Главная страница » норвежская мифология
Культура и общество

норвежская мифология

Мы объясним, что такое норвежская мифология, ее миры и главных богов. Также его космогония и то, что такое Рагнарёк
В норвежской мифологии было множество богов и других сверхъестественных существ

Что такое норвежская мифология?

Скандинавская мифология, германская мифология или скандинавская мифология – это название, данное образам, общим для религии легенд и историй, свойственных скандинавским германским народам, населявшим северные регионы Европы

Наиболее хорошо сохранившаяся часть этой культурной традиции относится, прежде всего, к эпохе викингов (789-1100 гг. н.э.), которая последовала за германским железным веком.н.э.), который последовал за германским железным веком , когда эти народы опустошили большую часть Европы, юго-западной Азии, Африки и западной части Северной Америки

Как и многие другие мифологические традиции, скандинавская мифология объединяла в себе обширный свод историй и фантазий, которые воплощали нераскрытую религию (т.е. такую, в которой боги не доносят до людей конкретную истину ), и не имела собственной священной книги, но передавалась устно через рассказы, песни и лирическую поэзию

На самом деле, наши современные знания о норвежской мифологии получены из Эдд, средневековых сборников, составленных около 1270 года, во время или после христианизации Северной Европы

Истории норвежской мифологии отражают в основе своей воинственный и пантеистический взгляд на мир, в котором сосуществовали девять первобытных миров, связанных ветвями мирового дерева Иггдрасиль и населенных существами разной природы. Этими девятью мирами были:

  • Мидгард , мир людей, занимавший центр известной вселенной (отсюда его название: mid, середина, gärd, поле возделывания). Он также был известен как Средиземье.
  • Асгард , мир богов, известных как Aesir, в центре которого находится Валгалла, примерно эквивалентная христианскому раю, хотя предназначенная только для воинов, погибших в славном бою.
  • Jötunheim , мир великанов (jötnar) изо льда и скал, примитивных существ, более или менее эквивалентных титанам греко-римской традиции. От Асгарда его отделяла река Ивинг.
  • Нифльхейм , мир тьмы и вечного тумана, место обитания дракона Нидхёггера, который бесконечно грызет корни мирового дерева.
  • Helheim , мир мертвых, который существует в самой холодной и темной области глубин Нифльхейма, и управляется Хелой, богиней смерти. Он был бесконечно окружен рекой Гьёлль, и те, кто входил в него, никогда больше не выходили, например, умершие от болезни, старости или преступники, требующие наказания.
  • Муспельхейм , мир огня, родина огненных великанов, был самым высоким из всех царств, расположенным выше Асгарда и в противоположность Нифльхейму.
  • Альфхейм , мир эльфов, бесплотных существ, ведущих постоянную войну между двумя своими фракциями: светлыми эльфами (Ljósálfar) и темными эльфами (Svártálfar), родственными по крови, но имеющими разные цели.
  • Svartálfaheim , мир темных эльфов, обитателей гор, и, возможно, также норвежских гномов.
  • Ванахейм , мир ваниров, второго клана богов, отличного от эсиров, с которыми они были вовлечены в войну предков. В отличие от богов-воинов Асгарда, это божества , связанные с землей, плодородием, процветанием и морем.

Многие сверхъестественные существа и божества норвежской традиции, как можно видеть, являются частью североевропейского фольклора, выраженного в многочисленных и разнообразных версиях и более или менее свободных адаптациях, в литературных произведениях, фильмах и видеоиграх. Более того, наряду с греко-римской мифологией, египетской мифологией и кельтской мифологией, она является одной из великих мифических сказочных традиций Запада

Вы можете найти: Политеизм

Космогония норвежской мифологии

Как и во всех религиях, скандинавская религия рассказывала о происхождении мира, который был одновременно происхождением богов и девяти царств, из которых он состоял

Как сказано в первой и самой известной поэме поэтической Эдды, Вёлуспа (Пророчество провидца), в начале было только два мира: Муспельхейм, царство огня, и Нифльхейм, царство льда , а между ними была огромная пустота, известная как Гиннунгагап (Глубокая впадина), в которой ничто не обитало

Пока из углей огня и инея льда не родился в пустоте пар, из которого образовался первобытный великан Ймир, а также гигантская корова Аудумбла, благодаря которой первый выжил, выпив ее молоко. Ймир был гермафродитом, и из его тела родились первые великаны , примитивные существа, связанные с природными силами

Со своей стороны, корова растопила лед языком, образовав таким образом Бури, первого из норвежских богов и отца Бора, основателя рода Эсир

Тогда Эсиры восстали против великанов, убили Имира и изгнали оставшихся в живых в Ётунхейм. Из трупа великана они создали мир: из его плоти они создали землю и горы, из его крови – реки, моря и озера, из его костей – скалы, из его волос – деревья и кустарники, а из его черепа они создали небосвод, поддерживаемый на четырех столбах карликами, которых они создали для этой цели

Подобным образом боги создали день и ночь, а затем и первых людей: Аск (ясень) – первого мужчину, а Эмбла (вяз) – первую женщину. Оба были вырезаны из дерева Вили и Ве, братьями Одина, сыновьями Бора. Для них было создано Средиземье, соединенное с Асгардом мостом Бифрост

Главные боги норвежской мифологии

Норвежская мифология богата богами и божествами, а также сверхъестественными существами. Основные боги следующие:

  • Один. Также его называют Вотан, он является богом-отцом Эсира, богом мудрости, войны и поэзии магии , пророчества, охоты и победы. Он живет в Асгарде в своем дворце Валаскьяльф, с трона которого он может обозревать девять миров. В бою он появляется верхом на своем восьминогом коне Слейпнире и с копьем Гунгнир. Он изображен в виде бородатого, одноглазого старика.
  • Thor . Бог грома и силы, связанный с успехом урожая и, конечно же, с справедливостью и битвой, он использовал большой молот Мьёльнир, чтобы пробить себе путь через великанов. Он был сыном Одина и богини Йотун, олицетворявшей землю.
  • Хеймдал. Бог-хранитель Бифроста, моста между миром смертных и миром богов, он был сыном Одина и девяти женщин-великанш, которые вырастили его, напоив кровью вепря. Обладая острым зрением и слухом, он мог не спать несколько дней и, дуя в свой рог, возвещал о грядущей войне между великанами и богами – прелюдии к концу света.
  • Балдер. Бог мира, прощения и света, он является вторым сыном Одина, которого также называют Бальдур или Бальдер. Он погиб от руки своего слепого брата Хёдра, которым манипулировал Локи.
  • Локи. Сын великанов Фарбаути и Лауфей, он – загадочная фигура в норвежском пантеоне, бог обмана и манипуляций, которого эсиры в наказание привязали к трем скалам. Он не был божеством, почитаемым норвежцами, а был второстепенным божеством, наделенным множеством прозвищ (kenningar), считался своего рода плутом среди богов, который часто ставил их в затруднительное положение.
  • Хела. Богиня и королева Хельхейма, дочь Локи и великанши Ангрбоды, она изображается с одной стороны красивой женщиной, а с другой – трупной и гнилостной, так как таково представление о смерти для человека.
  • Фригг. Жена Одина, богиня неба и царица эсиров, она ассоциируется с женским плодородием, любовью, домом и браком , материнством и домашними делами, а также мудростью и прозорливостью. Она единственная способна сидеть на небесном троне рядом со своим мужем.
  • Тир. Норвежский бог войны, изображаемый в виде однорукого мужчины, сын Одина и Фригг по одним версиям, а по другим – Ймира и великанши Фрилле. Его отсутствующую руку съел Фенрир, мифический гигантский волк, и наряду с Одином он считается одной из авторитетных фигур норвежского пантеона.
  • Фрей. Ванир, брат Фрейи, повелитель растительности, дождя, восходящего солнца и мужского плодородия. Он является одним из важнейших богов норвежского язычества и любимым богом эльфов, часто изображаемым с помощью фаллических символов.
  • Фрея. Ванирская сестра Фреи, богиня любви, соблазна и красоты, а также женского плодородия, к которой обращались за хорошими результатами в родах и урожаях. Наряду с Фригг она была самой почитаемой богиней в норвежской религии, хотя ее также связывали с некоторыми аспектами войны, смерти, магии и богатства.

Рагнарёк в норвежской мифологии

В норвежской религии также существовало пророчество о будущем мира, известное как Рагнарёк или Судьба богов. Это видение будущего было мрачным и состояло из великой битвы в конце света между эсирами и великанами, первыми во главе с Одином, а вторыми – Суртом, великаном огня

Вся известная вселенная будет уничтожена в этой последней битве , в которой примут участие воины, выбранные Одином из числа тех, кто погиб в бою (и был спасен валькириями для ожидания Рагнарека в Валгалле). Хотя сами боги через гадания знают, что произойдет, даже они не в силах предотвратить это

Начало конца, согласно традиции, ознаменовалось бы смертью Бальдура и наказанием Локи, а также рождением двух злых существ, дочерей Бальдура и Ангрбоды:

  • Фенрир , огромный, чудовищный волк, который пожирает руку Тира, когда тот пытается связать его золотой цепью. Его судьба – убить Одина во время финальной битвы, а затем быть убитым одним из сыновей Эсира, Видаром.
  • Jörmundgander, гигантский змей, окружающий Мидгар, морское чудовище, которое также служит лентой мира, т.е. своим хвостом охватывает всю Землю. Миф гласит, что змея, голодная и неспособная насытиться тем, что она нашла в Мидгаре, начала пожирать себя за хвост, таким образом, породив символ вечности, который вдохновляет алхимический Уроборос. Его роль в Рагнареке – выходить из морей и отравлять небеса. Тор убьет его, но после этого он упадет отравленным.

В конце пророчества вся Вселенная будет подожжена Суртом, что будет стоить жизни всем живым существам, погаснут Солнце и звезды, а Земля погрузится в море

Выживут лишь несколько богов, чтобы увидеть, как из вод появится новая и более справедливая земля , которая будет отдана двум единственным выжившим людям: Líf (жизнь) и Lífbrasir (тот, кто ищет жизнь), которые заселят мир людей и будут поклоняться новому пантеону богов, которым теперь правит Балдер

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий