Главная страница » Мозговой штурм
Знания

Мозговой штурм

Мы объясним, что такое мозговой штурм, его особенности, преимущества и недостатки. Кроме того, мы расскажем вам, для чего он нужен
Мозговой штурм был создан публицистом и теоретиком креативности Алексом Ф. Осборн

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм, широко известный как , – это метод групповой работы , который заключается в свободном предложении идей и ассоциаций на основе заданной концепции с целью получения инновационных идей и оригинальных перспектив

Очень популярный в маркетинговой рекламной среде, мозговой штурм был популяризирован и формализован как метод в середине 20 века американским публицистом и теоретиком креативности Алексом F. Осборн (1888-1966). Осборн обратился к ней, чтобы спасти свое рекламное агентство в период кризиса, о чем он рассказывает в своей книге 1953 года ‘Прикладное воображение’

В принципе, мозговой штурм заключался в том, чтобы собрать вместе креативщиков рекламы, предложить им тему для размышления, а затем собрать идеи, которые появлялись в свободном доступе, помня одно золотое правило: не обсуждать

Эффективность мозгового штурма является предметом дебатов среди психологов и исследователей разума. Существуют исследования, утверждающие, что творческие способности отдельных людей в одиночку выше, чем в группах, поскольку существует естественное самосознание присутствия и мнения другого, определенное стремление очаровать и угодить. Однако мозговой штурм продолжает использоваться в самых разных условиях как инструмент для стимулирования творческого хаоса

Характеристики мозгового штурма

Сессия мозгового штурма характеризуется:

  • Объединение группы людей вокруг одной темы для размышлений , под условием внесения всех идей, которые у них есть по этой теме. Эти группы могут различаться по количеству участников, но их число должно быть приемлемым, позволяющим создать атмосферу доверия и свободы.
  • Поощряйте создание идей без осуждения, т.е. чистое, нефильтрованное творчество , а затем выберите наиболее перспективные идеи и переходите к обсуждению.
  • Воспользоваться разнообразием группы участников и возможностью творить на основе того, что кто-то другой представил себе первым.
  • Требуется модератор и кодекс уважения , чтобы избежать беспорядка во взаимодействии между участниками. Цель – творческий хаос, в котором эго и социальные ситуации занимают минимальное место.
  • Иметь установленную продолжительность времени (обычно от 60 до 90 минут).

Для чего нужен мозговой штурм?

Мозговой штурм – это полезный инструмент для выхода из традиционных форм мышления и поощрения свободного подхода к заданной теме. Это означает, что он позволяет участникам использовать свой творческий потенциал, не опасаясь мнения других, что позволяет им чувствовать себя гораздо свободнее и быть более смелыми в своих предложениях

Таким образом, мозговой штурм направлен на получение большей творческой отдачи, то есть на накопление за короткий промежуток времени большого количества оригинальных идей , а затем выбор из них лучшей одной или двух

Преимущества и недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм имеет как полезные и положительные стороны, так и недостатки. Оба варианта можно резюмировать следующим образом:

Преимущества мозгового штурма Недостатки мозгового штурма .

За короткий промежуток времени у вас появляется множество идей. Это может стать хаотичным и разочаровывающим опытом, если у вас нет четких правил.
Вы получаете гораздо более смелые и свободные идеи, чем в более формальном контексте. Опыт может быть монополизирован несколькими участниками, в то время как остальные едва созерцают его.
Совместная работа и развитие горизонтальности в команде. Для этого необходим запас доверия между участниками, который не всегда легко создать.
Поощряет оригинальное и нестандартное мышление. Есть риск ходить по кругу и ни к чему не прийти.

Как провести мозговой штурм?

Для проведения мозгового штурма необходимо выполнить следующие действия:

  • Выбор участников. Идеальная группа для мозгового штурма состоит из людей, которые отличаются друг от друга, имеют разные профессии и разные ценности , но обладают достаточным организационным духом или дисциплиной, чтобы не вступать в личные диатрибы. Один из них должен быть модератором; в идеале, кто-то, кто имеет определенный авторитет в этом вопросе. После выбора, всегда в ограниченной группе, они должны встречаться в отдельном помещении, без контакта с другими людьми и прерываний.
  • Установите основные правила. Важно, чтобы участники были готовы к сессии, хотели сотрудничать и понимали основные правила мозгового штурма, а именно:
  • Приостановление судебного решения. Во время мозгового штурма вклад не будет критиковаться или оцениваться, но все возможные идеи будут обобщены и записаны. Дебаты оставим на потом.
  • Идеи никому не принадлежат. Это не конкурс креативности или популярности, а интенсивная сессия свободного мышления. Таким образом, нет победителей и проигравших, нет необходимости соревноваться за то, чтобы иметь больше и лучше идей, и вполне возможно брать чужие идеи, дополняя, изменяя или развивая их.
  • Все участники должны внести свой вклад. Никто не должен молчать. Все идеи одинаково валидны и должны быть приняты к сведению без различия или дискриминации. Представленные идеи могут быть разных типов, смешные, серьезные, смелые, без ограничений.
  • (Вести протокол заседания). Когда начнется мозговой штурм, в идеале нужно иметь доску или что-то вроде доски для записи возникающих идей, чтобы они были видны всем. Сессия должна длиться определенное время и проходить в атмосфере доверия, сотрудничества и, если возможно, общения.
  • Выберите лучшие из записанных идей. По истечении времени, отведенного на мозговой штурм, следует оценить и обсудить записанные идеи, принимая во внимание плюсы и минусы каждой из них, пока не будут найдены лучшие. Эти окончательные идеи следует рассматривать как плод деятельности и, следовательно, как результат коллективного вклада.

 

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий