Главная страница » Метод кайдзен
Компании и бизнес

Метод кайдзен

Мы объясним, что такое метод Кайдзен в управлении качеством и его основные этапы. Кроме того, мы рассказываем вам о его происхождении и способах реализации
Метод Кайдзен работает над тем, что уже существует, устраняя отходы и оптимизируя задачи

Что такое метод кайдзен?

В мире бизнеса и, в частности, в области управления качеством , метод кайдзен известен как динамика непрерывного улучшения производственных процессов , основанная на простых, конкретных и недорогих изменениях во всей структуре компании , в которых участвуют как рабочие, так и высшее руководство. Это метод восточного происхождения, китайско-японское название которого кайдзен (改善) можно перевести как хорошие изменения или изменения к лучшему

Кайдзен – это метод, очень близкий к восточным философиям мира, таким как буддизм дзен и даосизм, и его фундаментальный постулат заключается в том, что и сотрудники, и менеджеры должны согласованно изменить свое мышление. Такой подход к корпоративной иерархии как к единому и взаимодополняющему целому, в котором одна часть не может существовать без другой, имеет больше общего с философскими концепциями инь-ян , чем с западным взглядом сверху вниз

В частности, метод Кайдзен предлагает систему непрерывного совершенствования бизнес-организации, основанную на понимании ее процессов с течением времени. Таким образом, она работает над тем, что уже существует, устраняя потери, оптимизируя производственные задачи и способствуя синергии бизнеса, нацеливаясь на конкретные и простые изменения, которые выражаются в качественных и количественных результатах в краткосрочной перспективе

Происхождение метода Кайдзен

Одним из главных популяризаторов метода Кайдзен был Каору Исикава.

Метод Кайдзен возник в Японии в середине 20-го века , после Второй мировой войны , во время американского присутствия в этой восточной державе. В то время японские отрасли , предназначенные для производства вооружений и военных товаров, были адаптированы с помощью американских программ обучения для гражданских целей, что представляло собой важную возможность объединить западный прагматизм с тысячелетней философией восточного самосовершенствования

Японцы быстро усвоили американские организационные учения и вскоре смогли сформулировать их по-своему , что привело к появлению философии кайдзен или непрерывного совершенствования

Одним из главных пропагандистов этого метода был японский промышленный химик и бизнес-администратор Каору Исикава (1915-1989), считающийся отцом научного анализа причин проблем в промышленных процессах. Его идеи способствовали созданию TQC или Total Quality Control, течение, в которое вставлен метод Кайдзен

Философия Кайдзен

Философские заповеди кайдзен применимы не только к промышленным процессам, но могут быть перенесены на различные аспекты повседневной жизни. Его фундаментальная точка зрения заключается в том, что управление процессом может быть достигнуто путем небольших, непрерывных изменений к лучшему, а не путем революции в системе или принятия радикальных мер

Этот принцип можно найти в различных восточных доктринах мысли или веры, в которых целое понимается как гармоничная интеграция его частей, и считается, что минимальное изменение любой из частей достаточно сильно, чтобы изменить результат и привести к позитивным изменениям

Пять ‘S’ метода Кайдзен

Пять ‘S’ – это основные шаги, предлагаемые Кайдзен, каждому из которых в японском языке соответствует ключевое слово: seiri (сортировать), seiton (организовывать), seiso (чистить), seiketsu (стандартизировать) и shitsuke (самодисциплина)

  • Сейри. Первое из пяти ‘с’ можно понимать как сортировку, то есть различение полезных и бесполезных элементов, жизненно важных и вспомогательных, чтобы отказаться от всего, что отвлекает, разделяет или мешает усилиям и замедляет прогресс.
  • Сейтон. После классификации доступных элементов полезные элементы должны быть организованы в соответствии с практическим критерием: каждому процессу и объекту присваивается фиксированное местоположение и название, чтобы минимизировать время поиска и избежать бесполезных усилий.
  • Сейсо. Чистота – это третий ключевой момент метода Кайдзен, который может относиться как к устранению ненужных предметов или предметов, мешающих производительности , так и к физической чистоте рабочей среды. Это улучшает опыт работы и снижает риск несчастных случаев.
  • Сэйкэцу. Стандартизация является ключом к постепенному улучшению процессов компании, поскольку применение одних и тех же критериев и одних и тех же параметров измерения позволяет получить правильную информацию для принятия правильных решений и повышения производительности. Идея заключается в том, что все подразделения организации разделяют одно и то же рабочее видение.
  • Сицукэ. После оптимизации процессов требуется самодисциплина, чтобы поддерживать их в течение долгого времени и не возвращаться к старым привычкам, которые могут саботировать достигнутые изменения. После внедрения нового метода работы самодисциплина сделает его естественным.

Как применяется метод Кайдзен?

Применение метода кайдзен может варьироваться в зависимости от ситуации в каждой компании, учитывая, что отправной точкой всегда является текущая операционная ситуация ; метод кайдзен опасается ‘чистого листа’. Его методология основана на применении пяти ‘S’ и цикла PDCA, т.е. четырехступенчатой схемы, обозначаемой этими аббревиатурами: планируй, делай, проверяй и действуй

  • Планирование. Она заключается в определении целей на основе выявления проблем компании. Эти цели должны быть ясными и достижимыми, и решать их должна соответствующая команда
  • Материализация. Состоит из реализации плана, разработанного на основе графика с указанием приоритетов.
  • Проверка. Это заключается в анализе степени соответствия плану и выявлении ошибок, неэффективности и несоответствий.
  • Действие. Состоит из применения необходимых корректировок для решения проблем, возникших на предыдущих этапах, а также для получения информации, позволяющей планировать будущее.

С другой стороны, практическая реализация метода Кайдзен может происходить с помощью различных инструментов в компании, в зависимости от ее объективной реальности. К таким инструментам относятся:

  • Кайдзен-группы. Понимаемые как кружки качества, эти группы состоят из четырех членов, руководителя и методического консультанта, и их цель – применить метод PMCA, то есть наблюдать, анализировать, действовать и исправлять в очень конкретной области своей работы.
  • Кайдзен 2 дня 2 часа. Также называемый Nissan Kaizen, поскольку он был успешно внедрен в одноименной японской автомобильной компании, он основан на идее повышения производительности за счет изменения определенной динамики рабочего места. В течение двух дней группа кайдзен тратит два часа на оптимизацию конкретного рабочего места, анализируя ситуацию на нем и применяя простые и немедленные изменения.
  • Kaizen Kobetsu. Это метод внедрения быстрых и целенаправленных улучшений в конкретной области производственного процесса либо индивидуально, либо через функциональные группы. Это может быть сделано в короткие, повторяющиеся периоды, с участием групп от 5 до 12 человек, или в крупных мероприятиях кайдзен, в которых поощряется междисциплинарный обмен внутри компании.
  • Kaizen Teian. Ориентированная на минимизацию потерь и максимизацию производительности, эта модель основана на том, что все идеи бесполезны, если они не реализованы. Таким образом, оценивается процесс и накапливается ряд простых, недорогих и немедленных улучшений, часто с помощью ящика для предложений, что стимулирует приверженность сотрудников к улучшению своего рабочего места.

Преимущества метода Кайдзен

Преимущества метода Кайдзен обычно проявляются в краткосрочной и среднесрочной перспективе и, как правило, связаны со следующим:

  • Повышение производительности и сокращение времени процесса за счет избавления от лишних и замедляющих работу факторов.
  • Снижение трудовых затрат и уменьшение количества отходов.
  • Улучшенное деловое управление рабочим временем, обеспечивающее большую гибкость без риска снижения эффективности
  • Повышение приверженности со стороны сотрудников и руководящего комитета.
  • Условия для обеспечения баланса между работой и личной жизнью и диалог между сторонами.
  • Оптимизация документооборота , оптимизируя работу с информацией.

Примеры применения метода Кайдзен

Одной из первых в истории компаний, применивших метод кайдзен, была Toyota.

Некоторые исторические примеры применения Кайдзен в различных компаниях таковы:

  • (На примере компании Toyota). Одной из первых в истории компаний, применивших метод Кайдзен, была Toyota, согласно модели, разработанной ее основателем Сакичи Тойода, его сыном Киичиро Тойода и инженером Тайичи Оно. Это привело к появлению высокоэффективной модели, которая отказалась от накопления сырья и сократила время обработки, вдохновленная моделью пополнения запасов в супермаркетах, где новые товары размещаются в соответствии с потребностями потребления, а не производства. Позже этот принцип был назван Канбан или метод ‘точно в срок’.
  • Дело Honda. Эта японская автомобильная компания внедрила метод Кайдзен после того, как это сделал ее крупнейший конкурент, компания Toyota, во второй половине 20-го века. В случае с компанией Honda метод Кайдзен заключался в создании кружков качества (так называемых ‘Кружков новой Хонды’), которые соревновались друг с другом в выявлении и решении проблем компании, что способствовало формированию духа очень высокой самоотдачи среди работников.
  • Случай с Sony. Применение метода Кайдзен в компании по производству электроники Sony произошло гораздо позже, чем в двух предыдущих случаях, но оно также заключалось в политике тотального контроля качества под названием ‘ноль дефектов’. Для достижения этой цели были созданы группы качества ‘Кайдзен’, которые путем небольших модификаций максимально эффективно использовали время в компании.

Метод Канбан

Метод Канбан является одной из методологий совершенствования бизнеса, унаследованной от Кайдзен , который возник в конце 20-го века как упрощающая, эффективная и быстрая альтернатива традиционным моделям управления ресурсами. Канбан предлагает сократить потери времени и упростить цепочку пополнения ресурсов, ориентируясь на потребительский спрос, другими словами, на то, что необходимо

Таким образом, можно постепенно совершенствовать структуру компании, максимально используя имеющиеся ресурсы и добиваясь высокого уровня взаимной приверженности работников и руководителей. Это метод очень высокой прозрачности и коммуникации, который позволяет любому человеку знать производственный цикл и конкретный момент, в котором находится определенный процесс , что минимизирует потерю времени и поощряет горизонтальный диалог

Метод ‘Точно в срок’

Метод Toyota или метод Just in time (в переводе с английского: точно в срок) был разработан во второй половине 20 века на предприятиях японской компании Toyota, во многом благодаря применению философии кайдзен. Этот метод заключается в устранении запасов сырья и необходимости его хранения , путем перестройки производственных процессов таким образом, чтобы ресурсы поступали по мере их использования, т.е. точно в срок

Вдохновляющей моделью для этих изменений стала система пополнения запасов в супермаркете, где товары пополняются по мере того, как покупатели их забирают. Метод Канбан, например, является одним из так называемых методов ‘точно в срок’

Продолжить: Организационное поведение

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий