Мы объясним, что представляла собой культура инков, ее социальную и политическую организацию, религию, экономику, местоположение и другие характеристики
Инки управляли своей империей из Куско, где до сих пор находится Мачу-Пикчу
Что представляла собой культура инков?
Одна из самых важных культур доколумбовой эпохи была известна как цивилизация инков, цивилизация кечуа или культура инков (иногда также пишут ‘инка’). Эта цивилизация управляла могущественной империей в Южной Америке , когда в 1532 году туда прибыли испанские конкистадоры
Империя инков была крупнейшей политической организацией доколумбовой эпохи в Америке и процветала в 15-16 веках. Она простиралась от тихоокеанского побережья Южной Америки до вершин Анд, от современных территорий Эквадора, Колумбии и Перу до Боливии и некоторых районов Чили и Аргентины
Их столицей был священный город Куско на территории современного Перу. Оттуда они доминировали в регионе до своего падения перед испанцами в 1540 году , которые под руководством Франсиско Писарро покончили с образом жизни кечуа и основали вице-королевство Перу. До 1572 года существовали очаги сопротивления инков (так называемые инки Вильякабамбы)
Инки были позднейшими потомками одной из колыбелей человечества , расположенной в Норте-Чико, между Чили и Перу. Наряду с мезоамериканским , это было самое важное оригинальное человеческое выражение на Американском континенте
Большая часть их культуры до сих пор сохранилась в регионах Южной Америки, где проживает значительное количество коренного населения. Она также сохранилась в историях и сокровищах, найденных в колониальный период после завоевания
Происхождение культуры инков
Цивилизация инков официально возникла примерно в 12 веке нашей эры.C , с поселением семей-основателей в долине Куско, выходцев из культуры Тиауанако или Тиуанако, находившихся в осаде своих врагов аймара. После двух остановок в Уанаканче и Паллате эти группы нашли убежище в Куско
Первые поселения насильно ассимилировали доинкские племена региона, включив их в состав того, что инки называли Тавантинсуйю (на языке кечуа – четыре части), так они называли зарождающуюся империю на своем языке. Таким образом они создали мощный доиспанский город, в котором проживало несколько тысяч жителей
Согласно инкской традиции , воин Манко Капак был организатором и первым правителем инков в Куско , главным героем одного из основных мифов об основании инков , в котором он и его жена Мама Окльо описываются как плод союза в озере Титикака богини Килья, Луны, и бога Инти, Солнца
Местонахождение культуры инков
Культура инков распространилась по западному побережью Южной Америки.
Цивилизация инков процветала в западно-центральной части Южной Америки. На пике своего развития контролировали территории Эквадора, Перу, Боливии, части Колумбии, северной Аргентины и Чили , особенно в прибрежном регионе и предгорьях Анд
Там они наслаждались огромным экологическим разнообразием Анд. Кроме того, они освоили порой засушливые условия жизни, чтобы построить ряд процветающих цивилизаций, последним и высшим проявлением которых стала империя инков
Характеристика культуры инков
Помимо Мачу-Пикчу, архитектуру инков можно увидеть в таких местах, как Ольянтайтамбо.
Инки были последней великой доколумбовой цивилизацией Америки, в основном потому, что они смогли собрать и интегрировать научные , художественные и технологические знания своих предшественников и усовершенствовать их
Их язык, кечуа (кечва или кичва), до сих пор сохранился среди древнего населения их империи и был одним из официальных или транспортных языков, наряду с аймара, мочика и покина, что говорит о том, что их культура имела важные отношения с соседними народами
В период своего расцвета они создали архитектурные произведения важного значения, от которых до сих пор остались руины, такие как знаменитый Мачу-Пикчу, а также другие остатки в их главных городах , таких как Писак, Ольянтайтамбо или церемониальная крепость Саксайуаман, в двух километрах от Куско
CTKXW скульптура, музыка, литература живопись были искусствами , широко культивируемыми инками, наряду с текстилем, золотым делом и керамикой, как для практических, так и для церемониальных целей. Особого внимания заслуживает их ритуал мумификации, особенно для сохранения тел умерших королей и знати, которые выставлялись во время ритуальных церемоний, чтобы получить почитание своего народа
Социальная организация культуры инков
Общество инков было структурировано на основе айлью , понятия, которое можно перевести как родословная, община , генеалогия, родство или каста. То есть, обладание общим, реальным или мифологическим предком объединяло граждан и сплачивало их для выполнения работы, такой как общинное земледелие, военная служба и т.д
У каждого айлью был курака или вождь, который руководил остальными, будучи мудрым старейшиной, и синчи, воин и командир, выбранный из числа самых сильных жителей деревни
Это не означает, что не было социальных классов. На самом деле, в обществе инков аристократия и народ были хорошо дифференцированы, каждый из них имел различные иерархические уровни, как показано ниже:
- Благородство . Она состояла из военных героев, жрецов или прославленных граждан, а также курака побежденных народностей, которые подчинялись империи и представляли местную аристократию, покоренную инками. Дворяне различали:
- Королевская власть или императорский двор, включая монарха (инка) и его жену (койя), а также законных принцев (аукис).
- Потомки царей инков и высокопоставленных чиновников империи, таких как губернаторы, жрецы и т.д.
- Где были те граждане , чьи выдающиеся достижения в военном деле , жречестве или других искусствах принесли им титул благородного гражданина.
Люди . Простые жители империи инков, занимавшиеся пешими работами, такими как сев, рыбалка, ремесла или торговля. В зависимости от их профессии или статуса, их могут называть:
- Huatunrunas.фермеры и пастухи.
- Митмаккунас.поселенцы и завоеватели новых земель.
- Янас. Слуги и военнопленные.
- Текстильщицы и поварихи, которые могли быть второстепенными женами инков или других властей.
- Пампайрунас Заключенные, принуждаемые к проституции.
Пинас. AHZHV Рабы и военнопленныеи военнопленные , переданные государству для сельскохозяйственного труда
Политическая организация культуры инков
Инки имели одну из самых развитых политических организаций во всей доколумбовой Америке. Это была монархия, но с очень высоким уровнем заботы о благосостоянии своих подданных, гарантирующая тем или иным образом удовлетворение всех основных потребностей пищи , жилья, одежды, здоровья и секса
Не будучи абсолютной монархией европейского типа, империя инков управлялась диархией, т.е. двумя монархами , один в верхнем Куско (Ханан Куско) и один в нижнем Куско (Харин Куско)
Первый контролировал прежде всего гражданские, политические, экономические и военные аспекты (Сапа Инка), а второй сосредоточил священническую власть (Вильяк Уму), и хотя его иерархия была несколько ниже, он также имел влияние на имперские решения
Другие политические должности, занимаемые дворянами, были организованы следующим образом:
- Ауки. Это был кронпринц, который осуществлял совместное правление со своим отцом в качестве подготовки к должности. Его выбирали из всех детей мужского пола инки и койи, так что он назначался по заслугам, а не по наследству.
- Тахуантинсуйо Камачич. Императорский совет состоял из четырех апу, которые управляли каждым из четырех суйо, или регионов империи: Чинчансуйю, Кунтинсуйю, Антисуйю и Колласуйю. Их поддержали 12 второстепенных советников.
- Апунчик. То есть, губернаторы, наделенные военно-политическими полномочиями, которые подчинялись непосредственно совету или инке, и которые были гарантами стабильности в своих регионах.
- Tucuirícuc. Его имя означало ‘Всевидящий’, и он был своего рода имперским надзирателем и контролером, который контролировал чиновников каждой провинции и был уполномочен брать на себя, в случае необходимости, местную власть.
- Курака. Вождь каждого айлью или общины , он был примерно равен касику. Как правило, он был самым старым и мудрым из своего народа, хотя он мог быть прямо назначен властями. Он отвечал за правосудие , сбор дани и поддержание порядка.
Культурная экономика инков
В дополнение к сельскому хозяйству инки развивали верблюдоводство.
Их производственный аппарат был в основном сельскохозяйственным. Они распределялись по общинам или айлу, по очереди занимаясь совместной обработкой участков (в очень специфической системе террас), обработкой земель короля и уходом за его стадами, а также работой на государство , которая заключалась в работе на общественных работах: дорогах, мостах, храмах, дворцах и т.д
UDKV6 экономика кечуа строго и усердно контролировалась государством.(Работа была обязательной и пропорциональной возрасту). Помимо сельского хозяйства, существовала военная служба, обязательная для всех мужчин, и работа гонцов или часки, которые могли быстро сообщать о различных регионах империи через систему ретрансляторов
По оценкам, они культивировали более восьмидесяти видов овощей , таких как картофель (почти 200 сортов), кукуруза (одомашненная независимо от мезоамериканцев), сладкий картофель, киноа, руба, помидоры, арахис, маниок, авокадо и бобы
Они также выращивали текстильные растения, такие как хлопок и магуэй, или рекреационные культуры, такие как табак и кока. Животноводство состояло в разведении андских верблюдов, таких как альпака, лама и викунья, а рыболовство велось в озерах и особенно вдоль тихоокеанского побережья
С другой стороны, бартерный обмен был основным видом деятельности , как внутри империи, так и с соседними общинами, а ее торговые пути выходили за пределы имперских границ. Считается, что торговое мореплавание инков простиралось вплоть до современных Панамы и Коста-Рики
Религия культуры инков
Как и другие доколумбовы народы, кечуа были глубоко религиозны и их мистические обряды составляли важную часть повседневной жизни и праздников. В отличие от европейских религий, у них не было центрального бога-отца, хотя Виракоча занимал видное место в их культе
Они были многобожниками и пантеистами. У них был пантеон местных, региональных и имперских божеств, которым соответствовали природные явления , такие как солнце (Инти), луна (Мама Килья), молния (Чуки илла)
Другие божества представляли гораздо более сложные идеи, такие как Пачамама (богиня-мать земли и плодородия), Пачакамак (бог-оплодотворитель земли и причина землетрясений и земледелия)
Их понимание божественного вращалось вокруг концепции камакена, своего рода жизненной силы , которая оживляет все сущее, присутствует даже в мертвых, горах и в священных существах
Кроме того, у них были места поклонения, известные как хуакас, управляемые жрецами, которые также выполняли прорицательские функции, организовывали подношения, праздники и жертвоприношения. В последнем случае, как правило, использовались животные, листья коки и редко люди
Продолжение: Культура ольмеков
Добавить комментарий