Мы объясним, что такое эмпиризм, его характеристики и основных представителей. Также различия с рационализмом
Эмпирики, такие как Локк, утверждали, что человек может познать только на собственном опыте
Что такое эмпиризм?
Эмпиризм – это философская школа, считающая опыт отправной точкой и конечной основой всех возможных знаний
Для эмпириков реальность является основой всех знаний. Для формирования идей концепций человеческий разум должен исходить из чувственного мира, то есть того, что воспринимается органами чувств
Философски враждуя с рационализмом , эмпиризм был особенно развит различными английскими философами , поэтому его часто называют английским эмпиризмом. Одними из главных его сторонников были Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли и Юм, которые выступали против идей таких мыслителей, как Декарт, Спиноза или Лейбниц
Этимология и происхождение эмпиризма
Термин эмпиризм происходит от греческого empeiría (έμππειρία), латинизация которого – experientia . В Древней Греции эмпирическое знание противопоставлялось идее познания через интеллектуальное обучение, особенно в философии и теоретических науках
Эмпирическая мысль уходит корнями в классическую древность , особенно в работы Аристотеля и некоторых греко-римских философов, таких как Гиппократ Косский (5 век до н.э.).до н.э.), Архимед (III век до н.э.) и Гален (III век до н.э.).до н.э.) и Гален (II век н.э.).C.). Они понимали эмпирическое как полезное и техническое знание врачей, архитекторов и ремесленников в целом, в отличие от теоретического знания спекулятивного и рефлексивного царства наук в целом
Однако эмпиризм возник как философское течение в современную эпоху , став конечной точкой процесса мысли, начавшегося в конце средних веков
Эмпирические знания
Эмпиризм возник как философская школа между 16 и 18 веками. Философы-рационалисты, такие как Декарт, Лейбниц или Спиноза, считали, что мы познаем мир посредством разума, и отдавали приоритет интеллектуальным интуициям разума как источнику знаний. Философы-эмпирики, с другой стороны, считали, что мы можем познать мир только с помощью чувств и отдавали приоритет ощущениям, полученным через чувственное восприятие, как источнику знаний
Опыт как отправная точка означал, что знанием можно обладать только апостериори, а не априори, и поэтому они связывали идею опыта с экспериментом, как это сделал Бэкон в ‘Novum organum’. Для эмпириков единственно возможным было ощущение как свидетельство внешнего опыта , за исключением Локка, который считал, что рефлексия является свидетельством внутреннего опыта
Локк был первым, кто сказал, что человеческий разум подобен чистому листу или tabula rasa, на котором внешние впечатления записываются после их переживания. С другой стороны, именно Юм произвел революцию в идее причинности, заявив, что она является фикцией, навязанной разумом. То же самое он сделал с идеями субъекта или субстанции, которые до сих пор считались врожденными идеями (согласно идеализму , это были идеи, с которыми человек рождается)
Джордж Беркли, ирландский епископ, родившийся в 1685 году, уступил место крайнему эмпиризму. Для него объекты могли существовать только в том случае, если они воспринимались. Это стало известно как принцип esse est percipi, быть – значит быть воспринимаемым, который определяет, что объекты всегда воспринимаются. Даже когда человек не воспринимает что-то, этот объект воспринимается Богом как высшей сущностью
Хотя эмпиризм не закончился на работах Локка, Беркли или Юма, их идеи были подхвачены Иммануилом Кантом , который однажды написал, что именно Юм пробудил его от догматической дремоты. Его самая известная работа, ‘Критика чистого разума’, знаменита, помимо прочего, тем, что в ней была опробована третья позиция, которая стремилась разрешить споры между эмпириками и идеалистами: трансцендентальный идеализм
Характерные черты эмпиризма
Некоторые идеи эмпиризма таковы:
- Разумная реальность может быть воспринята, она является источником всех идей. Сначала мы воспринимаем мир, а затем думаем или представляем его. Мы не можем представить себе что-то, не восприняв сначала материал, который питает акт представления. Человек учится через свои органы чувств
- Знание субъективно. Нет никаких предвзятых идей, но человек рождается с чистым разумом. Знания приобретаются из внутреннего опыта ( мысли эмоции и т.д.) и внешнего (материального и физического) опыта.
- Эмпирическое знание противостоит рационализму. В то же время она продолжает и оценивает номиналистическую критику, начатую в позднем Средневековье (относительно так называемой проблемы универсалий).
Представители эмпиризма
Юм классифицировал знания как впечатления или идеи.
Основными представителями эмпиризма были:
- Джон Локк (1632-1704). Он был английским философом и врачом, а также отцом классического либерализма. Большое влияние на его творчество оказали труды сэра Фрэнсиса Бэкона. Его знаменитое ‘Эссе о человеческом понимании’ 1689 года было ответом Рене Декарту и утверждало, что человеческий разум – это tabula rasa, на которую знания накладываются апостериорно, через опыт.
- Дэвид Юм (1711-1776). Он был шотландским философом, экономистом и историком, одной из центральных фигур шотландского Просвещения и западной мысли. Он защищал тезис о том, что знание проистекает из разумного опыта. Известны его эссе ‘Трактат о человеческой природе’ (1739) и ‘Исследование о человеческом понимании’ (1748), в которых он сводит все знания к впечатлениям или идеям, из которых возникают два возможных типа знания: истины факта и отношения идей.
- Джордж Беркли (1685-1753). Он был епископом Беркли и ирландским философом, предложившим субъективный или нематериалистический идеализм, главным постулатом которого было то, что не существует материи как таковой, а существует ее восприятие. Мир существует только до тех пор, пока мы его воспринимаем. Чтобы объяснить, почему мир не исчезает, когда мы спим или моргаем глазами, он предположил, что Бог является великим наблюдателем Вселенной , чей постоянный и универсальный глаз гарантирует, что все продолжает существовать.
Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм и рационализм были двумя радикально противоположными направлениями , оба наследники скептицизма как философской мысли
Английский скептицизм утверждал несуществование возможности априорного знания и отстаивал идею происхождения знания через то, что воспринимается органами чувств
Рационализм, с другой стороны, отстаивал разум и интеллект как единственные способы познания. Рене Декарт, один из главных выразителей рационализма, попытался показать, как из когито (его знаменитое cogito ergo sum, я мыслю, следовательно, я есть) мы можем прийти к тем представлениям о мире, которые у нас есть. Рационализм отвергал знания, полученные от органов чувств, утверждая, что они могут обмануть нас или предоставить ложную информацию о реальности
Споры между двумя философскими системами велись не только о происхождении знания, но и о врожденности, идее причинности, субстанции или тождества. Из этого спора спустя некоторое время возникли работы одного из самых важных философов современности, Иммануила Канта. В ‘Критике чистого разума’ Кант обсудил, примирил и преодолел позиции, занимаемые одними и другими
Продолжение следует: Rationalism
Важность эмпиризма
Эмпиризм был основополагающей школой в возникновении новых течений мысли, которые пытались оторваться от идеализма как способа интерпретации реальности. Например, она позволила возникнуть научной мысли научному методу , в котором дедукция, родившаяся из английского эмпиризма, играла очень важную роль
Эмпиризм открыл дверь интеллектуальному атеизму , а с другой стороны, из оппозиции рационализму возникла кантовская мысль. Эта мысль попыталась примирить их позиции и впоследствии сыграла решающую роль в культуре Запада
Вы можете найти это полезным: Агностицизм
Добавить комментарий