Главная страница » Осмысленное обучение
Психология

Осмысленное обучение

Мы объясним, что такое осмысленное обучение, каковы его принципы и преимущества. Мы также объясняем роль учителя
При осмысленном обучении учащиеся изучают новую информацию, связанную с той, которой они уже владеют

Что такое осмысленное обучение?

5RYMB обучение – это процесс, в ходе которого люди приобретают новые знания навыки убеждения ценности в результате динамики наблюдения, практики и рассуждений. Это сложный процесс, который можно понять с разных точек зрения, что порождает различные теории обучения, т.е. различные объяснения и описания его природы

В то же время теории обучения являются ключом к созданию методов преподавания и обучения, то есть протоколов и методик , способствующих обучению людей (особенно детей). Одним из таких методов и теорий является так называемое осмысленное обучение

Осмысленное обучение – это конструктивистский взгляд на обучение , то есть он считает необходимой активную и протагонистскую роль учеников в образовательном процессе, и согласно которому все новые полученные знания обусловлены уже имеющимися знаниями и опытом. Это означает, что когда учащийся усваивает информацию, она ассоциируется с уже имеющейся у него информацией, в результате чего изменяется и та, и другая: добавляется новая информация и реструктурируется старая

Осмысленный процесс обучения построен таким образом, что новые идеи закрепляются за уже существующими, чтобы установить между ними связь, которая расширяет когнитивную структуру индивидуума. Другими словами, обучение предполагает не только добавление информации в память , но и изменение существующей информации и образа мышления на основе этих новых данных и опыта

Теория осмысленного обучения была предложена американским психологом и педагогом Дэвидом Аусбелом (1918-2008), чьи работы имели огромное значение для развития педагогического конструктивизма. Его теории с самого начала противостояли традиционной модели образования путем повторения и запоминания, которая отводит ученику пассивную роль в образовательном процессе

Принципы осмысленного обучения

Согласно теории Аузубеля, осмысленное обучение является постоянным, приводит к изменению моделей познания и основывается на предыдущем опыте. По этой причине оно может происходить как при участии преподавателя , как проводника и ориентатора учебного опыта, так и в режиме самообучения, путем собственных открытий студента

Взаимосвязь между предыдущими знаниями индивида и вновь приобретенными знаниями может быть сравнением, ассимиляцией и интеркаляцией, но ее результатом всегда является построение более широкой совокупности знаний. Это процесс артикуляции и ассимиляции смыслов, который может происходить в соответствии с четырьмя различными процессами:

  • Производное subsumption. Этот процесс происходит, когда новая концепция ассимилируется с уже существующей, добавляя информацию, но не изменяя существенно существующую когнитивную модель. Речь идет о познании новых примеров уже известных категорий, например, открытие нового вида помидоров, которое добавляет информацию к категории помидоров, но не изменяет ее радикально.
  • Коррелятивная субсуммация. Этот процесс происходит, когда новая концепция усваивается существующей, но в процессе изменяется важным образом то, что было понято, и формируется новое знание. Это происходит, когда обнаруживаются новые примеры известных категорий, которые бросают вызов или разрушают форму и заставляют строить новую. Например, открытие нового вида паука, которое ставит под сомнение то, что было известно о пауках ранее, и таким образом расширяет или увеличивает понятие паука.
  • Супраментальное обучение. Этот процесс происходит противоположно субсуммированию, поскольку новое полученное знание привносит общую категорию, примеры которой уже были известны, но связь между ними не была известна. Например, если понимать, что известные арахниды, насекомые и ракообразные относятся к одному филогенетическому семейству – членистоногим.
  • Комбинаторное обучение. Этот процесс происходит, когда обучение происходит по аналогии, то есть между двумя понятиями, принципами или категориями, которые не имеют ничего общего друг с другом, но которые позволяют построить отношения и, следовательно, новые идеи. Например, чтобы понять, как происходит оплодотворение у человека, можно рассмотреть хорошо знакомый процесс прорастания и посева семени растения.

Преимущества осмысленного обучения

Преимущества осмысленного обучения перед традиционным заучиванием заключаются в следующем:

  • Оно дает человеку активную роль в собственном образовании, что мотивирует, стимулирует и поощряет интерес к учебе.
  • Приобретение знаний происходит в связи с реальным опытом и уже освоенными понятиями , что позволяет все легче и легче накапливать новые знания.
  • Знания, полученные таким методом, имеют тенденцию быть более постоянными и иметь большую связь с человеком, чем те, которые просто запоминаются.
  • Она позволяет создать образовательную модель большей автономии , которая укрепляет самооценку и позволяет человеку учиться более индивидуально, в соответствии с его когнитивными схемами и предыдущим опытом.

Роль учителя в осмысленном обучении

В отличие от традиционной роли учителя в модели заучивания, которая рассматривает учителя как средство передачи информации из головы учителя в голову учеников, место учителя в осмысленном обучении больше похоже на роль фасилитатора или компаньона в процессе. Согласно взглядам Аусюбеля, роль учителя должна определяться шестью фундаментальными задачами:

  • Определите наиболее значимые концепции, предложения и идеи изучаемого содержания, чтобы построить концептуальную карту , которая организует работу в классе и позволяет понять качество содержания, а не содержание.
  • Определите, какими понятиями, предложениями и идеями (субсуммами) должен владеть учащийся, чтобы иметь возможность работать с содержанием, которое ему предстоит изучить.
  • Провести диагностику , чтобы выяснить, обладают ли учащиеся необходимым содержанием для усвоения нового предмета.
  • Помочь ученику усвоить содержание в соответствии с его когнитивной структурой , не навязывая определенных структур, а осуществляя образовательную транзакцию: обмен значениями, который позволяет ученику переформулировать свою концептуальную структуру.
  • Способствовать прямому контакту между обучающимся и знанием , т.е. между субъектом и объектом, и обеспечивать необходимую ориентацию или руководство для решения проблем, возникающих на основе непосредственного опыта.
  • Подвести учащегося к применению полученных знаний на практике, чтобы они усвоились и закрепились.

Как внедрить осмысленное обучение в классе?

Для того чтобы применить принципы осмысленного обучения в академической среде, рекомендуется понимать учебный процесс как последовательность фаз или этапов, включающих непрерывную оценку обучения. Существует три таких этапа:

  • Начальная стадия. Это включает в себя начальный вызов, т.е. препятствие или трудность, которая содержит ситуации, способствующие обучению и переживанию желаемых компетенций. Затем следует изучить уже приобретенные знания, которые наиболее подходят для решения проблемы. При этом учащиеся должны играть активную роль, исследуя свою память и знания прагматичным и автономным способом.
  • Промежуточная фаза. Необходимо использовать предшествующие организаторы или когнитивные мосты, которые представляют собой ресурсы, извлеченные из различных средств массовой информации, таких как Интернет, журналы, книги, мультимедиа, среди прочих, роль которых заключается в том, чтобы вызвать у учащегося связи или соединения с уже имеющимися знаниями, которые ему/ей необходимы для решения текущей задачи. На их основе начинается выявление и организация новой информации, на основе которой можно решить задачу, таким образом, присоединяя новые понятия к уже имеющимся.
  • Заключительная фаза. Укрепление и интеграция новых концепций должны быть реализованы на практике посредством упражнений и практического, опытного применения через задания, выполняемые студентом. Наконец, приобретенные компетенции должны быть оценены путем постановки новых ситуаций, незнакомых обучающемуся, предоставляя ему возможность продемонстрировать, как он/она усвоил/а новые знания.

 

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий