Главная страница » Общественный договор
Культура и общество

Общественный договор

Мы объясним, что такое общественный договор и какой вклад в эту теорию внесли Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо
Согласно теории общественного договора, государство является гарантом прав граждан

Что такое общественный договор?

В политической философии, теории права и других смежных дисциплинах политическая теория, объясняющая происхождение и назначение государства , а также прав человека , называется общественным договором

В его основе лежит идея о том, что в обществе существует широкое согласие относительно его прав, обязанностей и существования государства, наделенного властью управлять в рамках установленных законов моральных норм. Проще говоря, общественный договор – это соглашение между гражданами общества, породившего государство

Основная формулировка этой теории приписывается швейцарскому философу и писателю Жан-Жаку Руссо (1712-1778). Этот автор был одним из ведущих представителей европейского Просвещения , чьи идеи проложили путь к Французской революции 1789 года

Однако можно проследить схожие идеи в таких древних произведениях, как ‘Республика’ греческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) или ‘Столичные максимы’ (427-347 гг. до н.э.).до н.э.) или ‘Капитальные максимы’ Эпикура (341-279 гг. до н.э.).до н.э.), о жестокой и эгоистичной природе, из которой происходит человек и о том, как необходимо было установить соглашение о сосуществовании для основания цивилизации

Другими более поздними авторами были англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), как мы увидим ниже

Договор, описанный в общественном договоре, не обязательно является явным договором, то есть мы не можем проследить в истории человечества подписание такого договора. Напротив, это негласное, воображаемое и социальное соглашение

В этих условиях родилось государство, которое мыслилось как гарант прав граждан и орган, утверждающий обязанности, хотя понимание государства было очень разным и сильно менялось на протяжении всей истории человечества

Вам может быть полезно: Политика

Вклад в общественный договор Томаса Гоббса

Гоббс изобразил государство в виде Левиафана, непобедимого чудовища.

Первым философом, предпринявшим официальную попытку создания договорного произведения (т.е. отстаивания общественного договора), был Гоббс в своем знаменитом ‘Левиафане’ (1651), написанном в период гражданской войны в Англии

Гоббс ставит вопрос о том, кто должен осуществлять суверенитет государства – король или парламент. Наконец, он приходит к выводу , что для обеспечения мира среди граждан всегда необходим некий общественный договор, то есть искусственный порядок

Гоббс считает, что люди все равны перед природой , поскольку в конечном счете они наделены инстинктом самосохранения, который не делает различий между социальными классами или политическими мотивами. Этот инстинкт обрекает человека на вечное состояние войны или конкуренции

Поэтому государство как центральная власть необходимо. Для его создания граждане должны отказаться от своего естественного права на насилие , чтобы поддерживать мир

В воображении Гоббса государство представлено Левиафаном, библейским чудовищем, поскольку оно должно стать верховной, непобедимой силой, единственно справедливой и необходимой

Вклад в общественный договор Джона Локка

По Локку, гражданин жертвует своим правом на самозащиту, чтобы государство могло сделать это за него.

В случае Локка, работа, которая объединяет его мысли об общественном договоре – это ‘Два очерка о гражданском правлении’ (1690). Там он исходит из глубоко христианской концепции человека: человек – творение Бога, жизнь которого принадлежит не ему самому, а Творцу

Таким образом, человек не обладает моральной квалификацией, чтобы распоряжаться ни своим существованием , ни существованием других существ. У него есть только право и обязанность сохранять свою жизнь. Поэтому в глазах Бога все люди равны в правах и суверенитете

Однако, поскольку люди живут вместе с себе подобными, существует необходимость судить о том, что делать в случае, если кто-то нарушает право другого на существование, и какие шаги следует предпринять для осуществления справедливости

Поскольку в природе человека нет ничего подобного, общественный договор рождается для того, чтобы создать правосудие как институт: судью для разрешения споров, соответствующих естественному праву человека, и для гарантии основных прав человека, которые, по словам Локка, заключаются в жизни равенстве свободе собственности

Подобно Гоббсу, Локк утверждает неизбежную необходимость пожертвовать естественным правом человека, тем примитивным насилием, которое позволяет защищать собственное существование, чтобы за него это сделало гражданское общество , тот общий судья

Эта власть не может принадлежать одному органу, как в случае абсолютной монархии, а должна быть сформирована парламентом, то есть органом представителей общества, избранных им самим и из его среды

Наконец, для Локка существует два этапа формирования общественного договора: первый, на котором создается сообщество и преодолевается естественный закон (Договор формирования общества), и второй, на котором создаются отношения между правителями и управляемыми (Договор формирования правительства)

Вклад в общественный договор Жан-Жака Руссо

Руссо подверг сомнению социальный порядок, предложенный монархией.

Именно Руссо довел эту мысль до ее вершины в ‘Общественном договоре’ (1762), взяв на вооружение некоторые индивидуалистические положения Локка, но при этом соблюдая собственную дистанцию. Руссо посвятил себя наблюдению за окружающим его обществом, в котором господствовала абсолютная монархия

Вскоре он пришел к фундаментальным выводам о связи между государем и подданными, отметив, что она возникает не в результате подчинения или покорности, а в результате того, что народ добровольно признает суверенитет короля , отказываясь от состояния естественной невинности, чтобы подчиняться правилам общества, получая взамен ряд благ, приличествующих социальному обмену

Такое согласие дается на условиях того, что он называл общественным договором. Для Руссо человек в своем естественном состоянии был невинен, не знал зла и знал только два основных чувства: любовь к себе, т.е. самозащиту, и отвращение к страданиям других, т.е. жалость

Но по мере того, как они становятся частью массового общества, появляются новые (и ложные) потребности, что заставляет их создавать новые механизмы для их удовлетворения, и чем больше у них есть, тем больше они хотят

Затем те, кто накопил наибольшее богатство, заключают общественный договор, который защищает их и закрепляет их привилегии. Взамен они предлагают несправедливый, но мирный порядок, который в итоге принимается как единственный естественный порядок вещей

Таким образом, можно увидеть, как идеи Руссо послужили вдохновением для грядущей Французской революции , в ходе которой был уничтожен анцианский режим и создана республика. Этот переход представлял собой необходимое переосмысление общественного договора, чтобы освободить место для договора, более соответствующего социальным потребностям того времени

Антон Иванов

Антон Иванов

Участник V российского культурологического конгресса, куратор выставки современного искусства Deep Inside. Считаю, что культура — это неисчерпаемый источник творческого вдохновения человечества, эффективный инструмент самосовершенствования каждой отдельной личности.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий