Главная страница » Научный метод
Знания

Научный метод

Мы объясняем, что такое научный метод, его этапы и особенности. Кроме того, пошагово приводятся примеры его применения
Научный метод может использоваться в таких разных науках, как химия и психология

Что такое научный метод?

Научный метод – это процесс , целью которого является установление взаимосвязей между фактами, чтобы сформулировать законы и теории, которые объясняют и обосновывают, как устроен мир

Это строгая система с рядом шагов, направленных на получение научных знаний путем эмпирической проверки явлений и фактов. Научный метод использует наблюдение для выдвижения гипотезы , которая затем проверяется посредством экспериментов

Многие из известных нам сегодня открытий начались с гипотезы, которая была проверена с помощью этого метода. Она используется в большинстве наук , таких как химия физика психология ; и может применяться для объяснения повседневных явлений

Галилео Галилей был одним из пионеров в использовании экспериментального научного метода. На протяжении многих лет его применение имело множество интерпретаций многими мыслителями, включая Джона Локка, Исаака Ньютона, Дэвида Юма, Иммануила Канта и Карла Гегеля. В ‘Рассуждении о методе’ (1637) Рене Декарт изложил определенные правила, позволяющие направлять разум к истине в науках

Почему именно научный метод?

С тех пор как человек начал использовать разум для своего развития, он нуждается в объяснении определенных явлений, которые управляют миром. В зависимости от области деятельности и последствий исследования существует ряд методов, которые помогают в обнаружении. Исторический метод – это не то же самое, что логический метод, так же как индуктивный или дедуктивный метод – это не одно и то же

Однако научный метод доминирует и может быть экстраполирован почти на все науки , потому что он основан на двух фундаментальных столпах: фальсифицируемости и воспроизводимости:

  • Фальсифицируемость. Свойство, которым обладают предложения, законы или теории (которые научный метод считает истинными), быть переоцененными как ложные. Эта идея была предложена австрийским философом Карлом Поппером и позволяет отличить научное знание от ненаучного.
  • Воспроизводимость Способность данной части научного знания быть воспроизведенной другим человеком и в другое время при тех же условиях с получением того же результата.

Характеристики научного метода

Научный метод поддается проверке и объяснению.

  • (Строго.)Исследователь должен соблюдать порядок всех этапов метода, не изменяя ни один из них.
  • Цель. Она основана на конкретных и проверяемых фактах, а не на желаниях, убеждениях или мнениях. Ученый или исследователь обязан держать свой субъективный взгляд вне исследования
  • Progressive. Полученные знания накапливаются. Она может подтвердить или дополнить существующие исследования и открытия, или даже исправить их.
  • (Рационально.)Использует разум для умозаключений и основывается на логике , а не на мнениях или убеждениях.
  • Проверено. Предложенная гипотеза должна быть применима и поддаваться эмпирической проверке путем проведения экспериментов.

Этапы научного метода

  • Наблюдение. Посредством чувствительной деятельности человек дает отчет о представленных ему явлениях. На этом первом этапе наблюдаются и фиксируются явления реальности. Важно принять во внимание объективные факты и оставить в стороне субъективные или личные мнения.
  • Наблюдаемые явления могут иметь закономерность или особенность, которая объединяет их. Это наблюдение вызывает вопросы и расспросы о каком-то факте или явлении.
  • Гипотеза. После того, как вопрос задан, гипотеза – это возможное объяснение заданного вопроса. Эта гипотеза должна поддаваться эмпирической проверке.
  • Экспериментирование. Гипотеза проверяется достаточное количество раз для установления закономерности.
  • Демонстрация С помощью двух вышеуказанных шагов можно определить, была ли заявленная гипотеза истинной, ложной или нерегулярной. Если гипотезу нельзя проверить, можно сформулировать новую гипотезу.
  • Диссертация. Если гипотеза не опровергнута, поскольку она проверяется во всех случаях, делаются выводы , диктующие научные законы и теории.

 

Примеры научного метода

Вакцина против полиомиелита – Джонас Салк (1955)

  • Ремарка. В 1947 году полиомиелит был очень распространенным заболеванием в США и во всем мире, вызываемым полиовирусом.
  • Индукция и вопросы. В ходе предыдущих исследований удалось вырастить вирус в лабораторных условиях. Джонас Салк при поддержке Национального фонда США по детскому параличу решил разработать прототип вакцины.
  • Гипотеза. Разработка первой вакцины против полиомиелита может быть получена из убитого вируса.
  • Экспериментирование. В течение восьми лет Салк проводил эксперименты в лаборатории. Первая вакцина была испытана Салком, его родственниками и группой добровольцев. После этого первого испытания Салк начал клинические испытания на двух миллионах детей.
  • Демонстрация . В 1955 году, по результатам испытаний на детях, вакцина была признана безопасной и эффективной для предотвращения полиомиелита в 90% случаев.
  • Тезисы . Салк разработал инъекционную вакцину на основе трех штаммов вируса, выращенных в тканях обезьян и инактивированных в формалине. Сразу же началась массовая вакцинация, и случаи полиомиелита стали резко сокращаться.

Вакцина против полиомиелита – Альберт Сэбин (1962)

  • Ремарка. В то же время, когда Салк исследовал свою вакцину, Альберт Сабин пытался разработать вакцину против полиомиелита.
  • Индукция и вопросы. Как разработать прототип вакцины?
  • Гипотеза. Вакцина, разработанная на основе живого вируса, может гарантировать иммунитет пациента на длительный период.
  • Экспериментирование. Альберт Сэбин провел первые испытания своей вакцины на себе, членах своей семьи, группе исследователей и заключенных тюрьмы. Массовое испытание было проведено Министерством здравоохранения Советского Союза в 1957 году.
  • Демонстрация . В 1962 году Служба здравоохранения США одобрила разработанную Сэбином вакцину, и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала ее использовать.
  • Тезисы. Была разработана вакцина в виде сиропа, который принимается перорально. Этой вакцине удалось не только защитить людей от полиомиелита, но и предотвратить носительство болезни и, следовательно, ее распространение (это главное отличие от вакцины Салка). Она до сих пор является наиболее широко используемой вакциной в борьбе с полиомиелитом.

Продолжение следует: Научное мышление

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий