Главная страница » Плеоназм
Язык

Плеоназм

Мы объясним, что такое плеоназм, чем он отличается от оксюморона и приведем примеры. Кроме того, порочный плеоназм и другие риторические фигуры
Плеоназм – это добавление ненужных слов

Что такое плеоназм?

Плеоназм – это фигура речи , которая заключается в создании большей интенсивности в предложении путем добавления избыточных терминов, которые не нужны с формальной точки зрения

Другими словами, это, строго говоря, то же самое, что и избыточность, которая считается ошибкой или, в крайнем случае, неправильным, неэлегантным использованием языка. Однако в случаях, когда такая ошибка намеренная или совершена в поэтических целях, предпочтительнее использовать термин плеоназм (от греч. pléon – много и asmos – сразу)

В любом случае, и плеоназм, и избыточность заключаются в добавлении к предложению слов, которые можно считать ненужными, поскольку вместо добавления новой или релевантной информации они настаивают на информации, уже содержащейся в предложении или в предыдущем слове , например: разделительная стена или человек. Как видно, оба термина предоставляют одну и ту же информацию , и поэтому достаточно только одного

разговорном языке избыточность может выглядеть как ошибка в построении предложения, а также как способ подчеркнуть содержание сказанного , добавляя идентичную информацию в случае, если сообщение не было понято с первого взгляда. В других случаях он может представлять собой прием для достижения поэтического эффекта , как в стихотворении ‘Элегия Рамону Сихе’ испанского поэта Мигеля Эрнандеса (1910-1942):

Я хожу по стерне мертвых,
и не имея ничьего тепла и комфорта
Я иду от своего сердца к своему делу.
Рано утром смерть улетела,.

Рано взошла заря,
рано ты катаешься по земле

Так, в madrugar уже включена идея раннего (ибо тот, кто рано встает, встает рано, то есть рано утром), а в rodando уже содержится земля (ибо rodar – это, именно, кататься по земле). Но поэт выбирает плеоназм по причинам метра, музыкальности и акцента, и без них стихотворение не было бы таким сильным

Вы можете найти это полезным: Тавтология

Примеры плеоназма

Обычные примеры плеоназма в повседневной речи следующие:

  • Держать рот на замке.
  • Подъем вверх или спуск вниз.
  • Окончательный вердикт.
  • Недостижимая утопия.
  • Солер часто.
  • Период времени.
  • Бесплатный подарок.
  • Непреднамеренная забывчивость.
  • Мед пчел.
  • Коллективный геноцид.
  • Уничтожение корней.

Порочный плеоназм

Другое название плеоназма, банальности или избыточности – порочный плеоназм. То есть: плеоназм, ставший пороком, в неэлегантной и неподобающей форме речи, а не служащий механизмом поэтического выражения или какой-то высокой форме языка

Плеоназм и оксюморон

Мы не должны путать плеоназм и оксюморон , две очень распространенные риторические фигуры. Первый вводит ненужный повтор или повторение того, что уже было сказано. Напротив, оксюморон помещает два взаимоисключающих термина рядом друг с другом. То есть, если плеоназм – это форма семантического повтора, то оксюморон – это форма метафоры

Примерами оксюморонов являются: спуск к высотам, сияющая тьма, прославленная анонимность или жестокая мягкость

Другие фигуры речи

Помимо плеоназма и оксюморона, о которых мы уже говорили, можно упомянуть и другие риторические фигуры, например, следующие:

  • Аллитерация. Это заключается в повторении звуков в предложении или фразе для достижения звукового или выразительного эффекта. Оно распространено в поэзии и литературном языке. Например: con el ala aleve del abanico (Rubén Darío).
  • Эллипсис. Рисунок, противоположный плеоназму, состоит в пропуске слов или терминов в предложении, которые, будучи грамматически необходимыми, не препятствуют передаче сообщения своим отсутствием. Например: Я купил сигареты, а моя сестра купила журнал.
  • Asyndeton. Это заключается в устранении нексусов или конъюнкций , которые обычно должны появляться в предложении, например, когда это перечисление. Например: Я пришел, я увидел, я победил (Юлий Цезарь).
  • Polysyndeton. Рисунок противоположен асиндетону, который вместо того, чтобы подавлять союзы, добавляет их в чрезмерной манере, чтобы достичь эффекта повтора. Например: Есть дворец, и река, и озеро, и старый мост. (Хуан Рамон Хименес).
  • Катафора . Это предвосхищение в предложении того, что будет выражено позже, для большего драматизма или выразительности. Например: Я говорил тебе, не ходи по этому пути.
  • Гипербатон . Литературная фигура , в которой обычный порядок предложения, то есть его синтаксис , изменяется для достижения предложения, которое говорит то же самое более поэтически уместным или выразительным способом. Например: Volverán las oscuras golondrinas / en tu balcón sus nidos a colgar (Gustavo Adolfo Bécquer).

 

Аватар

Данила Соколов

Выпускник ММУ со степенью магистра, автор статей в научных журналах, победитель в международных конкурсах по лингвистике.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Вам будет интересно