Мы объясним, что такое плеоназм, чем он отличается от оксюморона и приведем примеры. Кроме того, порочный плеоназм и другие риторические фигуры
Плеоназм – это добавление ненужных слов
Что такое плеоназм?
Плеоназм – это фигура речи , которая заключается в создании большей интенсивности в предложении путем добавления избыточных терминов, которые не нужны с формальной точки зрения
Другими словами, это, строго говоря, то же самое, что и избыточность, которая считается ошибкой или, в крайнем случае, неправильным, неэлегантным использованием языка. Однако в случаях, когда такая ошибка намеренная или совершена в поэтических целях, предпочтительнее использовать термин плеоназм (от греч. pléon – много и asmos – сразу)
В любом случае, и плеоназм, и избыточность заключаются в добавлении к предложению слов, которые можно считать ненужными, поскольку вместо добавления новой или релевантной информации они настаивают на информации, уже содержащейся в предложении или в предыдущем слове , например: разделительная стена или человек. Как видно, оба термина предоставляют одну и ту же информацию , и поэтому достаточно только одного
разговорном языке избыточность может выглядеть как ошибка в построении предложения, а также как способ подчеркнуть содержание сказанного , добавляя идентичную информацию в случае, если сообщение не было понято с первого взгляда. В других случаях он может представлять собой прием для достижения поэтического эффекта , как в стихотворении ‘Элегия Рамону Сихе’ испанского поэта Мигеля Эрнандеса (1910-1942):
Я хожу по стерне мертвых,
и не имея ничьего тепла и комфорта
Я иду от своего сердца к своему делу.
Рано утром смерть улетела,.
Рано взошла заря,
рано ты катаешься по земле
Так, в madrugar уже включена идея раннего (ибо тот, кто рано встает, встает рано, то есть рано утром), а в rodando уже содержится земля (ибо rodar – это, именно, кататься по земле). Но поэт выбирает плеоназм по причинам метра, музыкальности и акцента, и без них стихотворение не было бы таким сильным
Вы можете найти это полезным: Тавтология
Примеры плеоназма
Обычные примеры плеоназма в повседневной речи следующие:
- Держать рот на замке.
- Подъем вверх или спуск вниз.
- Окончательный вердикт.
- Недостижимая утопия.
- Солер часто.
- Период времени.
- Бесплатный подарок.
- Непреднамеренная забывчивость.
- Мед пчел.
- Коллективный геноцид.
- Уничтожение корней.
Порочный плеоназм
Другое название плеоназма, банальности или избыточности – порочный плеоназм. То есть: плеоназм, ставший пороком, в неэлегантной и неподобающей форме речи, а не служащий механизмом поэтического выражения или какой-то высокой форме языка
Плеоназм и оксюморон
Мы не должны путать плеоназм и оксюморон , две очень распространенные риторические фигуры. Первый вводит ненужный повтор или повторение того, что уже было сказано. Напротив, оксюморон помещает два взаимоисключающих термина рядом друг с другом. То есть, если плеоназм – это форма семантического повтора, то оксюморон – это форма метафоры
Примерами оксюморонов являются: спуск к высотам, сияющая тьма, прославленная анонимность или жестокая мягкость
Другие фигуры речи
Помимо плеоназма и оксюморона, о которых мы уже говорили, можно упомянуть и другие риторические фигуры, например, следующие:
- Аллитерация. Это заключается в повторении звуков в предложении или фразе для достижения звукового или выразительного эффекта. Оно распространено в поэзии и литературном языке. Например: con el ala aleve del abanico (Rubén Darío).
- Эллипсис. Рисунок, противоположный плеоназму, состоит в пропуске слов или терминов в предложении, которые, будучи грамматически необходимыми, не препятствуют передаче сообщения своим отсутствием. Например: Я купил сигареты, а моя сестра купила журнал.
- Asyndeton. Это заключается в устранении нексусов или конъюнкций , которые обычно должны появляться в предложении, например, когда это перечисление. Например: Я пришел, я увидел, я победил (Юлий Цезарь).
- Polysyndeton. Рисунок противоположен асиндетону, который вместо того, чтобы подавлять союзы, добавляет их в чрезмерной манере, чтобы достичь эффекта повтора. Например: Есть дворец, и река, и озеро, и старый мост. (Хуан Рамон Хименес).
- Катафора . Это предвосхищение в предложении того, что будет выражено позже, для большего драматизма или выразительности. Например: Я говорил тебе, не ходи по этому пути.
- Гипербатон . Литературная фигура , в которой обычный порядок предложения, то есть его синтаксис , изменяется для достижения предложения, которое говорит то же самое более поэтически уместным или выразительным способом. Например: Volverán las oscuras golondrinas / en tu balcón sus nidos a colgar (Gustavo Adolfo Bécquer).
Добавить комментарий