Главная страница » Либералы и консерваторы
Культура и общество

Либералы и консерваторы

Мы объясняем, кто такие либералы и консерваторы, идеи каждого из них и их происхождение. А также, что такое неолиберализм
Каждый человек или партия могут иметь некоторые либеральные и некоторые консервативные черты

Кто такие либералы и консерваторы?

Либералы – это те, кто придерживается политико-экономической философии либерализма , а консерваторы – те, кто следует доктрине консерватизма. Но то, что под ними подразумевается, менялось на протяжении всей истории , поэтому они не являются категориями, которые можно использовать универсально, а обязательно действуют в определенном контексте

Вообще говоря, либерализм – это доктрина защиты индивидуальных свобод , особенно против государства. Поэтому он пропагандирует необходимость ограничения полномочий последних, оставляя свободному рынку возможность действовать самостоятельно. Под одним и тем же знаменем сосуществовали и продолжают сосуществовать самые разные политические движения, но их истоки следует искать в идеях французского Просвещения XVIII века

С другой стороны, консерватизм – это политическая позиция, требующая максимально возможного уважения к традициям , особенно к традиционным (семейным и религиозным) ценностям, в прямой оппозиции к прогрессивизму, т.е. идее о том, что ценности общества должны меняться с течением времени. Поэтому, в широком смысле, тех, кто выступает против перемен в любом их проявлении, можно назвать консерваторами

Вопреки тому, что часто понимают, это не абсолютные и тотальные позиции , как религиозное вероучение. Человек может быть или не быть христианином, но он не может быть более христианским или менее христианским, чем другой; с другой стороны, человек может быть либеральным в одних вопросах и консервативным в других, настолько, что сегодня существуют позиции, которые мы можем назвать промежуточными:

  • Консервативный либерализм , который принимает экономические предложения либерализма, но не социальные.
  • Либеральный консерватизм , который также продвигает либеральную веру в свободный рынок, но при этом требует сильного государства для обеспечения соблюдения традиционных ценностей.

Таким образом, эпитеты либеральный или консервативный обычно определяют не более чем общие, широкие политические тенденции, как указание на кардинальные направления. Именно поэтому при их использовании всегда рекомендуется учитывать конкретный контекст, в котором они имеют смысл

Происхождение либералов и консерваторов

Термины ‘либерал’ и ‘консерватор’ вошли в употребление в 19 веке. Это различие было важно для молодых испано-американских государств, которые теперь должны были сами решать свою судьбу, добившись независимости от Испании

В этом контексте либеральные секторы, наследники французской культуры, рожденной идеалами революции 1789 года (свобода, равенство , братство), предложили построить буржуазное республиканское общество, которое бы отошло от экономической и социальной модели колониальных времен и позволило бы новые социальные ценности, такие как свобода вероисповедания или свобода выражения

Для достижения этих целей, по мнению либералов, необходимо децентрализованное государство, сведенное к минимальному выражению, оставляющее экономические дела на усмотрение свободного рынка

В то время как на противоположной стороне улицы консервативные секторы предлагали модель государственности, более привязанную к испанским традициям , существовавшим в прошлом. Они стремились быть более привязанными к своему социальному и религиозному наследию и в целом придерживались модели сильного, протекционистского государства, осуществляющего централизованную власть и поддерживающего привилегии влиятельных классов

В самом широком смысле, либералы одержали победу в этой борьбе, либо потому что они победили в кровавых гражданских войнах, которые возникли в результате этой борьбы, либо потому что сами консерваторы в конечном итоге приняли многие из либеральных заповедей, особенно экономических. Однако степень либерализации латиноамериканских обществ не может быть более неравномерной даже сегодня

Либеральные идеи

Латиноамериканские либералы в 19 веке боролись за независимость.

Как мы уже говорили, не существует единого либерализма, как не существует и универсально обоснованной либеральной доктрины по всем вопросам. Итак, в широком смысле, мы можем синтезировать идеи либерализма следующим образом:

  • Экономическая свобода : ограничение полномочий государства вмешиваться в экономику , оставляя за свободным рынком (т.е. предложение спрос ) регулирование коммерческих и экономических операций общества. Это выражается в устранении тарифов, барьеров и ограничений в торговле, а также в защите частной собственности
  • Политическая свобода : отмена монархии и всех форм аристократического правления, чтобы перейти к демократическому и республиканскому обществу. Это также означало эгалитарное юридическое состояние, чуждое божественному праву королей, благородным титулам, и которое рассматривало всех как равных перед законом верховенство закона ).
  • Религиозная свобода : построение светского государства , в котором Церковь представляет собой отдельное образование без политических полномочий, устранение конфессиональности государства и привилегий клерикального сословия, религиозное образование и установление свободы вероисповедания.
  • Социальная свобода : невмешательство государства в частные дела граждан, такие как их социальные отношения и политические пристрастия, что гарантирует свободу слова, ассоциаций, свободное проявление сексуальности и даже отсутствие регулирования брака со стороны государства.

Консервативные идеи

Как и в случае с либеральными идеями, невозможно определить универсально верный набор идей для описания консервативной позиции, особенно в наше время, когда подавляющее большинство консервативных секторов одновременно являются экономически либеральными. Поэтому мы можем обобщить консервативную идеологию в виде трех основных позиций:

  • Традиционный консерватизм. Этот консерватизм скептически относится к любым предложениям перемен, радикальным или прогрессивным, и придерживается в социальном и экономическом плане традиционных ценностей: религии как гаранта морали , традиционной семьи как опоры общества, традиционной системы образования и свободного рынка. Они могут даже благосклонно относиться к остаткам аристократии и дворянства, хотя это не означает, что они стремятся к возвращению абсолютистской монархии.
  • Националистический консерватизм. Эта консервативная тенденция основывалась на необходимости защиты родины от любой иностранной угрозы или нечестной конкуренции и поэтому продвигала экономические доктрины протекционизма: тарифы, квоты, вмешательство сильного государства в пользу местной буржуазии. Они являются сторонниками необходимости границ и ассоциируют защиту родины с защитой социального статус-кво.
  • Либеральный консерватизм. Сторонники экономической либерализации и приватизации, они выступают за технократическое управление, т.е. в руках академических профессионалов, и меритократию, т.е. веру в то, что общество функционирует на основе индивидуальных заслуг. Государство, в их представлении об обществе, призвано гарантировать ценности справедливости и чувство долга и ответственности перед нацией, а все остальное должно быть в руках рынка. Из этой тенденции возникло то, что в Латинской Америке понимается как неолиберализм.

Неолиберализм

Термин ‘неолиберализм’ (также называемый ‘новый либерализм’ или ‘технократический либерализм’) появился в 1970-х и 1980-х годах для обозначения нового течения экономической мысли, возникшего на Западе, особенно в Великобритании Маргарет Тэтчер и США Рональда Рейгана

Эта модель после десятилетий кейнсианского моделирования взяла на вооружение принципы невмешательства классического либерализма, реализованные через приватизацию и быстрое сокращение государственных и общественных расходов. Эта доктрина подверглась серьезной критике, особенно со стороны прогрессивных кругов, которые считают ее ответственной за жестокое обнищание многочисленных стран так называемого третьего мира в последнее десятилетие 20-го века

Антон Иванов

Антон Иванов

Участник V российского культурологического конгресса, куратор выставки современного искусства Deep Inside. Считаю, что культура — это неисчерпаемый источник творческого вдохновения человечества, эффективный инструмент самосовершенствования каждой отдельной личности.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий