Главная страница » Миф о пещере Платона
Философия

Миф о пещере Платона

Мы объясним, что такое платоновский миф о пещере и как его можно интерпретировать. Кроме того, мы расскажем вам, какое применение он находит сегодня
Миф о пещере иллюстрирует разницу между миром чувств и миром идей

Что такое платоновский миф о пещере?

Аллегория пещеры (неправильно называемая мифом о пещере, поскольку на самом деле это не миф ) – это мыслительный эксперимент, проведенный греческим философом Платоном (ок. 427-347 гг. до н.э.). 427-347 a.до н.э.) в VII книге его самого известного дошедшего до нас произведения ‘Республика’. Это одна из самых известных воображаемых конструкций в западной философии, отражающая основу мысли Платона через метафорическое объяснение того, как мы воспринимаем реальность человеческими существами

Чтобы понять аллегорию пещеры, важно знать, что, согласно Платону, реальность состоит из двух различных миров:

  • Мир разумного, то есть все то, что мы можем воспринимать своими ограниченными органами чувств.
  • Мир умопостигаемый , то есть все, что мы можем мыслить и представлять без помощи органов чувств.

Проще говоря, есть мир чувств, а есть мир идей концепций. Это различие играет жизненно важную роль в том, как мы, люди, понимаем реальность: то, что было одной из главных забот греческого философа

Еще один важный аспект, который следует отметить, заключается в том, что аллегория Платона объясняется через воображаемый диалог между Сократом, учителем самого философа, и главным героем пьесы по имени Глаукс. Этот метод изложения объяснения платоновских идей довольно часто встречается в работах философа. Поэтому они известны как Платоновские диалоги

Краткое изложение аллегории пещеры

Давайте на минуту представим, что где-то в Древней Греции существовала очень глубокая подземная пещера, в которой группа заключенных попала в мир и провела всю свою жизнь, никогда не видя внешнего мира и даже не подозревая о его существовании. Эти заключенные прикованы к очень прочной кирпичной стене таким образом, что, что бы они ни делали, они могут смотреть только прямо вперед, на стену, на которую проецируется свет факела позади них

За пленниками проходят многочисленные слуги, которые несут на спине всевозможные предметы, статуэтки и сосуды. Тени от предметов отбрасываются на стену, где они воспринимаются заключенными как вещи сами по себе , а не отражение света позади них. То есть заключенные считают, что реальный мир состоит из этих теней, и через них они объясняют даже свое собственное существование. Они не знают ничего другого

Пока в один прекрасный день одному из заключенных не удается освободиться от уз и повернуться лицом к факелу, открыв для себя новую реальность. Внезапно узник понимает, что настоящие вещи находились за пределами его зрения и что тени – это не вещи, а лишь мираж

Движимый любопытством, узник идет по пещере, пока не находит выход и открывает для себя внешний мир и все, что там существует : деревья, озера, людей и даже солнце. Ослепленный своим новым восприятием Вселенной, пленник немедленно возвращается в пещеру с намерением освободить своих товарищей

Однако, когда он входит в пещеру, ослепительная яркость снаружи мешает ему нормально видеть, и он, спотыкаясь, направляется к своим спутникам. Последние, видя, что он так ходит, смеются над ним и над тем, что он рассказывает им о внешнем мире, о свете и тенях, и считают его сумасшедшим или глупцом. Разъяренный, узник решает освободить своих товарищей, чтобы они поняли, что он говорит правду; но они, стремясь защитить себя и то, что считают правдой, начинают драться с ним и в конце концов предают его смерти среди всех

Интерпретации аллегории пещеры

Аллегория пещеры имеет множество возможных интерпретаций , но обычно ее понимают как метафору, иллюстрирующую нашу собственную ситуацию в мире: мы полагаемся на то, что можем наблюдать с помощью наших органов чувств, но нам трудно постичь истину вещей

Иначе можно интерпретировать аллегорию Платона следующим образом:

  • Разница между тенями на стене и реальными предметами, находящимися за заключенными, – это разница между чувственным миром (органами чувств) и умопостигаемым миром (идеями). Для Платона органы чувств были источником заблуждений и неправильных представлений, в то время как идеи были единственным путем, ведущим к истине вещей.
  • Заключенные представляют все человечество, приговоренное полагаться на свои органы чувств и слепо судить о том, что они наблюдают, если они не разработают критические методы, чтобы смотреть дальше, чтобы выявить скрытые объекты. Поэтому Платон также различает мнение (doxa), которое зависит от органов чувств и является неосведомленным, и собственно знание, которое выходит за пределы воспринимаемого, чтобы добраться до сущности вещей.
  • Из вышесказанного следует, что образование – это инструмент освобождения, позволяющий человеку покинуть мир форм и теней и устремить свой взор к свету истины.
  • Аллегория также иллюстрирует степень привязанности человека к известному, предсказуемому и привычному , до такой степени, что мы можем отказаться верить или открывать истину вещей, предпочитая комфортно жить в обмане, что может привести к отвержению тех, кто претендует на то, чтобы показать нам истинный мир.
  • Узник, который, открыв реальный мир, возвращается в пещеру, чтобы освободить своих товарищей, представляет мудреца или философа , который отвечает на обязательство покинуть мир идей и предстать перед людьми, своими собратьями, чтобы направить их к знанию и увести от тьмы невежества

Применение в современном мире

В различных произведениях и тенденциях современного мира аллегория пещеры Платона упоминается или воспроизводится, иногда даже не подозревая об этом. Например, в американском фильме ‘Матрица’ , где люди заперты в компьютерной симуляции реального мира, миф о пещере очень сильно присутствует: главные герои стремятся пробудить человечество из этого вымышленного мира и привести его в реальность, какой бы ужасной она ни была, чтобы продолжить борьбу против машин

Подобным образом, дебаты вокруг фейковых новостей и других форм манипуляции в интернете социальных сетях часто ссылаются на эту аллегорию, особенно в той части, где заключенные предпочитают игнорировать или даже нападать на своего собеседника, вместо того чтобы пересмотреть свои убеждения

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Вам будет интересно