Мы объясним, что такое парадигма и какова ее функция в истории науки. Кроме того, парадигмы в социальных исследованиях и образовании
Каждая дисциплина на протяжении истории меняет парадигмы
Что такое парадигма?
Парадигма – это объяснительная модель, разделяемая научным сообществом в определенное время . В свободном смысле этот термин используется как пример или модель. Это связано с тем, что первоначальное значение слова происходит от греческого parádeigma (παράδειγμα), что означает лекало или образец. Слово parádeigma происходит от paradeikunai, что означает демонстрировать или доказывать
В общем, обычно различают два смысла парадигмы. Первый относится к набору убеждений , ценностей и методов , разделяемых любым сообществом. Это социологический смысл термина. Второй смысл указывает на тип элемента (из этого множества), который функционирует как модель или пример для решения различных поставленных задач. В этом заключается философский смысл парадигмы
Для науки парадигма – это то, что разделяют различные члены научного сообщества , которое, в свою очередь, определяется как совокупность людей, разделяющих парадигму. Понимаемая таким образом парадигма включает в себя два развернутых понятия парадигмы: социологическое и философское
Вам может быть полезно: Традиция
Научная парадигма согласно Куну
Томас Кун (1922-1996) был американским физиком, историком науки и философом, который с 1960 года работал над понятием парадигмы
Опираясь как на социологический, так и на философский смысл понятия парадигмы, Кун излагает несколько способов, с помощью которых можно понять, что означает парадигма. Для общего подхода выделяют, по крайней мере, четыре:
- Парадигмы как общепризнанные научные достижения. На какое-то время они предоставляют модели проблем и решений определенному научному сообществу.
- Парадигмы как научные достижения, которым не хватает прецедента. Они привлекают устойчивую группу сторонников, но не являются достаточно совместимыми, чтобы оставить проблемы нерешенными.
- Парадигмы как модели или образцы, принятые способом, эквивалентным принятию судебного решения в праве. Парадигма функционирует в догматическом, регулятивном и детерминирующем ключе.
- Парадигмы, разделяемые членами определенного научного сообщества. Это наиболее общий и общепринятый смысл парадигмы.
Кун утверждает, что парадигма состоит из двух частей: дисциплинарной матрицы и социологического компонента. Дисциплинарная матрица включает в себя символические обобщения теорий или законов. Она характеризуется особыми моделями или эвристиками (изобретенными, открытыми), символическими выражениями, общими ценностями и типичными моделями решения проблем
Социологический фактор или компонент работает с отношениями между учеными, составляющими сообщество общей парадигмы
Типичный пример научного сообщества, разделяющего парадигму, можно найти на конференциях по философии науке и различным дисциплинам. Если мы подумаем о конгрессе по платонизму, то те, кто примут в нем участие, будут разделять основные заповеди и философские системы, созданные Платоном
Парадигмы социальных исследований
социальных науках мы также работаем с различными парадигмами. Хотя верно, что для точных наук (таких как математика или химия ) социальное не всегда соответствует научной строгости, существует, по крайней мере, два способа понимания парадигм этих наук:
- Количественная парадигма. Количественные парадигмы стремятся к знаниям как можно более объективным, которые не учитывают субъективность вовлеченных субъектов, но опираются на статистические методы, анализ вторичных данных и другие инструменты, позволяющие понять поведение
- Качественная парадигма. Качественные парадигмы фокусируются на понимании социальных смыслов. Для этого они предпочитают инструменты, основанные на анализе дискурса, социального творчества или истории жизни, поскольку главное – понять, как субъективность определяет социальное поведение.
Образовательные парадигмы
Конструктивистская парадигма стремится к тому, чтобы ученик играл более активную роль.
Образовательные парадигмы относятся к способу мышления и понимания образовательного процесса, а также к различным педагогическим моделям, которые применяются на практике в учебных заведениях
В настоящее время существует как минимум четыре парадигмы образования:
- бихевиористская парадигма. Он основан на объективистском или научном взгляде на образование. Она направлена на достижение количественных, наблюдаемых и конкретных результатов, через систему обучения путем обуславливания через поощрения и наказания.
- Парадигма когнитивная . Фокусируется на понимании процесса обучения через исследование, погружающееся в личность.
- Экологическая или социально-историческая парадигма. Полагается на сам процесс обучения, а не на результаты, которые могут быть достигнуты. Она предполагает, что обучение происходит в тесной связи с окружающей средой, поэтому, контролируя среду, можно контролировать и образование.
- Конструктивистская парадигма. Она основана на образовательной модели, в которой ученик играет роль главного героя и познает реальность на основе собственного опыта и на контрасте со сверстниками. Это подразумевает активную, а не пассивную роль.
Смена парадигмы
Смена парадигмы происходит, когда модель не может интерпретировать определенные аспекты реальности. Может случиться и так, что, изменяя наблюдаемую реальность, она заставляет вырабатывать новое мировоззрение , поскольку парадигма – это не просто текущая теория, а целая система убеждений и предпосылок
Кун называл смену парадигм ‘научными революциями’. Отсюда в обиход вошло выражение ‘смена парадигмы’, обозначающее масштабное изменение взглядов, методов или тенденций, применимое к любой другой области знаний или человеческого опыта
Добавить комментарий