Главная страница » Монополия
Экономика и финансы

Монополия

Мы объясняем, что такое монополия, ее виды, характеристики и примеры в разных странах. Также различия с олигополией
Считается, что монополии обедняют экономическую деятельность

Что такое монополия?

экономике термин монополия (составленный из греческих слов mono, один, и poleín, продавать) используется для обозначения ситуации, в которой один производитель или продавец полностью контролирует рынок , имея возможность безнаказанно навязывать условия и затрудняя или делая невозможным вход новых конкурентов

Монополии представляют собой ситуации провала рынка или правовой привилегии, они противоречат идее свободной экономической конкуренции. Для того чтобы существовала монополия, все предложение должно соответствовать одному производителю, без заменителей продукции. Таким образом, потребитель должен принять цены и условия производства, которые определяет монополист, и которые отвечают только его удобству

Такие ситуации обычно считаются пагубными и приводят к обеднению экономической деятельности, поэтому во многих странах существует законодательство , которое прямо запрещает монополию или позволяет проводить расследования для выявления любых скрытых монополий, которые могут существовать

Вам может быть полезно: Экономическая глобализация

Характеристика монополий

Монополии обычно характеризуются:

  • Прямой контроль одного предприятия над всем (или почти всем) рынком, навязывание условий, выгодных только ему и гарантирующих сохранение его власти, путем исключения возможных конкурентов.
  • Они позволяют концентрировать богатство (и, следовательно, экономическую власть) в руках одного субъекта, что делает все более трудным изменение ситуации, поскольку чем больше денег, тем больше власти , а чем больше власти, тем больше денег.
  • Они являются антиконкурентными , поскольку фирма-монополист не испытывает никакого давления с целью улучшения своей продукции или какой-либо конкуренции за потребительский фаворитизм, поскольку у потребителя нет альтернатив.

С другой стороны, они могут возникать в следующих формах:

  • Доверие. Этот термин относится к корпоративному консорциуму, контролируемому или принадлежащему одной компании, которая ведет свой бизнес и охватывает соответствующие потребительские рынки.
  • Картели. Это формальные или неформальные соглашения между компаниями одного производственного сектора, целью которых является уменьшение или ограничение остальной конкуренции , таким образом, представляя собой центральную власть, распределенную между ними. Это часто приводит к множественным монополиям, т.е. олигополиям
  • Корпоративные слияния и поглощения. Более крупные и влиятельные компании часто способны выкупить своих конкурентов, объединяя под своим началом крупных экономических игроков в том или ином секторе либо открыто, либо с помощью дискретных методов.
  • Государственные привилегии. Ранее известное как ‘места’, это предоставление государством особых привилегий компании на основе тендеров или более или менее официальных переговоров с целью содействия ее экономическому росту. Во многих случаях это связано с актами коррупции

Виды монополии

При водонепроницаемой монополии государство берет на себя производство или продажу товара.

Обычно выделяют следующие виды монополии:

  • Линейная ценовая монополия. Также известная как чистая монополия, она возникает, когда на нишевом рынке присутствует буквально одна фирма. Обычно она не встречается в реальной экономике, поскольку фактически является теоретической монополией, в которой нет изменений цен, нет заменителей, нет государственного вмешательства любого рода, нет пределов неопределенности на рынке и совершенная мобильность факторов производства
  • Искусственная монополия. Так называют монополии, возникающие в результате вмешательства монополиста или какого-либо другого фискального или иного средства (например, насилия ), чтобы не допустить на рынок продукцию, отличную от его собственной.
  • Естественная монополия. В этом случае монополист монополизирует спрос на рынке, производя продукцию по более низким ценам, чем могли бы конкурировать различные фирмы. Обычно это происходит в случаях, когда гораздо эффективнее существование одной фирмы, например, в некоторых коммунальных предприятиях , и нет стимула для вхождения конкурирующих фирм, которые столкнулись бы с рискованными первоначальными инвестициями
  • Водонепроницаемая монополия. Водонепроницаемость – это когда государство берет на себя производство или продажу определенного товара или предоставляет его частному лицу в обмен на налоговые поступления. Это распространено в ситуациях потрясений, когда государство должно обеспечить непрерывное производство средств производства, например.

Примеры монополии

Примерами монополии являются следующие:

  • Растущая монополия Facebook.  Компания, стоящая за социальной сетью , которая скупает другие популярные компании по производству приложений для смартфонов, такие как Instagram, Whatsapp, FriendFeed, Ascenta и Oculus VR, движется к тому, чтобы стать цифровым трастом социальных сетей.
  • Аэропортовые сборы в Испании.  Навязанные авиакомпаниям государственной компанией AENA, они позволяют ей действовать как монополисту, поскольку она управляет всеми испанскими аэропортами и вертолетными площадками.
  • Добыча нефти в Венесуэле.  В течение десятилетий она работала в этой стране в условиях монополии государственной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA), которая была национализирована в 1970-х годах, вытеснив с рынка транснациональные компании, работавшие в этой сфере.

Монополия и олигополия

В олигополии немногие фирмы могут договориться о том, чтобы избегать конкурентов.

Строго говоря, олигополия – это форма монополии, при которой несколько фирм контролируют рынок или оказывают на него значительное влияние. Обычно существует 4 или 5 фирм, которые могут договориться о предотвращении входа новых конкурентов, при этом конкурируя друг с другом на рынке, на котором они имеют взаимное влияние

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Автор статей
в научных журналах, был редактором в журнале университета.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий