Главная страница » Кандомбле
Культура и общество

Кандомбле

Мы объясним, что такое кандомбле, как оно возникло и каковы его верования. Мы также расскажем вам, чем она отличается от умбанды
Кандомбле – это прямое наследие колониальной Америки

Что такое кандомбле?

Кандомбле – это религия афро-американского происхождения, распространенная в разных странах Южной Америки : в основном в Бразилии, а также в Аргентине, Парагвае, Венесуэле и Уругвае. Его практика является прямым наследием колониальной Америки и гибридизации, которая произошла между различными африканскими культурами, пришедшими на континент во времена рабства , включая йоруба, банту, дахоме и махин

Это анимистическая религия , в которой поклоняются orixás, то есть духам или божествам-хранителям различных областей природной жизни и различных человеческих эмоций и потребностей. Широко распространен в Бразилии, его исповедуют около 3 миллионов граждан (1,5% всего населения страны), а главное место поклонения находится в городе Сальвадор-де-Баия

Кандомбле не следует путать с другими американскими религиями африканского происхождения, такими как Умбанда , Батуке или карибская Сантерия, хотя они имеют сильные культурные и этнические связи. Сегодня кандомбле является частью культурного наследия и фольклора Бразилии , несмотря на то, что его поклонение исторически преследовалось и даже криминализировалось некоторыми социальными и религиозными секторами

Вы можете найти это полезным: Латинская Америка

Происхождение кандомбле

Как и другие религии и культы африканского происхождения, зачатки кандомбле появились в Америке в XVI веке, в традициях африканских рабов, привезенных на колониальные плантации в качестве рабочей силы

В случае Бразилии, эти рабы принадлежали к этническим группам банту, йоруба, эве и фон , которые в основном проживают на территории современных Нигерии и Бенина. Хотя они говорили на разных языках и исповедовали свою религию немного по-разному, но, оказавшись на американской земле, среди них произошла культурная ассимиляция и гибридизация, которая посеяла семена различных афро-бразильских культов, таких как кандомбле

Однако официальное появление кандомбле произошло в начале XIX века, когда в Сальвадоре-де-Баия был основан первый храм (террейро, по-португальски), посвященный этому культу: Ilê Axé Iyá Nassô Oká, также известный как Террейро-де-Каса-Бланка

Его основание приписывается Ия Нассо, освобожденной рабыне и первой жрице (mãe-de-santo) культа, которая участвовала в основании других более ранних храмов в городе. Но говорят, что в 1835 году ее семью обвинили в подстрекательстве к восстанию среди рабов и заставили вернуться в Африку. Затем одна из ее бывших компаньонок, по имени Марселина, взяла на себя управление храмом до своей смерти в 1885 году

Новые террейро возникали позже, в результате внутренних споров и разногласий среди верующих, но всегда под неодобрительным взглядом католической церкви и высших слоев общества , которые боялись, что восстание рабов, подобное восстанию на Гаити в начале XIX века, повторится в Бразилии. Так, например, в первых республиканских конституциях Бразилии (1891 год) культы африканского происхождения были запрещены косвенным образом, поскольку использование талисманов, магии, спиритизма и других практик, имеющих значение в кандомбле, было наказуемо

Однако в первые десятилетия XX века произошло публичное возрождение кандомбле, наряду с другими африканскими религиями, поскольку бразильское общество стало определять себя как плод мискенерации и многорасовое по своей природе. К 1930 году появились первые академические исследования кандомбле, которые позволили добиться большей стандартизации и общественного признания, благодаря вкладу таких ученых, как Раймундо Нина Родригес, Эдисон Карнейро и Рут Ландес

Этот контекст также способствовал возникновению Бахианской федерации афро-бразильских культов, а также других институтов, признающих и защищающих африканское религиозное наследие. Это в значительной степени способствовало уважению и принятию кандомбле. Даже маэ Менининья ду Гантуа, духовный лидер (iyalorixá) знаменитого террейро Ilê Axé Iyá Omin Iyamassê, часто признавалась символом Бразилии и бразильского фольклора

Верования кандомбле

Кандомбле верят во второстепенные божества и верховного бога, поддерживающего вселенское равновесие.

Кандомбле – тотемическая и анимистическая религия, которая верит в существование духа природы, сравнимого с человеческой анимой, чьи конкретные аспекты распределены между группой божеств , называемых ориксами, водунами или нкисисами, и которые выступают в качестве покровителей человечества. Поэтому практикующие кандомбле поклоняются им и делают им подношения и дары, в зависимости от того, что просит божество

Однако над ориксами находится божество, более или менее эквивалентное монотеистическому богу, т.е. верховный бог и ответственный за все вещи, который является Олоруном, Замби или Маву . Существование меньших божеств не противоречит авторитету этого главного бога, который поддерживает всеобщее равновесие, а также управляет загробным миром или миром усопших

Разница в именах божеств кандомбле объясняется синкретическим и разнообразным характером культа, корни которого уходят в различные африканские языки. С другой стороны, религиозный календарь этой религии часто совпадает с католическим, что связано с тем, что в колониальные времена африканский культ был замаскирован под католические праздники

Различия между кандомбле и умбандой

Обряды кандомбле очень разнообразны, поскольку они не практикуются единым, стандартизированным образом.

Кандомбле и Умбанда – это афро-бразильские религии, наследники культуры, которую африканские рабы привезли в Америку и смешали с культурой коренного населения и португальских христиан. Оба отвечают культурным и религиозным образцам, которые были более или менее распространены в Африке в то время , т.е. они в определенной степени разделялись различными этническими группами, хотя и на разных языках и с особенностями. Однако они не являются равнозначными религиями

На самом деле кандомбле является гораздо более древней религией и в большей степени отражает африканскую культуру колониальных рабов. Его танцы, подношения и обряды в то же время гораздо более разнообразны, поскольку кандомбле не практикуется единым, стандартизированным образом. Несмотря на это, в своих празднованиях кандомбле обычно не включает медиумов и одержимость духами, что чрезвычайно распространено в Умбанде

С другой стороны, Умбанда – более молодой культ, родившийся в начале 20-го века, с большей степенью синкретизма , то есть гибридизации между коренной, африканской и католической культурой. В то же время, это более институционализированный, стандартизированный и теологически консолидированный культ, чем более традиционный Кандомбле

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий