Главная страница » Капоэйра
Культура и общество

Капоэйра

Мы объясним, что такое капоэйра, ее происхождение, историю и особенности. Мы также расскажем вам о музыкальных инструментах, которые он использует
Капоэйра – это форма выражения бразильской культуры с африканскими корнями

Что такое капоэйра?

Капоэйра – это форма выражения бразильской культуры с африканскими корнями, объединяющая различные дисциплины, такие как танец , боевые искусства, музыка и акробатика. Обычно его практикуют в группах, объединенных в родас или круги, под музыку барабанов и других традиционных инструментов, таких как беримбау, и в сопровождении пения. С 2014 года Юнеско считает круги капоэйры частью нематериального наследия человечества

Практика капоэйры красочна и является частью афро-бразильского культурного наследия , особенно в северо-восточном регионе страны. Занятие капоэйрой называется jogo (игра) и состоит, чаще всего, из дружеской борьбы с небольшим физическим контактом или без него между участниками, которые имитируют удары или ограничиваются хореографией, демонстрируя таким образом свой талант или mandinga

Могут быть и довольно интенсивные и жестокие реальные бои, с ударами, пинками, толчками и прыжками. Во всех случаях тенор противостояния всегда задается ритмом музыки и пения

Как и в других боевых искусствах, обучение капоэйре обычно сопровождается передачей определенных человеческих ценностей , такие как уважение (respeito), ответственность (responsabilidade), уверенность (segurança), проницательность (malicia) и свобода (libertade). Точно так же существуют различные вариации капоэйры: одни более современные и акробатические, другие более традиционные, с большим акцентом на телесный диалог между танцорами

Происхождение и история капоэйры

Точное происхождение капоэйры неизвестно. Предполагается, что был изобретением порабощенных африканских поселенцев в Бразилии XVI века , многие из которых происходили из банту (конго, кимбунда и касандже), хауса, акан, игбо, йоруба, дагомея и гвинейских этнических групп из Анголы, Конго и Мозамбика

Замаскированная под ритуальный танец , капоэйра позволяла рабам тренироваться в бою и в то же время сближаться друг с другом, сближая людей разных национальностей и культур

После отмены рабства капоэйра продолжала практиковаться среди потомков африканских рабов, и из-за расистских соображений того времени она стала ассоциироваться с преступностью и колдовством , и была запрещена по всей Бразилии в 1890 году. Систематические усилия по искоренению этой практики доходили до таких крайностей жестокости, как пытки и физические наказания, но даже в этом случае она продолжала практиковаться подпольно

Наконец, в первые десятилетия 20-го века капоэйра вернулась к жизни благодаря активному интересу исследователей боевых искусств, таких как Марио Алексо и Анибал Зума Бурламаки. Последний, фактически, опубликовал около 1920 года первое руководство по практике капоэйры и первые официальные правила соревнований , многие из которых были вдохновлены боксом

Еще одним культурологом особого значения был Аженор Морейра Сампайо, более известный как Местре Синьозиньо, который развил исчезнувший стиль капоэйры Кариока и считается третьим великим Местре (мастером) капоэйры после Местре Бимба (Маноэл душ Рейш Мачадо) и Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Эти великие мастера были первыми, кто открыл академии для преподавания капоэйры примерно в середине 20-го века

Характеристика капоэйры

В общем, удары не реализуются, а просто демонстрируются.

В целом, капоэйра характеризуется следующим:

  • Это сочетание боевых искусств, танца, музыки и акробатики. В его движениях , музыкальных ритмах и инструментах явно прослеживается африканское наследие.
  • Он практикуется в кругах или родас, состоящих из капоэйристов, в центре которых происходит поединок между двумя танцорами. Остальные сопровождают их хлопками, пением и звуками традиционных музыкальных инструментов, таких как барабаны и беримбау – струнный инструмент в форме смычка.
  • Термин ‘капоэйра’ имеет неопределенное происхождение. Некоторые утверждают, что оно происходит от тупи-гуарани, другие приписывают его различным африканским терминам, которые использовали рабы, привезенные в Америку
  • Капоэйра не предназначена для того, чтобы причинить боль противнику, а для сравнения навыков и талантов. По этой причине капоэйристы часто не наносят реальных ударов, а просто демонстрируют свои удары.

Движения капоэйры делятся на три типа:

  • Гинга или замах – непрерывный, базовый шаг, с которого выполняются остальные движения.
  • Атаки , которые могут состоять из ударов ногами, замахов, ударов открытой рукой или головой.
  • защиты , которые представляют собой уклоняющиеся движения и блоки.

Стили капоэйры

Капоэйра практикуется не везде одинаково, она имеет различные стили, каждый из которых имеет свои особенности и предпочтения. Некоторые, например, не используют удары руками, другие делают акцент на акробатическом аспекте, третьи склоняются к более традиционному. Основными известными стилями являются следующие:

  • Капоэйра Ангола. Считается материнским стилем капоэйры, т.е. наиболее традиционным, он характеризуется более сплоченной игрой, с небольшим количеством акробатики и большим количеством низких движений, т.е. на уровне земли. Это стиль капоэйры, который в значительной степени полагается на злобу танцора, а музыка обычно начинается медленно и нарастает по мере развития поединка. Отцом академий капоэйры Ангола в Бразилии был Местре Пастинья, который институционализировал желтую, черную или белую (церемониальную) форму.
  • Капоэйра региональная . Инновационный стиль, в котором больше внимания уделяется акробатике и более красочным джого, первоначально назывался региональной борьбой Баии (Uma luta regional de Bahia), отсюда и его название. Его создателем и распространителем в Бразилии был Местре Бимба, который выбрал более атлетический стиль, с быстрыми и сухими ударами, другими словами, более соревновательный стиль. Фактически, региональная форма капоэйры включает пояс или шнур (corda), отражающий уровень подготовки капоэйриста, подобно цветным поясам восточных боевых искусств.
  • Современная капоэйра. Так называют капоэйристов, которые практикуют как традиционные, так и региональные стили, т.е. свободно смешивают и сочетают элементы. Эти практики могут взять то, что им нравится, из стиля Местре Бимба или Местре Пастинья, не привергая себя полностью ни одному из этих стилей, заново изобретая каждый из них, чтобы компенсировать свои слабые стороны сильными сторонами другого.

Музыка в капоэйре

В беримбау, в зависимости от натяжения смычка, звук может быть более низким или более высоким.

Музыка является важным элементом в практике капоэйры, поскольку она задает ритм бою и танцу, а также с помощью традиционных инструментов воссоздает особую и поразительную атмосферу предков. Основными инструментами, используемыми в капоэйре, являются:

  • Беримбау. Это струнный инструмент в форме смычка, изготовленный из гибкого деревянного стержня и металлической проволоки, а также сухой пустой тыквы в качестве резонатора. В зависимости от натяжения смычка издаваемый звук может быть низким (гунга), средним (майо) или высоким (альт).
  • Пандейро. Это ударный инструмент, очень похожий на тамбурин, но большего размера.
  • Керекете или керекексе. Это скребущий инструмент, также называемый reco-reco или caracaxá, который может иметь различные формы или мотивы, но используется путем скрежета короткой деревянной палочкой.
  • Агого. Это ударный инструмент, похожий на колокол или гонг, изготовленный из металла и ударяемый короткой деревянной дубинкой.
  • Атабаке. Это ударный инструмент, очень похожий на ручной барабан, высокий и сделанный из дерева, на котором играют руками.

Продолжение следует: Виды танцев

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий