\ В рамках республиканской педагогической ярмарки научные сотрудники Института национальных школ РС (Я) провели семинар по результатам научно-исследовательской работы.

В рамках республиканской педагогической ярмарки научные сотрудники Института национальных школ РС (Я) провели семинар по результатам научно-исследовательской работы.

« Назад

03.07.2018 10:09

28-29 июня 2018 года в с. Бердигестях Горного улуса организована  XVI Республиканская педагогическая ярмарка “Сельская школа & Образовательная марка-2018” с участием более 1500 представителей системы образования нашей республики. В рамках данного мероприятия по направлению «Арктическое образование» был проведен семинар «Система формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей у детей коренных народов Севера в условиях внедрения ФГОС». Модераторами выступили:  Иванова А.В., к.п.н., в.н.с. ИНШ РС (Я); Федоров Г.М., к.п.н., в.н.с. ИНШ РС (Я). В работе семинара приняли участие педагоги из Анабарского, Момского, Эвено-Бытантайского, Булунского, Оленекского, Кобяйского районов, г. Нерюнгри, представители Северо-Восточного федерального университета, Министерства образования и науки РС (Я).

В теоретической части семинара перед участниками выступили научные сотрудники Института национальных школ РС (Я) по проблемам формирования этнокультурной, региональной, гражданской идентичности у детей дошкольного и школьного возраста.

Ведущий научный сотрудник, к.п.н. Иванова А.В. ознакомила с промежуточными результатами темы НИР по системе формирования идентичности у детей народов Севера через предметы культуры. В ходе своего выступления познакомила с результатами контент-анализа по изучению национальной культуры в 16 регионах России, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера. Проведенные исследования  выявили проблему по учебно-методическому обеспечению предметов культуры в регионах проведения исследования. Алёна Васильевна представила концепцию Института национальных школ РС (Я) по предметам культуры, в соответствие с которой рекомендуется отдельное учебно-методическое обеспечение по языкам обучения: для образовательных организаций с якутским, русским языками обучения и для школ коренных малочисленных народов Севера. Также участникам семинара были предложены тематическое содержание, виды заданий, интересные рубрики новых учебных пособий, направленных на формирование позитивных типов идентичности.

Ведущий научный сотрудник, к.п.н. Федоров Г.М. по теме НИР обозначил отличительные черты форсайта, т.е. взгляда на будущее региональной идентичности на примере предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Озвучил специфику разработки универсальных модульных курсов по данному предмету для начальных школ Севера и Арктики, которые позволяют использовать их в учебном процессе при выборе разных образовательных систем учителем. Изложил уникальность отбора содержания и методики обучения модульного курса для 1-4 классов по предмету «Окружающий мир» с учетом региональной и этнической идентичности.  Федоров Г.М. изложил новые подходы конструирования календарно-тематического планирования в 4 классах с учетом предметных (КЭС – контролируемые элементы содержания; КПУ – контрольно-проверяемые умения) и метапредметных (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные). Сообщил о специфике ВПР по предмету «Окружающий мир» в начальной школе с учетом региональной идентичности и о кодификаторах планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание», разработанных на основе федерального государственного стандарта начального общего образования с учетом Планируемых результатов начального общего образования и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир».

Научный сотрудник Андросова Ю.В. ознакомила с особенностями формирования гражданской и этнокультурной идентичности у детей коренных малочисленных народов. В своем докладе Юлия Владимировна рассказала об особенностях формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте. Участникам семинара были представлены не только теоретические, но и практические аспекты. Так, им было интересно узнать, что в 6-7 лет ребенок уже владеет первыми фрагментарными знаниями о своей этнической принадлежности, а в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) можно говорить о сформированности этнической идентичности. Этническая идентичность при формировании имеет также свои стадии развития (когнитивный, эмоциональный, деятельностный). Основным выводом выступления стало мнение о том, что многонациональная среда даёт ребенку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп.

Кириллина К.В., учительница кочевой общеобразовательной школы «Күөнэлэкээн» Оленекского района, рассказала об уникальном опыте работы кочевой школы в суровых арктических условиях. 

Во время практической части участники семинара, работая в группах, выработали задания и критерии оценивания, направленные на формирование гражданской, региональной идентичности в рамках учебных предметов «Окружающий мир», «Культура народов Севера».

Итогом семинара стало принятие решения о необходимости разработки учебных пособий по культуре народов Севера, создания универсальных модульных курсов по отдельным предметам, в частности, по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности.

1 фото в тексте

2 фото в тексте

3 фото в тексте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить