Главная страница » История театра
Искусство

История театра

Мы объясняем происхождение и историю театра в разных частях света, начиная с античности и до наших дней
Древние греки первыми задумались о театре как о виде искусства

Каково происхождение и история театра?

IW97U театр, художественный жанр, в котором встречаются литература драматургия ) и исполнительское искусство (театральное представление), является одной из древнейших форм художественного выражения человечества

Хотя его происхождение обычно связывают с классической древностью на Западе, факт в том, что почти все древние культуры имели какую-то форму очень похожего театра или представления, с помощью которого они обучали своих молодых, молились своим богам или вспоминали свои основополагающие мифы

Однако первыми, кто осознал театр как самостоятельный вид искусства, то есть как драматическое искусство, были древние греки VI-IV веков до нашей эры.C

Древние греки отмечали определенные религиозные ритуалы в честь Диониса, бога вина и плодородия, известные как вакханалии. В этих обрядах танцы и трансовые состояния были обычным делом, но также и некоторое повествование и инсценировка основополагающих мифов, и именно последнее дало начало театру

Греческое происхождение театра

Она возникла в 6 веке до н.э.C . благодаря жрецу Диониса по имени Феспис , который внес в ритуалы важное изменение: диалог , который он вел с хором во время каждого фестиваля

Таким образом, Феспис стал первым актером в театре. На самом деле, согласно хроникам 3-го века до н.э.C. Сам Феспис выиграл первый театральный конкурс в Греции, проходивший в Афинах в 534 году до нашей эры.C

После этого на праздниках в честь Диониса стали часто проводиться театральные состязания , которые длились целых четыре дня и использовали деревянные конструкции с отделениями для оркестра, зрителей и сцены вокруг статуи Диониса

На протяжении 5 и 4 веков до н.э.C. Греческий театр процветал и стал независимым от религиозного культа. Тем не менее, он оставался для греческого общества механизмом воспитания молодежи в религии мифологии и классических гражданских ценностях

Этот период ознаменовался появлением трех великих греческих драматургов: Эсхила (525-456 гг. до н.э.), Софокла (525-456 гг. до н.э.), Софокла (525-456 гг. до н.э.) и Софокла (525-456 гг. до н.э.).до н. э.), Софокл (496-406 гг. до н. э.) и Софокл (496-406 гг. до н. э.).до н. э.) и Еврипид (484-406 гг. до н. э.).до н.э.), авторы обширного корпуса трагических пьес, посвященных великим греческим мифам. Наряду с ними росло число великих греческих комедиографов, таких как Аристофан (444-385 гг. до н.э.).C.)

Театр был настолько важен в греческой культуре, что сам философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был вдохновлен им.до н.э.) был вдохновлен ими на написание первого в истории человечества трактата о драматическом искусстве – ‘Поэтики’ в 335 году до н.э.C

Он также был настолько важен для средиземноморского региона того времени, что римская культура взяла его за образец и вдохновила на создание собственного театра между II и III веками до нашей эры.C. Это породило таких известных авторов, как Плавт (254-184 гг. до н.э.) и Теренций (254-184 гг. до н.э.) и Теренций (254-184 гг. до н.э.).до н.э.) и Теренция (185-159 гг. до н.э.).C.), чьи произведения были частью гораздо большего события в римской культуре: Римских игр в честь богов

Римляне также включили греческое драматургическое наследие в свою культуру, сохранив его на латыни для гораздо более поздних читателей

Происхождение незападного театра

В древности богатые театральные традиции существовали и на Востоке мира, особенно в древней культуре Индии. Индийский театр вырос из религиозных и церемониальных танцев

Этот театр приобрел формальное изучение примерно в 4-2 веке до н.э., судя по тому, что написано в индийском театре. До нашей эры, судя по Натья-шастре, древнему индуистскому трактату о танце, песне и театре, приписываемому музыковеду Бхарате Муни (неопределенная дата). В этой работе особенно подробно изучается классический индийский театр, вершина санскритской литературы

В этом типе драмы очень стереотипные фигуры, такие как герой (nayaka), героиня (nayika) или клоун (vidusaka), появлялись посреди мифологических и религиозных историй о происхождении богов. Представление состояло в основном из танцев и диалогов актеров, которые были переодеты и загримированы, но без декораций и декораций

Индийский театр существовал почти без перерывов и изменений в течение долгого времени, и его расцвет пришелся на период между III и V веками нашей эры.C . Двумя великими драматургами этой традиции были Судрака (III в.III в. н.э.) и Калидаса (III в. н.э.).н.э.) и Калидаса (4-5 век н.э.) и Калидаса (4-5 век н.э.) и Калидаса (4-5 век н.э.). 4-5 в. н.э.).н.э.), последний – автор великих пьес о любви

Другая важная незападная традиция, театр Китая, возникла примерно в 6 веке до нашей эры.C . Он состоял в основном из танцев, акробатики, пантомимы и ритуальных действий без определенного жанра

Актеры, все мужчины, могли играть различные стереотипные роли, будь то мужчина (sheng), женщина (tan), комик (chou) или воин (ching). Во многих случаях использовались маски и грим

Китайская традиция вдохновила аналогичные версии в Японии и других странах Юго-Восточной Азии, которые процветали в более поздние века и не были известны на Западе почти до 19 века

Литургическая драма и средневековый театр

Авторы барокко, такие как Кальдерон де ла Барка, появились в конце Средневековья.

После падения Римской империи театр на Западе потерял свою былую популярность и религиозную значимость: это произошло потому, что христианство отвергло языческое наследие Европы и сделало все возможное, чтобы отличить и отмежеваться от этой традиции. Однако к X веку христианская литургия и празднование Пасхи стали центральными событиями в христианской культуре и проводились с большой помпой и пышностью

Так, в Средние века возник литургический театр, воспроизводящий самые важные сцены христианской мифологии, такие как посещение Марией Магдалиной гроба Иисуса Христа. Это породило богатую традицию поздней христианской драмы

К 11 и 12 векам многие французские монастыри начали ставить библейские истории на платформе вне церкви, отказавшись от латинского культа и используя народные языки, которые были ближе к народу. Инсценировка Бытия или Апокалипсиса, или мучительной жизни святых, таких как святая Аполлония или святая Доротея, была обычным делом

По мере усложнения этих театральных представлений их стали показывать на передвижных платформах или сценах, чтобы доставить литургию и церковную историю в разные уголки страны. Это было особенно популярно в Испании и стало известно как Autos sacramentales, то есть драмы о Евхаристии

Подобные мероприятия проводились в Англии в то время, особенно во время праздника Corpus Christi, и стали популярными формами театра, распространенными по всей Европе вплоть до XVI века

После этого появились их основные противники: протестанты-пуритане, осуждавшие юмор и смелость, преобладавшие в их выступлениях, и гуманисты эпохи Возрождения, которые свысока относились к их легкомысленности и их связи с определенной средневековой традицией, от которой они стремились отделиться

Поэтому многие из этих произведений были запрещены в Париже и в странах протестантской Европы, в то время как они процветали в Европе Контрреформации, в основном в Испании. Великие авторы испанского барокко такие как Лопе де Вега (1562-1635), Тирсо де Молина (1583-1648) и Кальдерон де ла Барка (1600-1681) считаются одними из величайших авторов священнодействия

Расцвет японского театра

В японском театре выступали актеры-мужчины, которые могли носить маски.

Тем временем в Японии XIV века выкристаллизовывалась сценическая культура. Наследник синтоистских танцев и буддийских ритуалов, как своих собственных, так и скопированных из Китая и других азиатских стран, японский театр делал свои самые важные шаги

После этого три основные тенденции сделали свои первые шаги:

  • Изысканная лирическая драма театра Но и Кёгэн .
  • Литературный кукольный театр бунраку .
  • Позже театр кабуки , драматическое зрелище буржуазии.

Театр Но возник в Киото около 1374 года под опекой сёгуна Ёсимицу, положив начало важной традиции театрального покровительства со стороны японских феодалов

Большинство пьес в этом стиле, исполненных с бесконечным изяществом и утонченностью всегда актерами-мужчинами в сопровождении небольшого хора, были написаны в последующие десятилетия Канами Мотокиё, его сыном Дзэами Мотокиё и позже зятем последнего Дзэнчику. С 15 века для театра Но было написано мало новых пьес

Возможно, по этой причине к XVI веку японская театральная сцена демонстрирует некоторый упадок. К этому следует добавить запрет на все театральные представления женщин в 1629 году, после того как выступления синтоистской жрицы О-Куни вызвали бурную реакцию публики в Киото

Таким образом, в начале 17 века появился новый японский театр , который заполнил пустоту, отражая новые буржуазные чувства того времени: Кабуки, успешный театр кафе , который использовал пышные декорации и тщательно продуманные костюмы, чьи пьесы были основаны на литературной традиции и традиции кукольного театра

Театр эпохи Возрождения и комедия дель арте

Опера возникла в Италии в 17 веке и распространилась по всей Европе.

Как и во многих других искусствах и знаниях, европейское Возрождение ознаменовалось ‘до’ и ‘после’ в театре и драме. Пьесы обрели естественность, лишились религиозной обязательности, спасли теоретическое наследие Аристотеля, а также древние классические мифы и символы

Триумф буржуазии как нового доминирующего социального класса определил изменение театральных чувств и вскоре стал свидетелем рождения новых жанров и новых стилей, таких как испанский театр барокко и английский елизаветинский театр, в традициях которых появились такие великие имена, как Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир

Однако самой важной из новых форм театра была итальянская комедия дель арте, возникшая около 1545 года как форма уличного и народного театра, но в исполнении профессиональных актеров. Многие театральные труппы были кочующими, переходя из деревни в деревню и устанавливая импровизированные сцены

Там они играли физические комедии , театральные импровизации и собственные пьесы, персонажи которых были легко и быстро узнаваемы, поскольку всегда носили одни и те же маски. Например, Панталоне был напыщенным и несдержанным стариком, которого разыгрывали и подшучивали, Арлекино – шутливым и дерзким слугой, а Пульчинелли – горбоносым и горбатым специалистом по нанесению побоев

С этого момента новые формы театрального зрелища начали становиться популярными в Европе, которая все больше ценила драматургию. трагикомедия стала популярным жанром, своего рода промежуточным звеном между комедией и трагедией. В XVII веке также возникла опера, а так называемый итальянский стиль театрального искусства распространился по всей Европе

В этом же контексте французский театр пережил значительный расцвет благодаря известным драматургам, таким как Пьер Корнель (1606-1684) и Жан Расин (1639-1699), великие авторы трагедий, и особенно Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер (1622-1673), актер и автор комедий, фарсов, трагикомедий и некоторых из самых знаменитых пьес на французском языке

Вступление в современность

Следующее большое изменение в западной театральной традиции произошло с немецким романтизмом , особенно с ‘Бурей и натиском’ во второй половине XVIII века

Как и в других видах искусства, театральный романтизм подчеркивал сентиментальность и драматизм против рационализма, возникшего с французским Просвещением. Он предпочитал мрачные, таинственные темы, особенно из популярной культуры и фольклора

Наследие, оставленное такими авторами, как Вольфганг фон Гете (1749-1832) и Фридрих Шиллер (1759-1805), с такими великими драматическими произведениями, как ‘Фауст’ или ‘Вильгельм Телль’ в начале 19 века, послужило вдохновением для рождения нового жанра – мелодрамы, в которой музыка подчеркивала эмоции персонажей

На волне европейского национализма этот новый стиль прижился почти в каждой стране и породил такие известные произведения и авторов, как Георг Бюхнер, Виктор Гюго, Хосе Зоррилья и многие другие

Однако основание современного театра, говоря правильно, произошло далеко в 19 веке , с основанием реалистического театра, триумфом рационализма над романтиками. Реализм подчеркивал необходимость натуралистического театра: декорации, похожие на реальные, спектакли, правдоподобные и лишенные величественной дикции и жестов

Неудивительно, что реализм зародился во Франции, колыбели Просвещения. Однако своего пика выразительности она достигла в творчестве таких скандинавских авторов, как швед Август Стриндберг (1849-1912) и норвежец Генрик Ибсен (1828-1906), или даже выдающегося русского писателя Антона Чехова (1860-1904)

20 век и современность

В современном театре роль театрального режиссера вышла на первый план.

Наступление бурного 20 века принесло с собой авангард , постоянный источник формальных и эстетических инноваций , породивший многочисленные театральные школы в Европе и Америке

В целом, авангардисты стремились к большей интенсивности и психологической глубине своих персонажей , отказались от трех классических аристотелевских единств и часто принимали обличение и политическую воинственность. Более того, благодаря им роль театрального режиссера стала более важной, чем роль актеров, роль, сопоставимая с ролью кинорежиссера

Авангардные театральные движения слишком многочисленны, чтобы перечислить их полностью, но стоит отметить экспрессионизм , эпический театр Бертольда Брехта, театр абсурда, связанный с философией экзистенциализма , и работы Антонина Арто, Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета

Кроме того, нонконформизм и антибуржуазные настроения ‘Сердитых молодых людей’: Гарольда Пинтера, Джона Осборна и Арнольда Вескера были заметны. Среди других великих имен того времени были Луиджи Пиранделло, Альфред Жарри, Артур Миллер, Федерико Гарсия Лорка, Рамон де Валле Инклан и другие

С 1960 года современный театр пытается восстановить связь с эмоциями зрителя, уходя от эпического театра и политических посланий. Существует множество театральных направлений, которые стремятся оторваться от сцены и перенести театр на улицу, или вывести зрителей на сцену, или даже прибегнуть к хэппенингу или импровизированному ситуационному театру в реальной жизни

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий