Главная страница » Парадигма
Знания

Парадигма

Мы объясним, что такое парадигма и какова ее функция в истории науки. Кроме того, парадигмы в социальных исследованиях и образовании
Каждая дисциплина на протяжении истории меняет парадигмы

Что такое парадигма?

Парадигма – это объяснительная модель, разделяемая научным сообществом в определенное время . В свободном смысле этот термин используется как пример или модель. Это связано с тем, что первоначальное значение слова происходит от греческого parádeigma (παράδειγμα), что означает лекало или образец. Слово parádeigma происходит от paradeikunai, что означает демонстрировать или доказывать

В общем, обычно различают два смысла парадигмы. Первый относится к набору убеждений , ценностей и методов , разделяемых любым сообществом. Это социологический смысл термина. Второй смысл указывает на тип элемента (из этого множества), который функционирует как модель или пример для решения различных поставленных задач. В этом заключается философский смысл парадигмы

Для науки парадигма – это то, что разделяют различные члены научного сообщества , которое, в свою очередь, определяется как совокупность людей, разделяющих парадигму. Понимаемая таким образом парадигма включает в себя два развернутых понятия парадигмы: социологическое и философское

Вам может быть полезно: Традиция

Научная парадигма согласно Куну

Томас Кун (1922-1996) был американским физиком, историком науки и философом, который с 1960 года работал над понятием парадигмы

Опираясь как на социологический, так и на философский смысл понятия парадигмы, Кун излагает несколько способов, с помощью которых можно понять, что означает парадигма. Для общего подхода выделяют, по крайней мере, четыре:

  1. Парадигмы как общепризнанные научные достижения. На какое-то время они предоставляют модели проблем и решений определенному научному сообществу.
  2. Парадигмы как научные достижения, которым не хватает прецедента. Они привлекают устойчивую группу сторонников, но не являются достаточно совместимыми, чтобы оставить проблемы нерешенными.
  3. Парадигмы как модели или образцы, принятые способом, эквивалентным принятию судебного решения в праве. Парадигма функционирует в догматическом, регулятивном и детерминирующем ключе.
  4. Парадигмы, разделяемые членами определенного научного сообщества. Это наиболее общий и общепринятый смысл парадигмы.

Кун утверждает, что парадигма состоит из двух частей: дисциплинарной матрицы и социологического компонента. Дисциплинарная матрица включает в себя символические обобщения теорий или законов. Она характеризуется особыми моделями или эвристиками (изобретенными, открытыми), символическими выражениями, общими ценностями и типичными моделями решения проблем

Социологический фактор или компонент работает с отношениями между учеными, составляющими сообщество общей парадигмы

Типичный пример научного сообщества, разделяющего парадигму, можно найти на конференциях по философии науке и различным дисциплинам. Если мы подумаем о конгрессе по платонизму, то те, кто примут в нем участие, будут разделять основные заповеди и философские системы, созданные Платоном

Парадигмы социальных исследований

социальных науках мы также работаем с различными парадигмами. Хотя верно, что для точных наук (таких как математика или химия ) социальное не всегда соответствует научной строгости, существует, по крайней мере, два способа понимания парадигм этих наук:

  • Количественная парадигма. Количественные парадигмы стремятся к знаниям как можно более объективным, которые не учитывают субъективность вовлеченных субъектов, но опираются на статистические методы, анализ вторичных данных и другие инструменты, позволяющие понять поведение
  • Качественная парадигма. Качественные парадигмы фокусируются на понимании социальных смыслов. Для этого они предпочитают инструменты, основанные на анализе дискурса, социального творчества или истории жизни, поскольку главное – понять, как субъективность определяет социальное поведение.

Образовательные парадигмы

Конструктивистская парадигма стремится к тому, чтобы ученик играл более активную роль.

Образовательные парадигмы относятся к способу мышления и понимания образовательного процесса, а также к различным педагогическим моделям, которые применяются на практике в учебных заведениях

В настоящее время существует как минимум четыре парадигмы образования:

  • бихевиористская парадигма. Он основан на объективистском или научном взгляде на образование. Она направлена на достижение количественных, наблюдаемых и конкретных результатов, через систему обучения путем обуславливания через поощрения и наказания.
  • Парадигма когнитивная . Фокусируется на понимании процесса обучения через исследование, погружающееся в личность.
  • Экологическая или социально-историческая парадигма. Полагается на сам процесс обучения, а не на результаты, которые могут быть достигнуты. Она предполагает, что обучение происходит в тесной связи с окружающей средой, поэтому, контролируя среду, можно контролировать и образование.
  • Конструктивистская парадигма. Она основана на образовательной модели, в которой ученик играет роль главного героя и познает реальность на основе собственного опыта и на контрасте со сверстниками. Это подразумевает активную, а не пассивную роль.

Смена парадигмы

Смена парадигмы происходит, когда модель не может интерпретировать определенные аспекты реальности. Может случиться и так, что, изменяя наблюдаемую реальность, она заставляет вырабатывать новое мировоззрение , поскольку парадигма – это не просто текущая теория, а целая система убеждений и предпосылок

Кун называл смену парадигм ‘научными революциями’. Отсюда в обиход вошло выражение ‘смена парадигмы’, обозначающее масштабное изменение взглядов, методов или тенденций, применимое к любой другой области знаний или человеческого опыта

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий