 1774 года, в которых он заявил, что любой художник имеет право брать из античности те элементы, которые он считает лучшими

Архитектурная эклектика

Эклектика в архитектуре сочетает в себе элементы различных традиций.

Эклектика в архитектуре зародилась во Франции в середине 19 века, как тенденция сочетать архитектурные стили и элементы из разных традиций и разных исторических периодов. Он даже зашел так далеко, что стремился к смешанному стилю, который содержал в себе лучшие элементы всей истории искусства

По этой причине он был также известен как историзм, а его основными ориентирами были готика , романский стиль, ориентализм и экзотизм. Однако историцистский подход сосредоточился на восстановлении исторических черт из прошлых традиций

В результате он часто становился причиной национализма и стремления восстановить свое в архитектурной традиции. Эклектика, напротив, была гораздо свободнее: она предлагала брать откуда угодно, по воле архитектора

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий