Главная страница » Карма
Культура и общество

Карма

Мы объясняем, что такое карма и как она понимается в индийских религиях. Его связь с реинкарнацией и анантарика-кармой
Карма используется в дхармических религиях

Что такое карма?

Карма – это центральное понятие в индийских религиях и философии , обозначающее влияние действий, совершенных человеком в прошлом, на его будущие жизни или реинкарнации

Термин ‘карма’ происходит из санскрита и означает ‘действие’. Первоначально оно относилось к ритуальным действиям и жертвоприношениям. Позже оно приобрело этический смысл, когда была установлена связь между действиями, их причинами и последствиями. Затем карма стала пониматься как универсальный закон поведения: закон кармы. Согласно этому закону, хорошие и плохие события, переживаемые в настоящем, являются результатом накопленных последствий действий, совершенных в предыдущих жизнях. Это объясняет различные дары или таланты, с которыми люди рождаются, и их жизненный удел

Согласно учению о карме, каждый человек проходит через серию циклов рождения, смерти и реинкарнации (или перерождения), называемых самсарой. На протяжении каждого цикла человек может совершенствовать себя через добрые дела, а также через добрые желания и мысли, поскольку намерения являются частью кармы каждого человека. Конечной целью является достижение освобождения от самсары и, таким образом, прекращение кармы и ее последствий, что известно как мокша или нирвана. Таким образом, карма представляет собой мотивацию к совершению добра и руководство к существованию

Карма в индийских религиях

Концепция кармы берет свое начало в ведической религии (между 11 и 8 веками до н.э.).C.). Оттуда она перешла в индуизм, буддизм и джайнизм. Хотя это понятие имеет в основном одинаковое значение во всех трех религиях, в каждой религии оно имеет некоторые различия

  • В индуизме карма понимается как закон действия и реакции: на каждое действие есть равное действие. В конце каждого воплощения Иамараш, бог смерти, судит человека в соответствии с его намерениями и совершенными им действиями и, в зависимости от них, получает в ответ соответствующие реакции. Как наказание за плохие поступки, так и вознаграждение за хорошие могут быть получены в той же жизни или в будущих жизнях.
  • буддизме карма не связана с системой наград и наказаний, как в индуизме; скорее, карма понимается как закон гравитации или закон инерции. Это означает, что карма является естественным следствием, вытекающим из принятых решений.
  • В джайнизме карма рассматривается как тонкая материя , состоящая из частиц , пронизывающая вселенную. Эта материя входит в душу и влияет на ее изначальные и чистые качества.

Карма и реинкарнация

В большинстве индийских религиозных течений реинкарнация играет центральную роль в учении о карме. Реинкарнация понимается как переселение сущности человека в другое тело после смерти , чтобы начать новую жизнь. Этот процесс интерпретируется двумя способами:

  • Для индусов и джайнов мигрирующая сущность – это душа. Он перевоплощается в различные существа ( животных растения , людей различного статуса), в зависимости от количества и качества кармы, которую он накопил в каждой жизни.
  • Ведь буддисты , в отличие от индусов и джайнов, отрицают существование индивидуальной души, которая может перевоплощаться. Они считают, что именно действия и намерения человека, то есть его карма, приводят к возникновению нового существования после смерти. По этой причине в буддизме говорится о перерождении, а не о реинкарнации.

Понятие реинкарнации тесно связано с понятием самсары – цикла рождений, смертей и воплощений, которым подвержено существование

Карма является частью этого цикла и поддерживает его. Освобождение от самсары (мокша или нирвана) подразумевает конец кармы. В этом смысле последовательные реинкарнации являются для человека поводом для обучения , благодаря которому он сможет очистить свою карму

Карма и существование зла

С философской точки зрения, концепция кармы предлагает объяснение существования зла в мире : не только морального зла (человеческие проступки и злые желания), но и физического зла (боль и болезни)

Согласно закону кармы, случайностей не существует: все происходит не просто так; если с хорошими людьми случаются плохие вещи, то это происходит из-за плохой кармы, которую они принесли из своих прошлых жизней и которую они должны очистить. Эта идея подытожена в апофегме Будды: ‘Каждый пожинает то, что посеял’

Кроме того, поскольку карма (т.е. результат наших действий) накапливается от воплощения к воплощению, она должна выплачиваться многими частями. Хорошее и плохое будет собрано в разных жизнях, потому что было бы невозможно увидеть все результаты, хорошие и плохие, в одной жизни

Анантарика-карма

Согласно буддизму, среди поступков, составляющих карму человека, есть особо тяжкие. Каждое из этих действий является анантарика-карма (‘действие, ведущее к немедленному возмездию’) или пятью кардинальными грехами , и являются буддийскими высшими преступлениями, которые ведут непосредственно к тому, что совершивший их перерождается в аду (нарака). К этим действиям относятся:

  • отцеубийство (убийство отца).
  • матрицид (убийство матери).
  • убийство просветленного существа (архата).
  • пролитие крови жреца Будды.
  • вызвать раскол среди сообщества буддийских монахов.

Тот, кто, совершив анантарика-карму, перерождается в аду, остается там до тех пор, пока его негативная карма не будет исчерпана. Тогда он сможет переродиться в высшем мире

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий