Главная страница » Характерные черты романтизма
Культура и общество

Характерные черты романтизма

Мы объясним, каковы были характерные черты романтизма, его темы, ценности и дисциплины, в которых он проявлялся
Романтизм возник в Северной Европе в конце XVIII века

Романтизм

8K3UP Романтизм (1789-1880) был одновременно художественным, философским, эстетическим, музыкальным и литературным движением. Он возник в северной Европе (в Германии и Англии) в конце XVIII века и занял позицию, противоположную Просвещению и Неоклассицизму , доминировавшим в то время

Более того, это был новый образ мышления, который вскоре распространился по всей Европе и всему миру. Таким образом, она навсегда изменила то, как мы на Западе связывали себя с природой , любовью, искусством работой

Наследник таких важных европейских произведений и художественных направлений, как немецкий ‘Sturm und Drang’ (буря и натиск) или романы Вольфганга фон Гете (1749-1832) и других, романтизм является важнейшим направлением для понимания современной истории Запада и всего мира

Настолько, что в какой-то степени мы все сегодня романтики, поскольку многие ценности , лежащие в основе этого движения, продолжают жить, несмотря на то, что прошло почти два столетия с момента его расцвета в середине XIX века

Название движения является предметом споров, поскольку оно имеет важные связи с французским термином romantique, который использовался в 16 веке для обозначения рыцарских романов. Затем они публиковались на романских языках (в то время как научные и философские трактаты издавались на латыни или греческом, классических и серьезных языках)

Следовательно, этот термин изначально ассоциируется с живописностью, сентиментальностью, тем, что свойственно данному типу литературы. Возможно, именно поэтому на протяжении XIX века в разных европейских языках использовались различные способы обозначения этого движения: romantisch или romantiker в немецком, romancesco и romántico в испанском

Сегодня важно понять, что романтическое не обязательно связано с эротическим романом и любовными историями, а с позицией к жизни, которая превозносит чувства над логическим и рациональным миром , предлагаемой современностью

Сейчас мы рассмотрим основные характеристики романтизма и подробно остановимся на некоторых из его наиболее выдающихся авторов, мыслителей и художественных и литературных произведений

Характерные черты романтизма

1. Чувства превыше разума

Романтизм стремился вернуть сентиментальность, забытую Просвещением.

Романтизм был, прежде всего, реакцией против холодного, рационального, миллиметрового мира, порожденного французским Просвещением и воплощенного в жизнь индустриализацией. Ушло сельское время с его созерцательным характером: современный мир был быстрым и беспокойным, с размеренным временем и разумом как высшей ценностью человечества

Поэтому романтизм стремился восстановить то, что считалось утраченным или забытым аспектом человеческого существа: сентиментальность. По этой причине художники-романтики превозносили уникальность своего внутреннего мира , понимая свою работу как работу демиурга или бога, создающего собственную вселенную, и думая о себе как о разных, уникальных, оригинальных личностях

Для них инстинкт и творческое ‘я’ представляли гораздо большую ценность, чем универсалистские соображения рационализма, который рассматривал человека скорее в научных и социологических терминах

Именно поэтому в романтических произведениях часто изображаются одинокие, страдающие герои, охваченные страстью своей внутренней бури , как, например, юный Вертер Гете, чья невозможная любовь к Шарлотте доводит его до самоубийства

2. Детство как потерянный рай

Для романтизма ребенок был квинтэссенцией бунтаря, наивного и чистого.

Для романтиков цивилизация – это болезнь человека , поскольку с ее помощью мы навязали себе строгий и рациональный порядок, отдаляющий нас от природы и наших истоков. Поэтому необходимо было воссоединиться с этой утраченной природой, представленной во всей полноте в фигуре ребенка : бунтаря par excellence, наивного, чистого, еще не испорченного банальными амбициями коммерции и промышленности

Многие художники-романтики бежали от индустриальной цивилизации в экзотические и природные страны, либо в долгих путешествиях, либо в постоянном поиске естественного убежища, чтобы воссоединиться с истинной природой. В этом смысле они выражали определенную ностальгию по сельской жизни, по жизни до городов

Другие, напротив, приняли политические и революционные идеи, которые защищали врожденную доброту человека от развращающего влияния буржуазного мира

В романтическом воображении бунтарь и трагический герой занимают важное место : те, кто восстает против общества в целом, и их не понимают, клеймят как сумасшедших или приносят в жертву массам, за исключением тех избранных, которым удается понять глубину и честность их борьбы. В этом романтические герои являются наследниками христианского мифа

3. Возвеличивание национализма

Романтизм восстановил элементы средневекового воображения, такие как ведьмы.

В отличие от Просвещения, которое было гораздо более космополитичным и универсалистским, романтизм был глубоко националистическим движением. Его работы опирались на фольклор, легенды и сельские традиции каждой страны и отстаивали уникальность и самобытность каждой культуры, ее собственный дух или Volkgeist

Это привело к возвеличиванию золотых веков, то есть прошлых времен славы и свершений. Европейские национализмы были в значительной степени романтическим изобретением

Таким образом, средневековое воображаемое, столь порицаемое гуманизмом и Просвещением, поскольку они ассоциировали его с религиозным мракобесием и суеверием , прямо противоположным человеческому разуму, было восстановлено

Романтики, с другой стороны, видели в Средневековье состояние большей чистоты, и спасали многочисленные сказания древности, такие как артурианская мифология или скандинавские саги, а также поэтические традиции на местных языках, таких как валлийский, шотландский, галисийский и т.д. Таким образом, они избегали греко-римского европейского наследия, на котором сосредоточились неоклассицисты. Таким образом, они избежали греко-римского европейского наследия, на котором сосредоточились неоклассики

Примерами могут служить такие романы, как ‘Фауст’ Гете, ‘Франкенштейн’ Мэри Шелли и ‘Айвенго’ Вальтера Скотта, а также такие картины, как ‘Леди Годива’ Джона Кольриджа, ‘Шабаш и полет ведьм’ Франсиско де Гойи и многие другие. Так же как и музыкальные композиции итальянца Джакомо Пуччини и немца Макса Бруха, в которых они подхватили народное наследие

4. Эстетическое восстание

Так высоко ценя оригинальность, романтики неизбежно должны были восстать против традиционных норм и преобладающих стилей в искусстве

С одной стороны, это означало отказ от копирования традиционных классических мотивов, а с другой – разрыв с идеей законченного, полного произведения, ценя вместо этого незаконченные, открытые работы, которые позволяли оценить уникальность и неповторимость каждого художника. Каноны и школы интересовали их не так сильно, как сила субъективного самовыражения

Творческая свобода, в этом смысле, была самой важной вещью. Поэты-романтики отказались от строгости метра и позволили себе более свободный стих ; они смешивали прозу и стих по своему усмотрению; они порвали с тремя аристотелевскими единицами пьесы ; они спасли средневековые жанры, такие как баллада и романс; и в музыке они приняли импровизацию

5. Возвращение к христианству и переживанию Бога

Романтическое восприятие мира природы было возвышенным, почти мистическим.

Воображаемое романтизма имело прочные христианские корни, в отличие от Просвещения. Многие его картины посвящены библейским или новозаветным сюжетам, а в его лирических произведениях и романах постоянно присутствует тема жертвы мессии

Такие поэты, как немец Новалис (1772-1801), писали своей умершей возлюбленной (еще один из великих мотивов поэтов романтизма), сравнивая свою любовь к ней с любовью к Иисусу или описывая ее в терминах, схожих с терминами Девы Марии

С другой стороны, романтики были большими поклонниками пейзажей, и их переживание мира природы было возвышенным, почти мистическим, подобным тому, которое в прежние времена предлагалось перед лицом чуда или божественного откровения. В каком-то смысле они поклонялись Богу вне церквей, в естественной красоте, поскольку в то же время это было светское движение, никак не связанное с религиозной моралью и католической церковью

Романтические пейзажи, таким образом, изобиловали в живописи и стремились возвысить эмоции, а не копировать реальную, топографическую перспективу. Живописное и возвышенное интересовало их больше всего

Позже это уступило место идее фланера или странника, человека, который неторопливо бродит по современным городам, просто наблюдая, и тем самым отдаляясь от беспокойной жизни буржуа. Французский поэт Шарль Бодлер (1821-1867) написал много стихов на эту тему

6. Ценить фантазию и гротеск

Романтические романы изобилуют монстрами, призраками и зловещими существами.

Наконец, романтизм не был драгоценным, перфекционистским движением симметричных и сбалансированных произведений, но превыше всего ценил страсть и порыв. Они также не были заинтересованы в реалистической перспективе, занимаясь социальными вопросами. Поэтому в их образах есть место фантазии, гротеску, ужасному, страшному и сверхъестественному и в них можно оценить и возвышенное

Романтические романы изобиловали чудовищами и призраками, зловещим и демоническим, и из этого в 19 веке родилась так называемая готическая литература. Романы и рассказы Эдгара Аллана По, Брэма Стокера, лорда Байрона и Джона Уильяма Полидори являются тому примером, как и поэзия Шарля Бодлера, в которой много вампиров, проституток и даже сифилиса, или поэзия британцев Джона Китса и Уильяма Блейка

Далее следуют: Символизм

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий